Страховые взносы с 2013 года: очередные новшества
В канун нового, 2013 года был принят Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ), который внес изменения в целый ряд законов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения граждан РФ и уплаты страховых взносов. Рассмотрим эти новшества с точки зрения интересов "упрощенцев".
Общие положения Федерального закона N 243-ФЗ
Федеральный закон N 243-ФЗ внес изменения в следующие законы:
- Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ);
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ);
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ);
- Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ);
- Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 111-ФЗ);
- Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ);
- Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 213-ФЗ);
- Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ);
- Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
Федеральный закон N 243-ФЗ вступил в силу 1 января 2013 года, за исключением положений, которые начнут действовать 1 января 2014 года.
Новшества пенсионного обеспечения
Новшества пенсионного обеспечения, вступившие в силу 1 января 2013 года, внесены в следующие законы:
- Федеральный закон N 75-ФЗ;
- Федеральный закон N 173-ФЗ;
- Федеральный закон N 111-ФЗ;
- Федеральный закон N 126-ФЗ.
Изменения в Федеральном законе N 173-ФЗ касаются в основном порядка выплаты накопительной части трудовой пенсии.
Статья 14 "Размеры трудовых пенсий по старости" Федерального закона N 173-ФЗ дополнена п. 23.1: при назначении накопительной части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено п. 1 ст. 7 Федерального закона N 173-ФЗ (55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин), ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости (п. 23 настоящей статьи), сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем со дня приобретения права на назначение накопительной части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев), а также п. 23.2: при корректировке накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 8 ст. 17 Федерального закона N 173-ФЗ ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости (п. 23 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном п. 23.1 настоящей статьи, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
Действующий порядок выплаты накопительной части трудовой пенсии продлен до 1 января 2016 года с учетом изменений, внесенных в ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
В статье 12 "Порядок исчисления страхового стажа" Федерального закона N 173-ФЗ понятие "стоимость страхового года" заменено на термин "фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование". Подробнее о данном изменении, затрагивающем интересы индивидуальных предпринимателей, читайте ниже.
Дополнены права застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установленные ст. 31 Федерального закона N 111-ФЗ.
Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе, которые по состоянию на 31 декабря 2013 года в порядке, установленном федеральными законами N 75-ФЗ и N 111-ФЗ, заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, при выборе начиная с 1 января 2014 года и позднее формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 31 Федерального закона N 111-ФЗ, в случае выбора расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании дополнительно вправе одновременно осуществить и выбор варианта своего пенсионного обеспечения, а именно направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 либо 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса.
Согласно новшествам ст. 36.8 Федерального закона N 75-ФЗ в заявлении о переходе в ПФР застрахованное лицо указывает в том числе выбранный им вариант осуществления своего пенсионного обеспечения, а именно направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 либо 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса.
Данные изменения корреспондируют новшествам, внесенным в Федеральный закон N 167-ФЗ (рассмотрены ниже).
Согласно новшествам, внесенным в Федеральный закон N 126-ФЗ, который регулирует выплату пенсии военнослужащим и другим аналогичным категориям, стоимость страхового года будет ежегодно утверждаться Правительством РФ, а не устанавливается в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ, как это было ранее.
Страховые взносы с 2013 года
Основной закон, который регулирует порядок исчисления и уплаты страховых взносов, - это Федеральный закон N 212-ФЗ. С него и начнем. Отметим, что все новшества, внесенные в Федеральный закон N 212-ФЗ, вступили в силу 1 января 2013 года.
Новые "старые" фиксированные страховые взносы для индивидуальных предпринимателей. Статья 13 признана утратившей силу, а ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ представлена в новой редакции. Напомним, что данные статьи регулируют порядок уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями "за себя" независимо от того, производят ли они выплаты наемным работникам. Таким образом, порядок уплаты страховых взносов для индивидуальных предпринимателей "за себя" снова изменился. Новый порядок таков.
С 2013 года индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, определяемых согласно п. 1.1 и 1.2 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ. Соответствующие изменения внесены в ст. 28 Федерального закона N 167-ФЗ и Федеральный закон N 27-ФЗ.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, определенного пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ФФОМС, определенного пп. 3 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Порядок расчета страховых взносов в начале предпринимательской деятельности и при ее прекращении не изменился.
