Регулирование тарифов на коммунальные услуги
На основе Информационного письма ФСТ России от 08.11.2012 N ДС-8719/4 "О разъяснении порядка принятия решений об установлении регулируемых тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" рассказывается о существующих нормах регулирования тарифов.
Строительные организации сталкиваются с тарифами на коммунальные услуги в процессе предоставления вновь построенного жилья до получения жильцами свидетельства о праве собственности. Привлекаемые ими компании часто не соблюдают те нормы, которые установлены государством. В рамках проводимого ФСТ России систематического наблюдения и анализа правовых актов региональных регулирующих органов, принятых в целях установления соответствующих тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в 2012 г., выявляются признаки нарушения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вышеуказанных положений законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон), тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 Федерального закона.
Период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования. Период действия надбавки для потребителей устанавливается представительным органом муниципального образования. В случае совместного регулирования тарифов и надбавок органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований устанавливают их согласованно по периодам действия тарифов и надбавок.
Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Период действия тарифов на основе долгосрочных параметров на товары, услуги организаций коммунального комплекса составляет от трех до пяти лет.
Период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение и период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса не могут быть менее трех лет каждый и должны соответствовать срокам реализации их инвестиционных программ (этапов их инвестиционных программ).
Период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры не может быть менее одного года.
Период действия надбавки к ценам (тарифам) для потребителей в размере, необходимом для финансового обеспечения утвержденной инвестиционной программы организации коммунального комплекса, устанавливается на срок реализации данной инвестиционной программы (ее этапа).
Изменение (увеличение или уменьшение) размера надбавки для потребителей может производиться не чаще одного раза в год.
Досрочный пересмотр тарифов и надбавок
Основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются:
1) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации;
2) нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;
3) предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках;
4) предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, органу регулирования субъекта Российской Федерации;
5) предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования;
6) вступившее в законную силу решение суда;
7) изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса;
8) досрочный пересмотр тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
9) изменение установленных или установление предельных индексов.
Основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования муниципального образования надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются:
1) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации;
2) нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной инвестиционной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;
3) изменение установленных предельных индексов;
4) предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования;
5) вступившее в законную силу решение суда.
Основанием для досрочного пересмотра органом регулирования муниципального образования тарифов организации коммунального комплекса на подключение является объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).
Основаниями для досрочного пересмотра представительным органом муниципального образования надбавки к цене (тарифу) для потребителей и органом регулирования муниципального образования тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры являются:
1) изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса;
2) досрочный пересмотр надбавки к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) тарифа организации коммунального комплекса на подключение.
В случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса и вынесения органом регулирования решения о доступности для потребителей предоставляемых указанной организацией товаров и услуг тарифы на товары и услуги этой организации коммунального комплекса подлежат досрочному пересмотру.
В случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса и вынесения органом регулирования решения о недоступности для потребителей предоставляемых указанной организацией товаров и услуг подлежит изменению производственная программа этой организации коммунального комплекса без пересмотра тарифов на товары и услуги этой организации.
При досрочном пересмотре тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в случае объективного изменения условий ее деятельности установленная дата окончания периода действия тарифов на товары и услуги этой организации изменению не подлежит.
Досрочный пересмотр тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в случае нарушения организацией коммунального комплекса согласованной производственной программы, установленного по результатам мониторинга выполнения этой программы, производится в порядке, установленном статьей 9 Федерального закона.
Досрочный пересмотр тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса производится органами регулирования в течение не более двух календарных месяцев со дня возникновения основания для досрочного пересмотра указанных тарифов и надбавок, за исключением случаев досрочного пересмотра тарифов и надбавок по основаниям, указанным в пунктах 4, 5 и 9 части 1 и пунктах 3 и 4 части 1.1 статьи 14 Федерального закона.
Досрочный пересмотр тарифов и надбавок может производиться не чаще одного раза в год.
Что считать датой установления тарифа
Необходимо отметить, что не следует разделять понятия "принятие тарифного решения" и "установление тарифов", и, следовательно, датой установления регулируемых тарифов необходимо считать дату принятия соответствующего тарифного решения, а именно: дату подписания данного правового акта.
Таким образом, установленные тарифы подлежат применению не ранее чем через один календарный месяц с даты принятия тарифного решения, а именно даты, указанной в реквизитах принятого тарифного решения.
Также необходимо отметить, что согласно положениям части 8 статьи 9 Федерального закона тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Далее согласно положениям части 3 статьи 13 Федерального закона период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
В связи с этим региональным регулирующим органам необходимо усилить контроль за соблюдением вышеуказанного требования законодательства Российской Федерации с целью исключения возможности установления соответствующих тарифов с нарушением вышеуказанного временного периода действия, а также исключения возможности принятия соответствующих правовых актов, направленных на изменение или отмену установленных тарифов ранее истечения вышеупомянутого временного периода действия, кроме случаев, установленных соответствующими нормами законодательства Российской Федерации.
Кроме того, Федеральная служба по тарифам обращает особое внимание региональных регулирующих органов на необходимость строгого соблюдения положений пункта 20 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила), согласно которым решение органа регулирования субъекта Российской Федерации и органа регулирования муниципального образования об установлении, изменении и досрочном пересмотре тарифов и надбавок, основные показатели производственных и инвестиционных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса подлежат опубликованию соответственно в официальных печатных изданиях субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет в течение 10 дней с даты принятия указанного решения.
Таким образом, например, в случае введения в действие соответствующих тарифов с 1 января следующего года, тарифное решение должно быть принято до 30 ноября текущего года, а опубликовано, то есть вступить в силу в этом случае не позднее 9 декабря текущего года.
В связи с этим, а также принимая во внимание неоднократные нарушения положений данного пункта Правил, выявленные в ходе вышеуказанного мониторинга, ФСТ России сообщает, что региональным регулирующим органам необходимо заблаговременно принимать надлежащие меры по обеспечению взаимодействия с соответствующими средствами массовой информации в целях недопущения нарушений вышеприведенной нормы Правил в последующих периодах регулирования.
Федеральная служба по тарифам отмечает, что государственному регулированию подлежат исключительно тарифы, перечень которых установлен Федеральным законом и раскрыт в принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актах.
Установление региональными регулирующими органами тарифов, не предусмотренных вышеуказанными нормативными актами, является нарушением законодательства Российской Федерации.
Разногласия между органами регулирования и организациями коммунального комплекса, связанные с установлением тарифов и надбавок, рассматриваются в соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 г. N 208 "О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса".
Положения пунктов 47 и 52 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47, предусматривают установление тарифа на холодную воду для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса, осуществляющих продажу воды организациям коммунального комплекса, оказывающих услуги по подъему воды, по транспортированию воды (включая услуги по повышению давления) и тарифы на водоотведение для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса: оказывающих организациям коммунального комплекса услуги по транспортированию стоков, по очистке стоков и утилизации сточной жидкости, по обработке осадка, по утилизации осадка сточных вод.
Вместе с тем Федеральная служба по тарифам обращает внимание, что кроме установления тарифов для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса, также подлежат установлению тарифы для организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги конечным потребителям, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технологического процесса, а также с учетом оплаты услуг иных регулируемых организаций.
Далее Федеральная служба по тарифам отмечает отдельные случаи непредоставления со стороны региональных регулирующих органов запрошенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведений, необходимых для проведения вышеуказанного систематического наблюдения и анализа, и сообщает, что подобные действия являются недопустимыми и являются административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена положениями 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с этим региональным регулирующим органам в последующих периодах регулирования следует обратить особое внимание на обеспечение надлежащего предоставления в ФСТ России запрашиваемых в установленном порядке материалов и иных сведений, включающее в себя обеспечение строгого соблюдения сроков предоставления указанных материалов и сведений, установленных в соответствующих запросах ФСТ России.
С 01.01.2013 вступают в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 N 998 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123" и указывают региональным регулирующим органам на необходимость строгого учета и исполнения требований, устанавливаемых положениями указанных нормативных правовых актов, при осуществлении государственного регулирования тарифов в период после вступления в законную силу вышеназванных нормативных правовых актов.
А. Вяземцев,
юрист
"Юрисконсульт в строительстве", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регулирование тарифов на коммунальные услуги
Автор
А. Вяземцев - юрист
"Юрисконсульт в строительстве", 2013, N 1
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru