Два взгляда на экономическую институциональность государства
Дан комментарий основных проблем экономической теории институционализма, касающихся государства как публичного образования, права собственности, сделок. В основе анализа - модель государства Д. Норта. Автор сравнивает экономическое и правовое содержание категорий "государство", "институты государственной власти" и др. с целью выявить перспективы их развития с учетом правового регулирования экономических отношений в современном обществе.
Проблема взаимоотношений между государством и экономикой особенно актуальна в периоды кардинальных изменений, прежде всего в материальном базисе общества. Экономические процессы, протекающие в обществе и государстве, в связи с их циклическим характером снова и снова перераспределяют функции государства, его институтов в социуме. Сейчас бывшие социалистические страны, развивавшиеся в условиях государственного монополизма и плановости, перешли к рыночной экономике со значительно ослабленным влиянием государства. При существенном изменении элементов экономических систем объективно возникает необходимость переосмысления государственно-правовых институтов общества. Для эффективного участия в социально-экономических процессах юристы должны воспринимать новые экономические реалии и анализировать современные экономические тенденции. Если ранее (в условиях классовой методологии и административно-командного развития экономики) юридические концепции доминировали над экономическими, то в нынешних обстоятельствах эти концепции должны взаимно балансироваться и профессионально дополнять одна другую.
Обращение к экономической литературе последних лет показало активное использование учеными-экономистами метода институционализма. Государствоведы и правоведы тоже рассматривают возможности институциональной методологии при исследовании государственных и правовых явлений. Интерес к данному научному подходу не случаен. Эволюция институтов и организаций, выявление внутренних факторов институциональных изменений от хаоса к порядку объясняют популярность теории в западных и постсоциалистических государствах.
Объективные обстоятельства: экономические кризисы, трудности экономического развития стран - стали побудительными мотивами развития экономической мысли в направлении преодоления негативных реалий. Начиная с ХIХ в. экономисты пытались найти новые методы экономического анализа. Было разработано несколько альтернативных подходов, противопоставляемых классической английской экономической концепции (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Малтус и др.). Первой в этом ряду оказалась идея немецкой исторической школы. Под лозунгом "Каждая страна идет своим путем" изучались проблемы, связанные с историей, культурой, этнопсихологией конкретного государства. Основным методом исследований была статистика. Школа маржинализма взяла за основу анализ категории ценности товара, которая, по их мнению, создается не при производстве благ, а при их реализации. В основу концепции марксизма был положен социальный дисбаланс в распределении продукта, а не экономический эффект.
Сформировавшийся в конце ХIХ - начале ХХ в. в США институционализм решал задачу разработки методов экономической саморегуляции общества. Была рассмотрена совокупность сложившихся у американского среднего класса норм, привычек, традиций, мотивов поведения людей (денежное соперничество, праздность и демонстративное поведение и др. - общественно-экономические явления, которые также наблюдаются в современной жизни постсоциалистических государств).
Определенную схожесть с институционализмом можно увидеть у школы немецкого неолиберализма (концепция социального рыночного хозяйства). Ряд ученых называют данную школу институционализмом в широком смысле слова. В основе теории лежат идеи либеральной экономики и высокой ответственности государства за ее социальные компоненты ("конкуренция - насколько возможно, государство - насколько необходимо"); не прямое участие государства через его органы в экономике, а создание "рамки" (пределов допустимого) для экономической деятельности, что предполагает наличие четко сформулированного законодательства в отношении экономической, социальной и производственной инфраструктуры*(1).
Предмет исследования институциональной экономики - экономическое поведение человека, участвующего в материальном производстве с целью удовлетворения своих потребностей при ограниченном экономическом и интеллектуальном ресурсах*(2). Институциальностью обладают и государство, и право, которые исследуют и организуют поведение тех же людей только в иной - государственно-правовой - сфере. Одна группа институтов отражает правила поведения, другая - существующие организации (элементы политической системы, системы законодательной, исполнительной и судебной власти, экономические организации и общественные организации: профсоюзы и средства массовой информации). Все эти институты имеют свои цели и задачи: воздействие на поведение людей посредством нормативных правовых актов; балансирование и разграничение интересов участников экономических процессов; стимулирование производства и рынка; воздействие на систему мироосознания населения. Имея единую основу - общественные отношения, организованные в институты, - государство, право и экономика находятся в прямых взаимоотношениях друг с другом, не теряя при этом относительной системной автономии.
При исследовании юристами деятельности государства и права в экономической сфере представляется логичным узнать мнение экономистов о том, как они понимают и какое место отводят государственно-правовым институтам в экономических процессах, протекающих в странах. Так появилась идея в рамках настоящей статьи дать юридическую трактовку суждений современных ученых- экономистов, сторонников институционализма, прежде всего идей о государстве (на основе модели Д. Норта), его экономической сущности, формах, функциях и типах. Мы стремимся определить общее и различное во взглядах институционалистов и автора на государство, найти причины расхождения и возможные способы их преодоления на основе действий обеих сторон для повышения эффективности государственно-правовой регуляции экономических отношений.
Экономистов-институционалистов, как и юристов, интересуют проблемы возникновения, бытия государства, его роли в общественной и экономической жизни. Ранние институционалисты объясняли возникновение государства через соглашения и обязательства, возникающие в совместной экономической деятельности (см. книгу Дж. Коммонса "Экономическая теория коллективных действий"). Данная позиция в большей степени соответствует договорной теории возникновения государства, известными представителями которой были Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, А. Радищев. Сторонники договорной теории исходили из того, что государству предшествовало такое естественное состояние людей, когда каждый обладал естественными правами, защищавшимися через "войну всех против всех" (Т. Гоббс). Впоследствии, видя бессмысленность (граничащую с самоуничтожением человеческого вида) подобной борьбы и насилия в буквальном смысле слова, люди заключили общественный договор между каждым членом общества и вновь созданной организацией - государством. По договору люди передали часть своих прав государственной власти и приняли обязательство подчиняться ей в обмен на защиту их неотчуждаемых прав на свободу, безопасность, право собственности и др. Человек стал носителем народного суверенитета (участником общей воли), а правители - уполномоченными народа. Эта теория заложила основы теорий народного суверенитета, подконтрольности и подотчетности, сменяемости структур государственной власти. Общественный договор как институт может быть усовершенствован и адаптирован к изменяющимся условиям жизни общества.
Выбор Дж. Коммонсом договорной теории возникновения государства соответствовал его представлениям о демократии и социальной справедливости. Новая институциональная экономическая теория анализирует три основные области: институциональную среду и ее влияние на поведение экономических субъектов; контрактные соглашения (экономические организации); формирование социальных институтов (институциональную эволюцию). Теория эволюции институтов имеет несколько ответвлений. В одном из них используются экономико-математические методы для анализа исторических процессов (ведущий представитель данного направления - Р. Фогель); в другом исторический процесс анализируется с точки зрения эволюции институтов, трансакционных издержек и права собственности. Родоначальник данного направления - американский специалист по экономической истории, лауреат Нобелевской премии (1993 г.) Дуглас Норт.
Д. Норт создал свою модель государства, базирующуюся на институте права собственности*(3) и сравнительном анализе экономической истории Англии и Испании и институциональной структуры английских и испанских колоний. Если ранние институционалисты объясняли государство исходя из взаимных соглашений и обязательств, возникающих в ходе совместной экономической деятельности, т.е. как компромиссный вариант, то Д. Норт определил государство как организацию с преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных. Государство, по Норту, появляется в форме договора (контракта), декларирующего признание прав индивида на определенные блага другими участниками договора в обмен на отказ от претензий на остальные ресурсы и согласие уважать чужие права на них. В этом случае государство обеспечивает структуру прав собственности (т.е. исключает для всех остальных членов общества возможность воздействия на объект собственности индивида), что ведет к повышению благосостояния общества в целом за счет уменьшения трансакционных издержек. Для охраны договора государство проводит перераспределение "потенциала насилия" и собирает с населения налоги. В результате индивиду нет необходимости в одиночку оборонять свои права собственности. Защищая права собственников на конкретной территории, государство разбивает население на группы, устанавливая для каждой из них права собственности (специализировав их), чтобы максимально увеличить поступления в государственный бюджет. Поставив цель - увеличение доходов государства за счет снижения расходов на охрану прав собственности, государство разрабатывает такую структуру общества, которая позволяет получить максимальные доходы при минимальных затратах, и предлагает экономичный (минимизированный по затратам на специализацию и защиту прав собственности) пакет общественных и полуобщественных благ и услуг.
В основу своей модели государства Норт заложил "социальную институцию" и институциональную структуру общества, обусловленную "правами собственности" и "траксакционными издержками". Д. Норт отмечал, что он занимается не исследованием влияния институтов и организаций на экономическую эффективность, а вопросами формирования и эволюции институтов и организаций (предположительно и государства). Важнейшим, с его точки зрения, элементом структуры общества выступает институт, созданный, развитый и измененный людьми*(4). Институты представляют собой рамки, в пределах которых люди общаются между собой.
Эти рамки (институты) включают различные ограничения:
писаные ограничения - правила и предписания (конституции, договоры, законы и др.);
неписаные ограничения - обычаи, привычки, традиции и др., обеспечивающие самую высокую экономию средств в силу добровольного их исполнения, ограничивающие сферу действия формальных правил и процедур, замещающие формальные институты;
процедуры по пресечению нарушений установленных ограничений*(5).
Главной функцией социальных институтов Д. Норт считает минимизацию трансакционных издержек. В условиях персонализированного обмена трансакционные издержки отсутствуют. Они увеличиваются с развитием разделения труда, меновых отношений и появлением рынков, увеличением количества прав собственности и специализированной взаимозависимости, подлежащих защите. Это и определило потребность в третьем участнике - государстве. Государство создает институциональную систему, включающую договорное право, гарантии, систему мониторинга и др. Д. Норт полагает, что оно оказывает наибольшее влияние на трансакционные издержки. В этом состоит особая роль государства. Трансакционные издержки, в свою очередь, зависят от эволюции институтов. Изменение неформальных институтов проходит медленнее и большей частью на подсознательном уровне, потому что медленнее формируются альтернативные модели поведения. Формальные же правила можно изменить в один момент путем принятия политических или правовых решений*(6).
Выделяются два источника изменений институтов: экономический (сдвиги в структуре относительных цен) и социальный (идеология). Экономический источник представляет собой изменение цен конечной продукции за счет факторов технического прогресса, производства, рынка и др., т.е. факторов, которые, меняясь сами, ведут к изменению условий контрактов, а те, в свою очередь, - к модификации как формальных (писаных), так и неформальных (неписаных) ограничений. Идеология влияет на предпочтения людей. Под идеологией понимаются субъективные модели, посредством которых человек осмысливает и оценивает окружающую его среду. Норт отмечал, что сложнейшие человеческие организации были бы невозможны без идеологии*(7).
В ранних работах Д. Норт утверждал, что институциональная эволюция состоит в том, что неэффективные институты должны заменяться эффективными; различия в экономическом развитии государств могут быть преодолены через внедрение институтов, действующих в более развитых странах. Позже на смену оптимизму пришла констатация, что в человеческой истории экономический рост был исключением, а не правилом. Новые институты, проявившие себя эффективно в одной стране, не давали тех же результатов в других государствах. Политические же системы часто производят неэффективные права собственности. В реальной жизни различные страны идут разными путями, а общества отличаются друг от друга. Причины этого, по Д. Норту, - двойственная роль государства; влияние групп, имеющих специальные интересы, и зависимость институциональной эволюции от избранной однажды траектории. Двойственность роли государства проявляется в том, что оно может быть заботливым и справедливым к своему населению, а может быть разрушителем, старающимся увеличить только свои доходы. Во втором случае государство обыкновенно действует при помощи неэффективных институтов, так как они легче управляются и контролируются*(8). Группы со специальными интересами - это ведущие политические группировки, оказывающие давление на государство через лоббирование в законодательных органах стран выгодных им нормативных актов. Изменять институты начинают тогда, когда выгода больше, чем расходы, поэтому неэффективные институты характеризуются стабильностью. Норт пришел к выводу: одни институты ведут к экономическому росту, другие - от него.
В мировой экономической истории Д. Норт определяет два переломных момента - две экономические революции: в VIII тысячелетии до н.э. ("неолитическая") и с ХIХ в. Под экономической революцией он понимает изменения в производстве, фундаментальных знаниях и организациях. В первую революцию, по Норту, права собственности появились независимо от политических и социальных институтов, в результате простого развития сельского хозяйства. До "неолитической" революции существовала общая система собственности. Увеличение населения привело к дефициту ресурсов и поиску новых. Наметился переход от охоты и рыболовства к оседлому земледелию и скотоводству, вызвавший формирование "исключительной общей собственности" одного племени с ограничением доступа к ней других племен. В результате стимулировалось производство собственников и увеличивался объем производимой продукции. Вторая экономическая революция характеризовалась соединением науки, технологии, производства. Это стало возможным благодаря появившимся авторскому и патентному праву, торговым маркам, ноу-хау и др.
Результаты двух экономических революций привели к усилению роли государства и права при использовании ресурсов (человеческих, материальных, интеллектуальных, технологических); усилению лоббистского воздействия на государство. Д. Норт считает, что в условиях второй экономической революции роль государства должна проявляться позитивно, чтобы общество смогло реализовать производительный потенциал научно-технической революции.
Таковы основные положения модели государства Д. Норта. Далее хотелось бы представить некоторые соображения по поводу ряда позиций его учения.
Думается, что модель государства Д. Норта отражает экономическую сущность: во всей концепции доминирует экономический анализ, в частности экономическое толкование института права собственности и связанных с ним институтов. С большей частью учения Д. Норта нужно согласиться и в юридическом плане, особенно в том, что касается регуляции и сущности экономических отношений.
Не вызывает сомнений, что главной причиной возникновения государства как института является ограниченность и исчерпаемость природных ресурсов, приведшие к зарождению категории собственности вначале в экономическом ее понимании: как отношений, складывающихся между субъектами по поводу силового захвата неких благ, контроля над ними и извлечения из них пользы. Сформировавшаяся экономическая категория собственности для ее сохранения нуждалась в придании ей исключительности посредством перевода ее в правовую категорию, закрепленную в законе как совокупность правомочий титуляра по владению, пользованию и распоряжению и охраняемую с помощью организованной силы специально созданной для этого структуры - государства. Возникновение собственности - объективная причина создания государственного аппарата, а субъективная - естественная психико-физиологическая природа человека, так называемый эгоцентризм, "вечный двигатель" его развития и самосохранения.
Государство действительно занимает ограниченную территорию (географический район: сушу, водное пространство около нее и воздушное над ней) с проживающим на ней населением. Ограниченность территории обусловливается пределами осуществления государственной власти, более эффективным контролем при более низких трансакционных издержках при защите населения. Размеры государства также влияют на трансакционные издержки и эффективность управления: чем больше территории, тем выше трансакционные издержки государства. При низких затратах государство теряет или свою эффективность для общества, или территории для управляющих. Государственное влияние на больших территориях и силовая защита распространяются неравномерно для той же экономии средств. Крушение великих империй - тому доказательство.
Например, основными задачами при присоединении Финляндии к Российской империи были интеграция финской экономики в российскую, приведение государственного устройства и законодательства Финляндии к общероссийским нормам и создание единой оборонительной системы (главная задача). "Русификация" Финляндии, в отличие от ряда других национальных окраин, проводилась прежде всего в административно-правовой сфере и практически не затронула культуру и систему образования, что повлияло на национально-освободительное движение финнов против империи, несмотря на то что им давалась большая свобода действий, чем иным национальным регионам. Данный факт свидетельствует о неравномерности управления провинциями. Кроме того, центр стремился к снижению трансакционных издержек, что ухудшило материальное положение населения центральных областей России и привело к кризису и революционной ситуации в государстве. Результатом стали неэффективное управление, социальная революция, отказ от завоеванных территорий и получение государственной независимости Финляндией, Польшей, Эстонией, Латвией и Литвой, входившими в состав Российской империи.
Территориально-географическая ограниченность государства требуется для специализации прав территорий и последующей специализации прав собственности. Она объективно необходима для эффективности государства.
Для охраны интересов населения данной территории (от внутренних и внешних угроз) государству нужны финансовые средства в виде налогов и других видов фискальных платежей. Налоги отражают его "двойственность": они сочетают элементы частного и публичного интереса. Развитие налоговой политики имеет свой девиз, перефразированный со слов немецких неолибералистов: "Государства - насколько возможно, налогов - насколько необходимо". Развитие современных долговых кризисов в США и странах Европы показывает, что возвращение взятых государственных займов ложится на плечи обыкновенных налогоплательщиков, а не на государство как специализированную организацию и не на тех, кто эти деньги фактически использовал. Государственные займы, полученные от внешних банков, кроме финансовой зависимости, свидетельствуют о нежелании или неумении государства справляться с издержками в рамках принятого бюджета. Дефицит бюджета может определяться как вложением средств для пользы всего общества, так и их разбазариванием или разворовыванием.
Эволюция институтов зависит от объективных и субъективных факторов (экономических и социальных). Д. Норт отдает должное неформальным институтам, и не только потому, что они дешевле обходятся обществу, но и, главное, потому, что они более рациональны, устойчивы и полностью соответствуют реальности, так как ею же созданы, нежели формальные ограничения, искусственно придуманные в угоду тем или иным группам интересов. Неформальные модели поведения не всегда совпадают по своим целям и задачам с формальными. Государство в зависимости от проводимой политики или не обращает на них внимания, или делает все, чтобы неугодные неформальные ограничения были забыты, и наоборот, угодные неформальные институты возводит в ранг правового обычая и защищает их силой принуждения. Естественные неформальные институты, тем не менее, продолжают действовать длительное время и соблюдаются в связи с осознанием их необходимости. По этой причине импорт институтов из одних государств в другие обыкновенно не дает ожидаемого результата. Достаточно посмотреть на импорт европейских институтов в постсоциалистические страны. Например, институт защиты прав потребителей в этих странах за 20 лет не полностью внедрился и не показал своей эффективности в силу инертности общества, не создавшего модель поведения для ответа на действия нелояльных торговцев. Современные "арабские революции" - еще один пример неэффективного импорта евро-американских формальных институтов, которые не смогли преодолеть неформальные институты арабских государств. Данный импорт эффективен только для экспортеров, поскольку вызывает перераспределение насилия для новой специализации прав собственности.
Размышляя о "двойственности" государства, нужно отметить ее запрограммированность: степень сочетания индивидуального (частного) и общественного (публичного). По этой причине и возможна эволюция институтов. Чем сложнее система экономических отношений, тем более она наполняется "субъективизмом" (частным содержанием) и зависит от индивидуальных интересов. Возможно ли в данном случае прогнозировать развитие экономики и государства и на какой период? Является ли государство автономной системой или лишь легитимным средством достижения экономических целей? Не приведет ли это к неэффективности самого человечества как природного вида? Идеальным ответом на вопросы представляется создание "рационального" и позитивного государства с активными демократическими институтами власти, с системой стимулов развития производства, ясно обозначенными социальными компонентами в экономических отношениях, с тенденцией к расширению сферы правового регулирования и законности.
Думается, что подобный ответ имел в виду Д. Норт, говоря о необходимости создания позитивного государства. В связи с этим правильной выглядит позиция марксизма о том, что государство - надстройка над экономическим базисом, исполняющая волю экономически господствующей немногочисленной группы людей (класса). При всех существовавших и существующих формах государства распределение "принципал - должник" производилось в пользу не народа, а группы крупных собственников и ведущих политических сил (партий). Даже в эпоху социализма, когда посредством национализации промышленного производства экономический ресурс стал общенародной собственностью, общество (общенародное государство) не сумело преодолеть инерцию "эгоцентрического" развития, что привело в 90-х гг. прошлого века к очередному "перераспределению прав собственности" (уже через приватизационные механизмы) с неверно заданной (с точки зрения общественного интереса) целью - повысить благосостояние отдельных индивидов, а не экономическую эффективность созданного производственного и ресурсного потенциала стран Восточной Европы. Об этих внутренних ограничениях в самом государстве, т.е. о том, что его власть ограничена некоторыми интересами, говорят и последователи неоинституционализма*(9).
"Двойственность" государства создается государственной идеологией для наиболее эффективного управления гражданами с целью достижения экономических интересов специальных групп. Думается, что этим объясняется отмеченное Д. Нортом существенное влияние идеологии на эволюцию институтов.
Определение Нортом двух великих для человечества экономических революций, с одной стороны, показывает важность производительных сил в социально-экономическом развитии, а с другой - оставляет впечатление, что значительный период, особенно между первой и второй революциями, практически ничем не заполнен. Экономическая история человечества свидетельствует, что предшествовавшие периоды оказали революционное воздействие на развитие экономических процессов, самого общества и подготовили то, что названо Нортом второй экономической революцией.
Основные признаки модели государства Д. Норта в определенной степени совпадают со сформулированными современными государствоведами: наличие аппарата власти и управления; аппарата принуждения; территории; разделение населения по территориальным единицам; верховенство государственной власти и ее независимость на международной арене (суверенитет); народный суверенитет; система займов и налогов; геральдика*(10).
Последователи современной институциональной концепции государства и его институтов (в том числе экономисты из России) дают различные определения государству. Так, А.Н. Олейник пишет: "Государство - это особый случай властных отношений, возникающих на основе передачи гражданами части своих прав на контроль своей деятельности в сферах специализации и защиты прав собственности, создания каналов обмена информацией, разработки стандартов мер и весов, создания каналов физического обмена товаров и услуг, правоохранительной деятельности и производства общественных благ. В этих сферах государство получает право легитимного, т.е. на основе социального контракта, принуждения и насилия"*(11).
Анализ дефиниции вызывает некоторые вопросы. Представляется, определять "государство" как "особый случай властных отношений" не совсем верно. Если государство и его властные полномочия случайны, тогда случайно и все экономическое развитие общества (появление собственности, каналы обмена информацией, стандарты мер и весов и т.д.). Потому возникновение государства есть объективная необходимость, как и власть, которой оно обладает. Нет власти - нет и государства, нет и общественной необходимости в такой организации. Рассматривать государство как особый случай - противоречить избранной экономистами модели государства Норта.
Наибольший "страх" у экономистов вызывает использование термина "насилие". Л.Н. Мамаева, чтобы быть правильно понятой при цитировании вышеизложенного определения, уточняет смысл слова "насилие". Она пишет: "...Под "насилием" понимается физическое ограничение спектра возможностей, доступных одному индивиду (или группе), посредством воздействия на его способность реализовывать принимаемые им решения. С этой точки зрения насилие является проявлением власти (но не силы)"*(12). В мире ограниченных ресурсов насилие есть средство перераспределения благ, в результате которого возникает явление, которое институционалисты называют "вынужденный контракт (договор)" или "избирательный асимметричный обмен"*(13). Ранние институционалисты относились к термину без страха.
В философском понимании насилие - общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность; узурпация свободной воли в ее наличном бытии (Г. Гегель).
В социологии насилие - применение тем или иным классом (социальной группой) различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов (социальных групп) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных привилегий*(14).
Согласно учениям Г. Гроция, Т. Гоббса и И. Канта легитимное насилие существовало в двух исторических формах: талиона и государственного (законного) насилия. Государство, монополизировав насилие, переведя его в латентную форму, ограничило первобытную насильственную практику.
В марксизме отмечалось, что систематическое использование насилия в истории связано с существованием антагонистических классов, со сменой конкретно-исторических форм отчуждения труда и способов принуждения к труду.
Из экономического толкования насилия, осуществляемого государством, следует, что принуждение и насилие как форма принуждения используются в обществе для того, чтобы "добраться" до экономических ресурсов через управление человеческими ресурсами и специализации прав собственности. Все было просто и дешево, когда экономическая система не была сложной, каждый член общности был экономическим собственником. В Новой истории, с усложнением экономической системы (развитием глобализации, открытости, высокой технологичности и др.), с увеличением количества групп лоббирования, владеющих большим экономическим ресурсом, с подчинением им государств, последним сложно быть общественно эффективными. В настоящее время наблюдается интенсивный процесс перераспределения насилия на национальном и международном (глобальном) уровнях. Вина за неисполнение обязательств по "вынужденному асимметричному контракту" перекладывается или на граждан, или на государство, использующее насилие по отношению к своим и чужим гражданам. Перевод ответственности с одного игрока на другого проявляется в теории неоинституционализма. Создается система "оправдания" неэффективности проектов экономического развития государств и ухода от социальной ответственности в периоды финансовых и экономических кризисов, которые наступают еще и в силу циклического развития всех социальных систем. Дисбаланс элементов экономической системы приводит к дисбалансу остальных взаимосвязанных систем (политической, правовой, государственной, социальной и т.п.), а затем или к последующей их эволюции, или вообще к разрушению. Затем цикл повторяется.
Так или иначе посредством государства закрепляются правила рыночной игры для ее участников и перераспределяются экономические ресурсы и ресурсы накопления в нужном (для определенного круга лиц) направлении. Экономическая конфигурация государства может быть либерально-рыночной (с большим или меньшим контролем за уровнем цен) или сочетаться с жестким административным контролем. При этом в экономике снижается или растет доля прямого государственного участия в зависимости от сферы хозяйствования, значимости для общества и трансакционных издержек. Эта доля для различных государств может быть разной. Например, самая высокая доля участия государства (75%) на начало 90-х гг. прошлого столетия в Англии, Франции, Германии, Японии и США была в отраслях почтовых услуг и услуг связи, в сфере железнодорожного транспорта (кроме США). Английское государство участвовало еще в электроэнергетике, нефтедобывающей, угольной промышленности (75%), в газовой же промышленности его доля составляла только 25%. Французское государство на 75% участвовало в электроэнергетике, нефтедобывающей и угольной промышленности, т.е. можно сказать, что во всех главных энергетических и ресурсных отраслях хозяйства был установлен государственный монополизм. Германия распределяла государственную собственность более равномерно: электроэнергетика - 75%; газовая промышленность - 25%; по 50% - угольная и нефтедобывающая отрасли. Япония вкладывала по 25% в электроэнергетику, нефтедобывающую и угольную отрасли. Доля США в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей и угольной промышленности - по 25%. При этом доля налогов на доход во Франции составляет 57%; в Англии - 40%; в Германии - 55%; в Японии - 37%; в США - 33%*(15).
Эти данные показывают, что государство берет на себя базовые, необходимые для общества и для групп крупных собственников, капиталоемкие отрасли, оправдывающие сбор высоких налогов и использование финансовых средств налогоплательщиков, или массовые отрасли, дающие быструю прибыль при сравнительно невысоких издержках и позволяющие осуществлять непосредственный контроль (в буквальном смысле) над населением. Экономисты говорят в этих случаях об "оптимальности" вмешательства государства, влияющего на темпы экономического роста. По показателям доли налога на доход в связи с долей государственной собственности в экономической структуре и социальными компонентами можно предположить: чем выше доля государственного участия, тем выше налоговое бремя и стабильность социальных компонентов в экономике (например, во Франции, Германии, Англии). США, вкладывая меньше бюджетных средств (ответственности) и оставляя индивиду больше дохода, предоставляют ему материальную базу для самостоятельной экономической активности и личной ответственности, допускают вероятность личного участия в перераспределении ресурсов и, как следствие, уравновешивают интересы индивида, государства и общества до момента наступления экономического кризиса. В условиях кризиса США спасают преимущественно интересы крупного капитала, в частности национализируя обанкротившиеся банки за счет финансовых средств обыкновенных налогоплательщиков.
В проводимой европейскими государствами и США экономической политике прослеживаются различия, однако достигается почти одинаковый социальный результат, если сравнить социальный пакет услуг. Почему при меньшей или большей доле государственного участия в экономике результат почти одинаковый? Возможно ли, что доля прямого участия государства в экономике не оказывает существенного влияния на социально-экономические процессы? Появление института социального обеспечения, особенно в Европе, можно связать с научно-технической революцией, наступающей рецессией и широким распространением идей марксизма. Марксизм воспринимался буржуазией серьезно, его перспективы пугали. Экономическим группам со специальными интересами, чтобы "устоять", необходима была срочная социализация функций государства, прежде всего в сфере социального обеспечения. В целом же экономическую функцию государства составляют несколько его основных подфункций: разработка правовых основ принятия экономических решений; регулирование естественных монополий; стимулирование производственной деятельности граждан; социально ориентированное перераспределение ресурсов; балансирование экономических процессов в направлении их стабилизации.
Экономическая функция государства определяет в значительной степени и тип государства. Неоинституционалисты используют типологию идеальных государств, предложенную Д. Нортом. Типология - важнейшее средство познания исторического процесса развития государства, а следовательно, познания всего исторического процесса, что и объясняет обращение Д. Норта к данной проблематике. Д. Норт называл два типа государств: контрактное и эксплуататорское, которые различаются по цели, задачам (функциям), использованию насилия, механизмам решения проблем в отношениях между государством и гражданином, бюджетному ограничению, статьям доходов и расходов, способам покрытия бюджетного дефицита*(16).