Обратите внимание! С 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5 205 руб. в месяц (Федеральный закон от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
В соответствии с пп. 1 и 3 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов:
- в ПФР - 26%;
- в ФФОМС - 5,1%.
Согласно приведенным нормам индивидуальные предприниматели в 2013 году за полный календарный год должны будут заплатить страховые взносы в следующих размерах:
Внебюджетные фонды | Тариф (%) | Расчет | Сумма (руб.) |
ПФР | 26 | 5 205 руб. х 2 х 26% х 12 | 32 479,20 |
ФФОМС | 5,1 | 5 205 руб. х 5,1% х 12 | 3 185,46 |
Итого | 31,1 | 35 664,66 |
Комментировать данное увеличение размера страховых взносов по сравнению с 2012 годом (общая сумма в 2012 году составила 17 208,25 руб.) более чем в два раза очень сложно. Даже если уплачивать страховые взносы ежемесячно, это составит почти 3 000 руб., что для ряда индивидуальных предпринимателей станет непосильной ношей, ведь кроме страховых взносов есть и другие обязательные платежи, в том числе налоговые.
При этом появились новые нормы, согласно которым индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пп. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6-8 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 173-ФЗ, в течение которых они не осуществляли соответствующую деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
В случае, если в течение расчетного периода плательщики страховых взносов, имеющие право на указанное освобождение от уплаты страховых взносов, осуществляли соответствующую деятельность, они уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых они осуществляли соответствующую деятельность (п. 6 и 7 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ).
В периоды, когда индивидуальный предприниматель имеет право не уплачивать страховые взносы, входят:
- период прохождения военной службы (в части военной службы по призыву);
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.
Отметим, что в указанные периоды индивидуальный предприниматель может осуществлять предпринимательскую деятельность. Правда, непонятно, как это делать, если он служит в армии, зато в этом случае проще подтвердить, что он ее не осуществлял - копией военного билета. Поскольку индивидуальный предприниматель может осуществлять предпринимательскую деятельность, автоматически не платить в указанные периоды страховые взносы не получится. В данном случае предполагается уведомительный порядок, и уведомить надо будет ПФР как орган контроля. Скорее всего, ПФР разработает рекомендуемый порядок такого уведомления, а до тех пор можно просто представить в ПФР уведомление о приостановлении деятельности с указанием периода приостановления и причины. Вопросы возникают с представлением документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды. Ведь, даже если женщина принесет копию свидетельства о рождении ребенка, это не означает, что она не осуществляет предпринимательской деятельности, будучи индивидуальным предпринимателем и ухаживая за ребенком до полутора лет. Будем надеяться, что ПФР подойдет к данному вопросу разумно и не будет требовать невозможного от индивидуальных предпринимателей в этом случае.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, как и в 2012 году, в 2013 году уплачивают страховые взносы только в ПФР и ФФОМС, в ФСС в обязательном порядке страховые взносы не уплачиваются.
Вместо понятия "стоимость страхового года" введен термин "фиксированный размер страхового взноса". Для тех, кто забыл, напомним, что до 1 января 2010 года было понятие "фиксированный платеж" - 150 руб. в месяц, его уплачивали индивидуальные предприниматели в ПФР. Так что возвращается хорошо забытое старое понятие.
Порядок расчета суммы страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями, изменился, и сам размер страховых взносов увеличился значительно - более чем в два раза.
При этом законодатель выделил периоды, когда индивидуальный предприниматель может не уплачивать страховые взносы при отсутствии деятельности.
Соответствующие изменения внесены в ст. 346.21 НК РФ: индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.
Тарифы страховых взносов. Период, в течение которого основные тарифы страховых взносов для работодателей, указанные в ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ, продлен до 2015 года. Таким образом, общий тариф страховых взносов до 2015 года остается на уровне 30%, свыше предельной величины базы - 10%.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г." предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды подлежит индексации с 1 января 2013 года в 1,11 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ. Для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренных в пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ (работодателей), база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в соответствии с настоящим постановлением составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 568 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2013 года.
Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. С 1 января 2013 года введены дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов (ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ).
Для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ (лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР:
Период | Дополнительный тариф страхового взноса |
2013 год | 4% |
2014 год | 6% |
2015 год и последующие годы | 9% |
К данным физическим лицам относятся мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее десяти лет и семи лет шести месяцев на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Для плательщиков страховых взносов - работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР:
Период | Дополнительный тариф страхового взноса |
2013 год | 2% |
2014 год | 4% |
2015 год и последующие годы | 6% |
К данной категории физических лиц относятся лица, также имеющие право досрочного выхода на пенсию, но занятые на других видах работ.
При исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам положения п. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ не применяются. Это означает, что для дополнительных тарифов нет понятия "предельная величина базы страховых взносов", то есть дополнительными страховыми взносами облагаются все суммы выплат независимо от их размера.
При этом можно освободиться от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР: по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом. В данном случае речь идет об аттестации рабочих мест. Сегодня Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н.
Отметим, что вся сумма дополнительного тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов пойдет на страховую часть (солидарную часть) тарифа страховых взносов. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон N 167-ФЗ: введена новая ст. 33.2.
Изменения в Федеральном законе N 167-ФЗ
Часть новшеств, внесенных в Федеральный закон N 167-ФЗ, вступила в силу 1 января 2013 года, часть - вступит 1 января 2014 года.
Изменения в Федеральном законе N 167-ФЗ, вступившие в силу 1 января 2013 года
По всему тексту Федерального закона N 167-ФЗ исключили слова "территориальные фонды обязательного медицинского страхования", это связано с тем, что с 2012 года страховые взносы уплачиваются только в ФФОМС. Также понятие "стоимость страхового года" заменили термином "фиксированный размер страхового взноса".
Изменилось понятие "стоимость страхового года", приведем новую и старую редакции данного понятия в таблице.
Старая редакция | Новая редакция |
Стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в ПФР в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством РФ | Стоимость страхового года - утверждаемая Правительством РФ сумма денежных средств, которая определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, и исходя из которой определяется объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР на возмещение расходов ПФР по выплате трудовых пенсий в случаях, предусмотренных законодательством РФ |
Согласно уточнениям, внесенным в п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ, к застрахованным лицам относятся постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
Соответствующие изменения внесены и в ст. 22.1 Федерального закона N 167-ФЗ, определяющую тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства.
Изменения в Федеральном законе N 167-ФЗ, вступающие в силу 1 января 2014 года
И хотя 2014 год еще не завтра, общие тенденции проследить можно и нужно. Без знания фискальной нагрузки на бизнес нельзя планировать будущее в предпринимательской деятельности.
Общие тарифы страховых взносов. Федеральным законом N 243-ФЗ внесены изменения в ст. 22 "Тариф страхового взноса" Федерального закона N 167-ФЗ.
Для страхователей, производящих выплаты физическим лицам, с 2014 года применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ:
Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | |
26% | 26%, из них: - 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 24%, из них: - 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 14% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 2% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Тарифы страховых взносов для страхователей, производящих выплаты инвалидам, и других категорий страхователей. С 2014 года изменятся тарифы и для страхователей, указанных в пп. 1-3 п. 4 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ, они применяют указанные ниже тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим законом. В данном случае речь идет о следующих категориях страхователей, производящих выплаты физическим лицам:
- сельскохозяйственных товаропроизводителях, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, организациях народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- организациях и индивидуальных предпринимателях, применяющих ЕСХН;
- страхователях, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением страхователей, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.
Период | Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
2011 год | 16% | 16% | 10% | 6% |
2012 год | 16% | 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
2013 год | 21% | 21%, из них: - 5% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 15%, из них: - 5% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
2014 год | 21% | 21%, из них: - 5% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 19%, из них: - 5% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 14% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 2% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Тарифы для участников проекта "Сколково". Изменения внесены в тарифы страховых взносов с 2014 года и для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково". Данные новшества в рамках данного материала не рассматриваются.
Тарифы для отдельных категорий страхователей, в том числе организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Новые тарифы предусмотрены с 2014 года и для страхователей, указанных в пп. 4-6 п. 4 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим законом (п. 7 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ).
Эти тарифы будут применять следующие страхователи, производящие выплаты физическим лицам:
- хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 02.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
- организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне, организации и индивидуальные предприниматели, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер;
- организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности.
Период | Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
2011 год | 8% | 8% | 2% | 6% |
2012-2013 годы | 8% | 8% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 2% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
2014-2017 годы | 8% | 8% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 2% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
2018 год | 13% | 13% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 11% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 2% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
2019 год | 20% | 20%, из них: - 4% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 18%, из них: - 4% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 14% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 2% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Тарифы страховых взносов для страхователей, работающих в СМИ. В течение 2011-2014 годов для страхователей, указанных в пп. 7 п. 4 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ, применяются указанные ниже тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим законом. К этим страхователям относятся российские организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам и осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:
- деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных.
Период | Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
2011 год | 20% | 20% | 14% | 6% |
2012 год | 20,8% | 20,8%, из них: - 4,8% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 14,8%, из них: - 4,8% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
2013 год | 21,6% | 21,6%, из них: - 5,6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 15,6%, из них: - 5,6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
2014 год | 23,2% | 23,2%, из них: - 7,2% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 21,2%, из них: - 72% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 14% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 2% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Общие тарифы страховых взносов в 2012-2015 годах. С 2014 года в новой редакции будет представлена ст. 33.1 "Тарифы страховых взносов в 2012-2015 годах" Федерального закона N 167-ФЗ. В 2012-2015 годах для страхователей, производящих выплаты физическим лицам, за исключением страхователей, указанных в п. 4 и 6 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим законом:
Период | База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | |||
2012-2013 годы | В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22% | 22%, из них: - 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16%, из них: - 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
2014-2015 годы | В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22% | 22%, из них: - 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 20%, из них: - 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 14% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 2% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
2012-2015 годы | Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10% | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 0% |
Тарифы страховых взносов для застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе. С 2014 года Федеральный закон N 167-ФЗ будет дополнен новой ст. 33.3 "Тарифы страховых взносов для страхователей, уплачивающих страховые взносы в отношении отдельных категорий застрахованных лиц". Этой статьей будет регулироваться порядок распределения страховых взносов для страхователей, производящих выплаты в пользу физических лиц и уплачивающих страховые взносы в отношении застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе, которые по состоянию на 31 декабря 2013 года в порядке, установленном федеральными законами N 75-ФЗ и N 111-ФЗ, заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
Тарифы страховых взносов для данной категории лиц меняются в зависимости от года начиная с 2014 года и от категории страхователей, указанных в ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ.
В данном случае возникает вопрос: как работодатель будет узнавать о том, написал работник 1967 года рождения и моложе соответствующее заявление или нет? Кто будет представлять данную информацию - сам работник или ПФР? А ведь от этого будет зависеть порядок распределения страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а соответственно, и правильность уплаты страховых взносов в ПФР. При этом 31 декабря 2013 года наступит очень скоро!
Новшества в индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования
Федеральным законом N 243-ФЗ внесены изменения и в Федеральный закон N 27-ФЗ.
Статья 6 Федерального закона N 27-ФЗ дополнена пп. 10.1 п. 2, согласно которому в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица будут указываться в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ. Эти новшества вступили в силу 1 января 2013 года.
Основная часть изменений, внесенных в Федеральный закон N 27-ФЗ, вступит в силу 1 января 2014 года и затронет интересы лиц 1967 года рождения и моложе. Данные новшества отражают изменения, внесенные в Федеральный закон N 167-ФЗ, они будут актуальны для лиц 1967 года рождения и моложе, которые по состоянию на 31 декабря 2013 года в порядке, установленном федеральными законами N 75-ФЗ и N 111-ФЗ, заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании. Изменения внесены в ст. 6 "Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица" Федерального закона N 27-ФЗ.
С.П. Данченко,
эксперт журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"