Может ли физическое лицо, в пользу которого составлено завещание, оспорить сделку завещателя по отчуждению завещанного имущества на основании ст. 177 ГК РФ при том, что завещатель ещё жив и потенциальный наследник родственником последнего не является? Можно ли в таком случае рассматривать потенциального наследника в качестве заинтересованного лица, права которого нарушены путем уменьшения будущей наследственной массы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
У гражданина, указанного в завещании, до открытия наследства (момента смерти наследодателя) отсутствует процессуальная возможность от своего имени и в своих интересах оспаривать сделку, совершенную завещателем, по основаниям ст. 177 ГК РФ, поскольку он не является лицом, чьи права и охраняемые законом интересы могли быть нарушены в результате ее совершения. Не предоставлено такому лицу и право оспаривания сделки в порядке ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, то есть в защиту прав, свобод и законных интересов завещателя.
Обоснование вывода:
Завещание как действие по распоряжению имуществом, направленное на возникновение у названных в завещании лиц прав и обязанностей в связи со смертью завещателя, является сделкой (ст. 153 ГК РФ). Причем сделка эта носит односторонний характер, поскольку для её совершения необходимо и достаточно волеизъявления только одной стороны - завещателя (п. 2 ст. 154 ГК РФ). В отличие от других сделок, которые порождают правовые последствия непосредственно в силу их совершения, завещание при жизни завещателя юридической силы не имеет и никак не ограничивает последнего в праве распоряжения завещанным имуществом (п. 5 ст. 1118 ГК РФ). Завещание порождает права и обязанности только в совокупности с другим юридическим фактом - смертью завещателя (открытием наследства).
Следовательно, при жизни завещатель продолжает оставаться собственником своего имущества и вправе распоряжаться им по своему усмотрению и в своем интересе, что соответствует общим началам гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ). Возможность иметь имущество на праве собственности и совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах входит в содержание его гражданской правоспособности (ст. 18 ГК РФ).
В тех случаях, когда гражданин, будучи формально дееспособным, совершает сделку, но находится в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, такая сделка, в силу п. 1 ст. 177 ГК РФ, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность защиты прав лица, страдающего психическим расстройством, но еще не признанного недееспособным. Нормы п. 1 ст. 177 ГК РФ призваны защищать интересы лиц, страдающих временными или стойкими психическими расстройствами, до того, как суд признает их недееспособными и своим решением защитит их от последствий таких поступков на будущее время.
Сделка, совершенная гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими, является оспоримой. А согласно п. 2 ст. 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено только лицом, указанным в Гражданском кодексе РФ. Так, как следует из буквального содержания нормы п. 1 ст. 177 ГК РФ, правом обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности обладают как сам гражданин, не понимавший значения своих действий или не руководивший ими, так и иные лица, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
По нашему мнению, лицо, в пользу которого составлено завещание, до момента смерти завещателя и принятия наследства не может считаться заинтересованным лицом в целях оспаривания сделки завещателя на основании п. 1 ст. 177 ГК РФ. Ведь каких-либо прав в отношении отчужденного завещателем имущества он не имеет в силу закона: как мы указали ранее, завещание при жизни завещателя юридической силы не имеет, следовательно, не порождает каких-либо субъективных прав у указанного в завещании лица. Иными словами, совершенная завещателем сделка прав такого потенциального наследника не нарушает. Что касается наличия у этого лица охраняемого законом интереса, отметим, что в отличие от субъективных прав интерес защищается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Однако действующее гражданское законодательство не признает за указанным в завещании лицом до момента открытия наследства какого-либо интереса и, соответственно, не предоставляет возможности его защиты. Поэтому совершенная завещателем сделка не нарушает и каких-либо охраняемых законом интересов такого потенциального наследника. Таким образом, лицо, в пользу которого составлено завещание, до момента смерти завещателя и принятия наследства не уполномочено на предъявление в своих интересах иска о признании сделки завещателя недействительной на основании п. 1 ст. 177 ГК РФ.
Действующее гражданское процессуальное законодательство позволяет предъявлять иски не только в своих интересах, но и в интересах других лиц. Однако, как следует из буквального содержания ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, для обращения гражданина в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица необходимо два условия: такой случай должен быть предусмотрен законом, обращение в защиту другого лица производится по его просьбе (если это лицо не является недееспособным или несовершеннолетним). В то же время закон не предусматривает права лица, в пользу которого составлено завещание, на предъявление иска о признании сделки завещателя недействительной на основании п. 1 ст. 177 ГК РФ в интересах последнего. Такой иск уполномочен предъявить, например, опекун совершившего сделку лица.
Таким образом, мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации гражданин, указанный в завещании в качестве наследника и не являющийся ни опекуном совершившего сделку лица, ни его правопреемником, не вправе при жизни завещателя обращаться в суд с иском о признании сделки завещателя недействительной на основании п. 1 ст. 177 ГК РФ.
Данная позиция поддерживается и в определении Верховного Суда РФ от 16.05.2006 N 5-В06-25, где суд прямо указал, что будущий наследник при жизни наследодателя не вправе был обращаться в своих интересах в суд с иском о признании заключенного последним договора недействительным. Он мог бы обратиться с таким иском, но в интересах наследодателя и в случае, если бы был его опекуном. Единственно возможным для наследника является его обращение в суд с иском о признании недействительным такого договора после смерти наследодателя и принятия наследником наследства на правах правопреемника. В п. 73 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" также акцентировано внимание на том, что наследники могут обратиться в суд после смерти наследодателя с иском о признании недействительной совершенной им сделки, в том числе и по основаниям, предусмотренным ст. 177 ГК РФ, если наследодатель эту сделку при жизни не оспаривал. Однако отметим, что правопреемство в порядке наследования не влечет изменения сроков исковой давности, а также порядка их исчисления.
В этой связи также смотрите материалы судебной практики, например: определение Приволжского районного суда г. Казани от 03.05.2012 по делу N 2-1963/12, кассационные определения СК по гражданским делам Пензенского областного суда от 15.02.2011, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://oblsud.pnz.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=show_text&srv_num=1&id =58400001102211230470761000254070, Ленинградского областного суда от 13.12.2012, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://oblsud.lo.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=show_text&srv_num=1&id= 47400001212140935589191000679849.
К сведению:
Отметим также, что завещатель вправе отменить или изменить составленное им завещание в любое время после его совершения (ст. 1130 ГК РФ), в том числе путем составления нового завещания, одного или нескольких (ст. 1120 ГК РФ), в результате чего его правопреемниками в гражданско-правовых отношениях станут совершенно другие лица (смотрите, например, решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 03.09.2010, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке http://www.gcourts.ru/case/2045742).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
16 января 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"