Эксплуататорское государство | Контрактное государство | |
Цель | максимально увеличить налоговые поступления в государственный аппарат | максимально увеличить совокупный доход членов общества через уменьшение трансакционных издержек |
Функция | активное участие в экономике и социальном взаимодействии | гарантирование сделок между индивидами, осуществление специализации и защиты прав собственности |
Использование насилия | зависит от группы, контролирующей государство | ограничено общественным договором и конституцией |
Механизм решения проблем в отношениях между государством и гражданином | гражданин воспринимается как должник | государство и гражданин обладают встречными правами и обязанностями (демократический контроль, конституционные рамки) |
Бюджетное ограничение | мягкое | жесткое, ограниченное установленным законом порядком |
Статьи доходов | конфискационные налоги и неналоговые поступления | рыночные налоги |
Статьи расходов | оборона, государственное управление, деятельность по охране правопорядка | юрисдикционная деятельность |
Покрытие бюджетного дефицита | кредиты ЦБ, займы на внутреннем рынке, отказ от выполнения обязательств | займы на внешнем рынке |
Представленные идеальные государства принципиально различаются в связи с ориентацией на разные группы интересов: гражданина и государства. С позиции обыкновенного человека контрактное (договорное) государство идеально, в большей степени защищает его интересы. Для государственных чиновников и экономических группировок, контролирующих этот институт, идеально эксплуататорское государство. В типологии опять прослеживается запрограммированная "двойственность" государства, рассматриваемая через соотношение государства и гражданина. С одной стороны, это линия нортовской концепции, а с другой - признание допустимости и законности присутствия в социальной жизни эксплуататорского государства при одновременном декларировании широких демократических принципов, конституционных ограничений и всеобщего блага, т.е. явлений, исключающих друг друга.
Гипотетическая возможность перехода от одного типа государства к другому предполагает колебательный характер динамики государства и структуры прав собственности*(17). Возникает вопрос: что влияет на периоды колебаний и трансформаций государства из одного типа в другой? Возможно, колебания зависят от кризисных ситуаций в развитии экономики и производительных сил. Но мы полагаем, что определяющим фактором выступают ограничение выбора путей развития и постоянная борьба между экономическими группами со специальными интересами и гражданами с целью подчинения себе государства. Закономерен вопрос о будущем такого государства. Исходя из логики неоинституционализма можно предположить, что государство будет существовать в таком "колебательном" состоянии до тех пор, пока не исчерпаются последние запасы материальных благ и нечего станет специализировать в качестве собственности.
Более аргументированной представляется марксистская типология государств, берущая за основу общественно-экономическую формацию, т.е. исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства, соотношении развития производительных сил и производственных отношений. Способ производства есть первопричина для специализации прав собственности, поступательного развития и демократизации жизни человечества. Д. Норт тщательно изучал сельское хозяйство и великие экономические революции, связанные с развитием производительных сил общества. Можно согласиться с теорией трансакционных издержек и эволюцией институтов Норта.
Л.А. Мукова,
доцент, доктор права Международного высшего бизнес-училища
(Ботевград, Болгария)
"Российский юридический журнал", N 6, ноябрь-декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Соколинский В.М., Разумов В.В. Институционализм: опыт научной школы // Школьный экон. журн. 1999. N 4. С. 65-77.
*(2) Мамаева Л.Н. Институциональная экономика. М., 2011. С. 9-10.
*(3) Норт Д. Структура и изменения в экономической теории. М., 1997.
*(4) Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С. 20.
*(5) Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. Т. 1. 1993. Вып. 2. С. 79.
*(6) Мамаева Л.Н. Указ. соч. С. 52.
*(7) Норт Д. Институты, идеология и эффективность экономики // От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик. М., 1993. С. 307.
*(8) Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение. С. 72.
*(9) Мамаева Л.Н. Указ. соч. С. 254.
*(10) Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004.
*(11) Олейник А.Н. Институциональная экономика. М., 2000. Наиболее известные в России последователи институционализма: О. Ананьин, А. Олейник, Г. Литвинцева и др. См. также: Мамаева Л.Н. Указ. соч. С. 251.
*(12) Мамаева Л.Н. Указ. соч. С. 252.
*(13) Там же.
*(14) Философская энциклопедия. М., 2003.
*(15) Мамаева Л.Н. Указ. соч. С. 264-266.
*(16) Там же. С. 277.
*(17) Там же. С. 276.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Два взгляда на экономическую институциональность государства
Автор
Л.А. Мукова - доцент, доктор права Международного высшего бизнес-училища (Ботевград, Болгария)
"Российский юридический журнал", 2012, N 6