Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что первичные документы утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Обязана ли организация разработать все формы первичных документов самостоятельно или может продолжать использовать унифицированные формы первичной документации, утвердив их использование приказом руководителя?
Действительно, с 1 января 2013 г. формы первичных документов, используемых для отражения фактов хозяйственной жизни организации, утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). Но это не означает, что все формы организация должна разработать самостоятельно. Для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, разработанные экономическим субъектом самостоятельно, предусмотренные принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета рекомендациями в области бухгалтерского учета, а также иные рекомендованные формы (например, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, форма книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные формы ведомостей учета имущества, предусмотренные приказом Минфина России от 21.12.98 N 64н).
Об этом прямо сказано в информации Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Если принято решение продолжать использовать унифицированные формы первичных документов, нужно проверить, соответствуют ли их реквизиты перечисленным в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Дело в том, что используемые организацией первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи вышеуказанных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
При отсутствии в унифицированной форме какого-либо из вышеперечисленных обязательных реквизитов, его нужно добавить в форму. В любом случае все унифицированные формы, которые применяет организация, должны быть утверждены руководителем организации.
Минфин России предупреждает, что с 1 января 2013 г. обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, которые были утверждены уполномоченными органами не на основании закона о бухучете, а на основании других федеральных законов.
В качестве примера специалисты финансового ведомства приводят кассовые документы (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).
Объясняется это тем, что применение кассовых документов (приходный кассовый ордер 0310001, расходный кассовый ордер 0310002, кассовая книга 0310004, расчетно-платежная ведомость 0301009, платежная ведомость 0301011, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) установлено Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12.10.2011 N 373-П). От себя добавим, что обязательными к применению остаются и формы расчетных документов (платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, платежный ордер), которые утверждены Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (утверждено Банком России 19.06.2012 N 383-П).
Таким образом, прежде чем приступать к разработке собственной формы первичного документа взамен унифицированной, бухгалтеру нужно проверить, не установлена ли обязательность применения унифицированной формы каким-либо иным, отличным от бухгалтерского, актом законодательства.
О. Мокроусов,
"ЭЖ"
1 января 2013 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru