Родителям, проживающим в г. Чита Забайкальского края, для ребенка, достигшего возраста 1,5 лет, не было предоставлено место в детском саду.
Какие компенсации должны быть предоставлены в данной ситуации и каков порядок их получения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выплата денежной компенсации или пособия родителям ввиду непредоставления ребенку места в дошкольном образовательном учреждении в настоящее время ни федеральным законодательством, ни законодательством Забайкальского края не предусмотрена.
Обоснование вывода:
Часть 2 ст. 43 Конституции РФ гарантирует каждому право, в том числе, на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. На федеральном уровне данная конституционная гарантия конкретизирована в Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), а также подзаконных нормативных правовых актах, в том числе в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 N 2562 (далее - Типовое положение).
Так, статья 18 Закона об образовании предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода (ст. 18 Закона об образовании, п. 33 Типового положения). Отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями (п. 34 Типового положения).
В соответствии с п. 25 Типового положения порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в групповые компенсирующей и комбинированной направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем.
Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Так, постановлением Администрации городского округа "Город Чита" от 03.02.2012 N 70 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) на территории городского округа "Город Чита". В соответствии с п. 3.3 указанного регламента поступление в учреждение дошкольного образования ограничено имеющимся количеством мест. Место в дошкольных учреждениях предоставляется согласно дате регистрации в Единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения.
Последствия незачисления ребенка в дошкольное образовательное учреждение ввиду отсутствия свободных мест не предусмотрены действующим Законом об образовании; не установлены они в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который вступит в силу с 01.09.2013. Отметим, что 01.06.2011 в Государственную Думу РФ был внесен проект федерального закона N 556611-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", предусматривавший выплату родителям (законным представителям) компенсации за непредоставление ребенку места в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Однако 05.09.2011 законопроект был возвращен авторам в связи с несоблюдением требований ч. 3 ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы РФ. Законопроект N 36507-6 аналогичного содержания был повторно внесен в Государственную Думу РФ 14.03.2012, однако 18.10.2012 его рассмотрение в первом чтении было перенесено, иных сведений о прохождении данного проекта в парламенте не имеется.
Таким образом, на сегодняшний день право на получение родителем компенсации либо пособия ввиду непредоставления ребенку места в дошкольном образовательном учреждении федеральным законодательством не предусмотрено.
Поэтому соответствующий вопрос в настоящее время решается на уровне регионального законодательства, поскольку пункт 3 ст. 3 Закона об образовании позволяет субъектам РФ в соответствии с их статусом и компетенцией принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. В этой связи смотрите, к примеру:
- Закон Ненецкого автономного округа от 22.03.2011 N 10-оз "О ежемесячной компенсационной социальной выплате родителю или иному законному представителю, совместно проживающему и фактически воспитывающему ребёнка в возрасте от 1,5 до 4 лет на дому, которому временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении, и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по назначению и выплате ежемесячной компенсационной социальной выплаты";
- Закон Красноярского края от 20.12.2007 N 4-1092 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по назначению и выплате ежемесячной компенсационной выплаты родителю (законному представителю - опекуну, приемному родителю), совместно проживающему с ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении или предоставлено место в группе кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения";
- ст. 5 Закона Архангельской области от 10.11.2004 N 261-33-ОЗ "О социальных пособиях гражданам, имеющим детей";
- Закон Смоленской области от 09.12.2011 N 127-з "Об областном ежемесячном пособии на ребенка, не посещающего государственное или муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования";
- главу 7.5 Закона Самарской области от 16.07.2004 N 122-ГД "О государственной поддержке граждан, имеющих детей".
Компенсации либо пособия ввиду непредоставления ребенку места в дошкольном образовательном учреждении предоставляются и в ряде других субъектов РФ.
Однако законодательством Забайкальского края указанные меры социальной поддержки не предусмотрены, поэтому на территории г. Чита Забайкальского края компенсации либо пособия ввиду непредоставления ребенку места в дошкольном образовательном учреждении не выплачиваются. В этой связи смотрите ответ Комитета образования Администрации городского округа "город Чита" от 17.02.2012 (http://edu-chita.ru/news/965). Тем не менее, как следует из раздела "Соблюдение прав детей и подростков" Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае в 2011 году, приведенного в постановлении Законодательного Собрания Забайкальского края от 15.02.2012 N 2, Губернатор Забайкальского края поручил Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в 2012 году подготовить нормативный правовой акт "О предоставлении пособий на детей от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения". Однако сведений о разработке данного регионального законопроекта нам, к сожалению, обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
25 января 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.