Древние царства и генезис "нейтральной" государственности
Как полагают авторы статьи, в юридической литературе вопросам эволюции государства и права древних городов государств уделяется недостаточное внимание или же нередко они характеризуются исключительно как агрессивные "варварские" сообщества. Вместе с тем их научный анализ позволяет получить сведения о развитии весьма миролюбивых царств, о формировании "гуманистической" государственности.
Впрочем, определенным исключением является Карфаген, который традиционно находится в поле зрения исследователей. Карфаген (финикийск. , лат. Carthago) представлял собой финикийское, или пуническое государство со столицей в одноименном городе, существовавшее в древности на севере Африки, на территории современного Туниса*(1). Название
(в пунической записи без гласных
) переводится с финикийского языка как "новый город".
Карфаген был основан в 814 г. до н.э. колонистами из финикийского города Тир. По словам Полибия, решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме - лучшими людьми, т.е. сенатом*(2). Хотя финикийцы жили разрозненно по всему Западному Средиземноморью, их объединяли общие верования; карфагеняне унаследовали ханаанскую религию от своих финикийских предков; ежегодно на протяжении веков Карфаген отправлял посланников в Тир для совершения там жертвоприношения в храме Мелькарта. В Карфагене главными божествами была пара Ваал Хаммон, чье имя означает "хозяин-жаровик", и Танит, отождествляемая с Астартой*(3).
Основным источником благосостояния Карфагена была торговля: карфагенские купцы торговали в Египте, Италии, Испании, на Черном и Красном морях. Карфаген стремился монополизировать товарооборот; с этой целью все подданные были обязаны торговать только при посредничестве карфагенских купцов, что приносило огромные доходы.
После падения финикийского влияния в Западном Средиземноморье Карфаген подчиняет себе бывшие финикийские колонии. К III в. до н.э. он становится крупнейшим государством на западе Средиземного моря, подчинив Южную Испанию, Северную Африку, Сицилию, Сардинию, Корсику. После серии войн против Рима Карфаген потерял свои завоевания и был разрушен в 146 г. до н.э., а его территория превращена в провинцию. Как отмечает С.В. Кушнирук, на данном этапе имело место "столкновение двух типов цивилизаций: карфагенской - морской, торгово-ростовщической, и римской - евразийской, земледельческой"*(4). При этом данный автор резко критикует карфагенский тип государственности, отмечая, что "главной чертой карфагенского образа жизни было всеобъемлющее поклонение культу золота и стремление к обретению богатства любой ценой. Отсюда проистекали такие черты карфагенского образа жизни, как эгоизм, бездуховность и стяжательство"*(5).
Авторы статьи не могут разделить данную позицию в указанном объеме. Действительно, можно выделить царства, города-республики (например, Дубровник, Великий Новгород) и даже цивилизации, которые можно (достаточно условно) охарактеризовать как "торговые". Однако можно ли это назвать их недостатком? Если взять за основу наиболее объективный критерий - уважение к личности, - то ответ будет отрицательным. Так, сам же С.В. Кушнирук пишет, что "торговые цивилизации (под ней он понимает карфагенскую. - А.К., С.Г.) обычно вели войны только с целью ограбления соседних народов... Как правило, такие народы имели слабые сухопутные армии, которые комплектовались иностранными наемниками. Вместе с тем торговые цивилизации располагали очень сильным флотом. Обычно в морских сражениях потери в живой силе меньше, чем в битвах на суше, поскольку здесь нет необходимости в прямых рукопашных схватках, к которым торговые народы, крайне дорожившие жизнью своих граждан (курсив наш. - А.К., С.Г.), не привыкли"*(6).
Обратимся к истории других стран, историко-правовой анализ которых представляется целесообразным с позиций уяснения сущности "нейтрального" мирного государства. В их числе - Колхида (груз. и лазск. kolxeti или kolxa; др.-греч. , Kolkhis) - древнее грузинское государство*(7). Города Колхидского царства были расположены в долине реки Риони, в районе современных населенных пунктов Даблагоми и Вани. В конце VI - первой половине V в. до н.э. Колхида находилась в зависимости от Персии. В конце II в. до н.э. царство вошло в подчинение Понтийскому царству, а позднее, в I в. до н.э., Римской империи. Это государство, как правило, характеризуют как миролюбивое, жители которого "отличались умеренностью и питались почти исключительно гречихой"*(8).
Лагаш - другой древний город государство, существовавший на территории Междуречья (Ирак). Город был населен преимущественно шумерами, которые занимались, как и в остальных шумерских городах, земледелием и торговлей. Поселение Лагаш возникло, по-видимому, на рубеже V-IV тысячелетий до н.э. Долгое время считалось, что древний город Лагаш соответствовал городищу Телло (древний Гирсу), но сейчас ученые локализуют его в Тель Эль-Хибба, грандиозном городище площадью 480 га в 20 км к юго-востоку от Телло и в 22 км к востоку от современного города Аш-Шатра*(9).
Шумерские цари страны Лагаш правили на территории площадью около 3000 кв. км, к югу от собственно страны Шумер. О древнейшей истории Лагаша известно мало; раннединастический период столица нома была перенесена из города Лагаш (букв. "Место ворон", совр. Эль-Хибба) в Гирсу (совр. Телло), где был построен храм верховного божества этого нома Нин-Нгирсу. Кроме городов Гирсу и собственно Лагаш (или Урукуга, букв. "Священный город" - эпитет Лагаша) в состав этого нома входил еще целый ряд более или менее крупных поселений*(10).
Что позволяет констатировать наличие признаков здесь "нейтрального" государства? Можно, к примеру, отметить, что лагашские правители носили титул "энси" и получали от совета или народного собрания звание лугаля (царя) только временно, вместе с особыми полномочиями, на время важного военного похода или проведения каких-либо других важнейших мероприятий. Первым известным в истории царем Лагаша считается Ур-Нанше. Он также был родоначальником I династии Лагаша. Ур-Нанше заложил основы будущего могущества Лагаша, так как способствовал укреплению земледелия, постройке оборонительных стен вокруг древнего Лагаша и возведению новых храмов.
Вместе с тем нельзя не принимать во внимание и следующие обстоятельства. В XXV-XXIV вв. до н.э. имело место усиление нома Лагаш; в то время там правила I династия правителей Лагаша. Лагашский порт Гуаба (букв. "берег моря") соперничал с Уром в морской торговле с соседним Эламом и с Индией. Лагашские правители не менее прочих мечтали о гегемонии в Нижней Месопотамии, но путь к центру страны преграждал соседний город Умма, с которым шли споры из-за пограничного между этими двумя номами плодородного района Гуэдену. При царе Лагаша Эанатуме, который правил около 2400 г. до н.э., Лагаш смог победить в этой борьбе и покорить Умму.
Признаки "торговой" цивилизации и "нейтрального" государства обнаруживают авторы статьи и в Лидии (др.-греч. , тур. Lidya), древнего царства в Малой Азии, называвшегося раньше Мэонией. Жители Лидии, рано достигшие известной степени культуры, принадлежали к неопределенной расе, родственной тирсенам, торребам и сарданам и подвергшейся сильному влиянию хеттов; одна из царских династий Лидии принадлежала, как предполагают, к племени хеттов. История Лидийского государства дошла до нас в полулегендарном отражении античной литературной традиции и фрагментарной информации восточных, в первую очередь, ассирийских текстов*(11).
Признаки "торговой" цивилизации проявляются в том числе в активной торговле, стремлении не ввязываться в вооруженные конфликты. Об "оборотистых" лидийских торговцах неоднократно упоминали античные авторы, а для удобства приезжих торговцев в Лидии даже строились гостиницы. Можно обнаружить сведения о том, что Лидия была родиной монеты - наиболее удобного средства обращения в торговле. В VII в. до н.э., при царе Гигесе, стала чеканиться монета из электрума - природного сплава золота и серебра, затем наладилась чеканка серебряной монеты, а в VI в. до н.э., при Крезе, чеканилась уже и золотая. Лидийская монетная система была широко распространена, и ею пользовались, например, греческие города Ионии*(12).
Древняя Македония (греч. ) представляла собой античное государство в северной части Греции со столицей в Эдессе, на западе граничившее со страной Эпир и на востоке - с Фракией. Отсюда Александр Македонский начал свой легендарный поход на Персию, завершившийся покорением части Азии*(13).
Первое Македонское государство было основано в VIII или начале VII в. до н.э. греческой династией Аргеадов, переселенцев из южного греческого города Аргос. Унаследовавшая, как считалось, земли мифического царя Мидаса, Македония, возглавляемая династией Аргеадов, оформилась в самостоятельное государство при царе Александре, в начале V в. до н.э. Именно при нем начинают чеканить царскую монету, при нем Македония, существовавшая долгое время в изоляции, вступила в контакт с Элладой, а территория страны значительно расширилась. Основателем царствующей династии, по Геродоту, считается Пердикка I, выходец из Аргоса, расположенного в восточной части Пелопоннеса. По свидетельству античных историков, македонские племена, жившие в бассейне реки Галиакмон (др.-греч. или
и на прилегающих плоскогорьях, в VIII в. до н.э. начали свое движение на восток, к побережью Эгейского моря, и на север. к реке Стримон (др.-греч.
или
. В начале V в. до н.э. Македония и прилегающие к ней земли были покорены персидским царем Дарием I, который помог македонскому царю укрепить и расширить власть*(14).
Являлось ли это государство "нейтральным"? В 1-й половине IV в. до н.э. появилась реальная угроза захвата страны фракийскими и иллирийскими племенами; именно внешняя угроза позволила Филиппу II сконцентрировать вооруженные силы, отразить внешний напор и принудить к подчинению македонские кланы. Дальновидная, стратегически выверенная политика Филиппа укрепила это государство*(15).
Приведем и другие примеры. В их числе - Угарит - древний торговый город-государство в Сирии. Остатки его поселений были открыты французскими археологами под руководством Клода Шеффера в 1929-1939 и 1948-1963 гг. при раскопках холма Рас-Шамра в 12 км к северу от Латакии (Сирия). Угарит располагался на холме, известном как Рас-Шамра, на побережье Средиземного моря, где сегодня находится северная часть Сирии*(16).
Древнейшее поселение городского типа в Угарите возникло в неолите, около 6000 г. до н.э. Расцвет многонационального Угарита приходится на II тысячелетие до н.э. В период расцвета его территория простиралась на 60 км с севера на юг, от горы Касиос до Тель-Сука-са, и на 30-45 км с запада на восток, от Средиземного моря до долины реки Оронт. Благодаря тому что в Угарите пересекались важные торговые пути, город стал одним из первых крупных международных портов. Купцы с островов Эгейского моря, из Анатолии, Вавилона, Египта и других стран Ближнего Востока торговали в Угарите металлами, сельскохозяйственными продуктами и множеством товаров местного производства.
Как думается, Угарит являет собой пример "вынужденно-нейтрального" государства. Так, несмотря на экономическое процветание, Угарит всегда был зависимым государством. Город являлся северным аванпостом египетской державы, пока в XIV в. до н.э. не вошел в состав Хеттского царства. Угарит должен был платить хеттам дань и снабжать их войсками. Когда вторгшиеся "народы моря" начали опустошать Анатолию (центр Турции) и северную часть Сирии, хетты использовали для своих военных целей войско и флот Угарита. В результате Угарит стал беззащитным и приблизительно в 1200 г. до н.э. был полностью разрушен.
Одним из наиболее известных является, безусловно, Урарту (Арарат, Биайнили, Ванское царство) - древнее государство в Юго-Западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (совр. Армения, Восточная Турция и Северо-Западный Иран). Существование Урарту как союза племен документально подтверждено с XIII, как государства - с VIII в. до н.э. Урарту прекратило существование в VI в. до н.э., но в первой четверти I тысячелетия до н.э. оно занимало главенствующее положение среди царств Передней Азии*(17).
Не исключено, что Урарту можно охарактеризовать и как государство, противостоящее "торговым" цивилизациям. Так, расширение границ Урарту на юг привело к тому, что торговые пути из Ассирии в Малую Азию оказались под контролем урартов, что осложнило стратегическое положение Ассирии, которая издавна импортировала железо и лошадей из Малой Азии, а также затруднило доставку лошадей с территорий на восток от озера Урмия.
Цари Урарту обладали деспотической абсолютной властью и стремились силой захватить имущество соседних племен и стран; захваченное население часто порабощалось или насильственно переселялось на другие территории. Четких границ в то время не существовало, и цари Урарту год за годом предпринимали разрушительные походы в собственные окраины для устрашения подчиненных племен. Урарту, однако, никогда не достигло в регионе такого могущества, каким в свое время пользовалась Ассирия: власть Урарту над многими соседними племенами считалась скорее временной*(18).
Однако можно обнаружить и иные сведения. В частности, в конце VIII в. до н.э. характер отношений между Ассирией и Урарту после похода Саргона II изменился: стороны стали чаще разрешать конфликтные ситуации путем переговоров, и Урарту, опасаясь новых поражений, перестало претендовать на северные владения или зоны влияния Ассирии ни с западной, по течению Евфрата, ни с восточной стороны, у южного берега озера Урмия.
С другой стороны, в Урарту была распространена практика жертвоприношений (быки и овцы); но есть также и следы человеческих жертвоприношений (пленники других народов). Различные обряды поклонения божествам, а также процедуры жертвоприношений обычно происходили в помещениях, выдолбленных в скалах, напоминающих верхушки построенных в Месопотамии зиккуратов, используемых аналогичным образом. В одном из таких помещений обнаружена табличка с перечнем 79 урартских божеств и указания количества животных, которых необходимо было приносить в жертву каждому из них*(19).
Другое государство - Финикия (от др.-греч. , фойникес, букв. "страна пурпура") находилась на восточном побережье Средиземного моря с центром в современном Ливане. Крайней северной точкой Финикии было устье реки Оронт, а южной - гора Кармель. На юге Финикия граничила с Палестиной, а на востоке и севере - с Сирией. По Геродоту, Финикия простиралась от Посидия до Палестины. При Селевкидах ее считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка.
Из более поздних географов одни (например, Страбон) считают Финикией весь берег до Пелусия, другие южную границу ее помещают у Кесарии и Кармила. Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на прилегающие внутренние области до Дамаска, а впоследствии стало различать Финикию Приморскую и Финикию Ливанскую. При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней*(20).
Финикийцы создали мощную цивилизацию с развитыми ремеслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых, зафиксированных в истории систем фонетического письма. Наивысший расцвет Финикийского царства приходится на 1200-800 гг. до н.э.*(21) Отдельные финикийские города превратились в самостоятельные города-государства. В ранний период главную роль играл Сидон, позднее его место занял Тир.
Финикию, как думается, можно назвать примером "торговой" цивилизации и "нейтрального" государства. Прибрежное положение финикийских городов способствовало развитию торговли; установлено, что уже во II тысячелетии до н.э. существовали торговые связи между финикийскими городами и Египтом. Однако в XIII в. до н.э. Финикия испытала нашествие "народов моря". Ряд городов были разрушены и пришли в упадок, однако эти народы ослабили Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир*(22). Период наивысшего подъема торговли финикийцев начался около 1200 г. до н.э., когда внутренние области Израиля были заняты израильтянами, а Сирия - арамеями. Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом. В поисках дешевого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании (Фарсис) и даже до Британских островов, откуда везли олово. Их опорные пункты находились в Испании, на Сицилии, Сардинии и Корсике; но наибольшее значение приобрели североафриканские колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима. Финикийцы освоили практически все побережье Средиземного моря; первым объектом их колонизации стал Кипр (в XII в. до н.э.), а затем другие крупные острова: Корсика, Крит, Мальта (Мдина), Сицилия (Лилибей, Мотия, Палермо) и Сардиния (Ольбия). Самой крупной колонией финикийцев стал Карфаген, влияние которого распространилось на все Средиземноморское побережье Магриба (Бизерта, Гадрумет, Гиппон, Типаса, Лептис-Магна, Лептис-Минор, Сабрафа, Утика) и Испании (Гибралтар, Кадис, Картахена, Малага). Финикийцы вели также и сухопутную торговлю. Она производилась караванами: товары навьючивали на верблюдов, длинной вереницей совершавшие переходы по степям.
Приведем пример "нейтралитета" этого государства: в VIII в. до н.э. Финикия была захвачена Ассирией. Финикийские города готовы были скорее платить дань материковым государствам, при условии что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. Финикия перешла под власть персов в 538 г. до н.э. В результате финикийские колонии Западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена. Однако идеализировать Финикию было бы, безусловно, очень спорным. Финикийцы полагали, что их грозный Бог требовал жертвоприношений младенцев (тофет).
Приведем и последний пример. Фригия (др.-греч. , лат. Phrygia, тур. Frigya) - историческая внутренняя область на западе Малой Азии, название которой произошло от имени фригийцев - народа, переселившегося сюда с территории Южных Балкан около 1200 г. до н.э. Со времени присоединения части Фригии к Ликаонии и Галатии, под так называемой Великой Фригией подразумевали область (пределы ее несколько изменялись), окруженную Карией, Лидией, Мизией, Вифинией, Галатией, Ликаонией и Писидией; Малой, или Геллеспонтской, или Епиктетской Фригией называли прибрежные полосы к югу от Геллеспонта и Препонтиды. Были еще два названия Фригии: "Нагорная Фригия", с главными городами Тирий и Филомелий, и "Писидийская Фригия", с главным городом Антиохия Писидийская. В Византийской империи были наименования Фригия Первая и Фригия Вторая. При делении на фемы название "Фригия" исчезло, и область вошла в состав фем Опсикий и Анатолик. Племя фригийцев, по заселении западной половины Малой Азии, образовало особое государство. До нашего времени сохранились сведения о двух фригийских царях, Мидасе и Гордии*(23).
Фригийское царство было основано во II тысячелетии до н.э. Оно сыграло значительную роль в падении Хеттского государства. Согласно мифам, фригийцы помогали Трое в войне с греками. В конце XII в. до н.э. основным противником фригийцев стала Ассирия. В конце VI-II в. до н.э. фригийцы пришли в столкновение с переселившимися из Европы вифинами и мисийцами. В 70-х годах VII в. до н.э. Фригия подверглась нашествию киммерийцев. В начале VI в. до н.э. лидийским царем Гигесом была завоевана часть Фригии, а в середине VI в. до н.э. и вся Фригия оказалась во владении Креза, сохранив при этом некоторую автономию. От него она перешла в руки персов, от персов к монархии Александра Великого. После смерти Александра Фригия досталась сначала Антигону Одноглазому, а затем Лисимаху и Селевкидам. В 275 г. до н.э. она подверглась нашествию галатов, а затем отошла к Пергамскому царству (в 189 г. до н.э. - Евмену Пергамскому), некоторое время принадлежала Митридату Понтийскому и, наконец, стала владением римлян (133 г. до н.э.). Римляне вначале образовали из Фригии особую провинцию, но затем, еще во времена республики, включили ее в провинцию Азия. С этих пор история Фригии сливается с историей Малой Азии.
Здесь также можно обнаружить признаки "торговой" цивилизации. Торговля, начав развиваться при персах, достигла значительной степени процветания во времена Римской империи: в Гиераполе, во внутренней части Фригии, один фабрикант приказал написать на своей гробнице, что он в течение своей жизни 72 раза ездил в Италию. Несмотря на персидское, македонское, эллинское и римское влияния, и в римские времена во Фригии были свои монеты и еще сохранялся фригийский язык (вплоть до VI в.). Главного города во Фригии выделить практически невозможно, так как основную роль играли многочисленные города средней величины. Наиболее примечательные из них: Келены, древняя столица Фригийского царства и главный город великофригийской сатрапии во времена владычества персов, у истоков Меандра; Колоссы (Хонас), Кидрары, позднее Пераполь, Пелты, Кайструпедион, Дорилей и Котией; во времена Селевкидов - Апамея-Кибот, а во времена римлян - стоявшая на караванном пути от малоазиатских берегов к среднему Евфрату Лаодикия, Аполлония, Селевкия, Синнада.
Итак, в процессе исторического развития человечества возникали царства, города-государства, которые можно охарактеризовать как "торговые", "нейтральные", учитывая, разумеется, условный характер этих терминов. Сущность такого государства проявляется в стремлении к развитию торгового оборота, максимально возможному в условиях Древнего мира мирному сосуществованию с другими странами, в определенном демократизме и признании ценности человека и человеческой жизни. Это, к примеру, находило свое выражение в стремлении уклониться от военных действий, заплатив выкуп (Финикия), в получении от народного собрания звание лугаля (царя) только временно, на период необходимых мероприятий (Лагаш), в строительстве гостиниц для развития торговли (Лидия), готовности вести мирные переговоры (Карфаген, Урарту) и т.п.
Библиография
Ашери Д. Карфагеняне и греки // Кембриджская история Древнего мира. Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье. 525-479 гг. до н.э./ Пер. с англ. М., 2011.
Кузьмин Ю.Н. Внутренняя и внешняя политика Македонского царства (270-230-е годы до н.э.): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Саратов, 2003. Кушинирук С.В. Рим. Византия. Русь. Клинцы, 2008. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959. Полибий. Всеобщая история / Пер. с греч. и комм. Ф.Г. Мищенко. М., 2004. Харден Д. Финикийцы. Основатели Карфагена / Пер. с англ. М., 2004. Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. М., 1986. Шифман И.Ш. Карфаген. СПб, 2006.
Шофман А.С. История античной Македонии: В 2 ч. Казань, 1960-1963. Карфаген // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб, 1890-1907.
А.А. Кравченко,
соискатель Российской академии
адвокатуры и нотариата
С.Г. Павликов,
Финансовый университет при Правительстве РФ,
заведующий кафедрой государственно-правовых
дисциплин, доктор юридических наук, профессор
"Гражданин и право", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Использованы материалы сайта: http://ru.wikipedia.org.
*(2) См.: Полибий. Всеобщая история / Пер. с греч. и комм. Ф.Г. Мищенко. М., 2004. С. 355-361.
*(3) См. подобнее: Шифман И.Ш. Карфаген. СПб, 2006; Ашери Д. Карфагеняне и греки // Кембриджская история Древнего мира. Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525-479 гг. до н.э. / Пер. с англ. М., 2011; Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. М., 1986; Hufi W. Geschichte der Karthager. Munchen, 1985; Карфаген // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб, 1890-1907.
*(4) См.: Кушинирук С.В. Рим. Византия. Русь. Клинцы, 2008. С. 24.
*(5) Там же.
*(6) Там же.
*(7) Использованы материалы сайта: http://ru.wikipedia.org.
*(8) См.: Древний мир: Энциклопедия. М., 2007. С. 349.
*(9) Использованы материалы сайта: http://ru.wikipedia.org.
*(10) См.: Sauvage M. Lagas (ville) // Dictionnaire de la Civilisation Mesopotamienne. Sous la direction de Francis Joannes. Paris, 2001. P. 453; Lafont B. Lagas (rois) // Dictionnaire de la Civilisation Mesopotamienne. Sous la direction de Francis Joannes. Paris, 2001. P. 453-456.
*(11) Использованы материалы сайта: http://ru.wikipedia.org.
*(12) См.: Древний мир: Энциклопедия. С. 383.
*(13) Использованы материалы сайта: http://ru.wikipedia.org.
*(14) См. подробнее: Шофман А.С. История античной Македонии: В 2 ч. Казань, 1960-1963; Кузьмин Ю.Н. Внутренняя и внешняя политика Македонского царства (270-230-е годы до н.э.): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Саратов, 2003; Буров А.С. Вооруженные силы и военная политика Македонии (70-20-е гг. III века до н.э.): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 1996.
*(15) См.: Древний мир: Энциклопедия. М., 2007. С. 393.
*(16) Использованы материалы сайта: http://ru.wikipedia.org.
*(17) Использованы материалы сайта: http://ru.wikipedia.org.
*(18) См.: Древний мир: Энциклопедия. С. 648-649.
*(19) См. подробнее: Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959; Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи. М., 1960; Дьяконов И.М. Урартские письма и документы. М.-Л., 1963; Zimansky P. Ecology and Empire: The Structure of the Urartian State. Chicago, 1985; Тюленев А.И. Государственное хозяйство Древнего Шумера, М.; Л., 1956; Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. М., 1959.
*(20) См.: Волков А.В. Загадки Финикии. М., 2004; Харден Д. Финикийцы. Основатели Карфагена / Пер. с англ. М., 2004.
*(21) Использованы материалы сайта: http://ru.wikipedia.org.
*(22) См. подробнее: Древний мир: Энциклопедия. С. 712.
*(23) Использованы материалы сайта: http://ru.wikipedia.org.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Древние царства и генезис "нейтральной" государственности
Авторы
А.А. Кравченко - соискатель Российской академии адвокатуры и нотариата
С.Г. Павликов - Финансовый университет при Правительстве РФ, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор
"Гражданин и право", 2013, N 2