В уставе муниципального казенного учреждения закреплены основные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:
- организация работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- организация и содержание внешнего благоустройства и озеленения территории городского округа;
- организация работ по благоустройству мест массового отдыха населения.
В уставе также закреплено, что учреждение не осуществляет приносящую доходы деятельность.
Для реализации функций, определенных уставом, учреждение проводит процедуру размещения муниципального заказа и заключает от имени городского округа (по доверенности) муниципальные контракты на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог и муниципальные контракты на подготовительные работы по устройству детских игровых комплексов, расположенных на территории города. Контрактами предусмотрено выполнение демонтажных работ, в результате чего образуется металлолом, который учреждение реализует в пункты приема лома. Выручка от реализации поступает на единый счет бюджета, учреждение является администратором таких доходов.
При поступлении металлолома в учреждение он приходуется по рыночной стоимости. Возникает внереализационный доход. Выручка от реализации металлолома уменьшается на его стоимость, следовательно, доход от реализации равен нулю.
Учитывается ли доход в виде рыночной стоимости металлолома в налоговой базе по налогу на прибыль либо такой доход не учитывается в соответствии с подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса как средства, полученные от исполнения казенными учреждениями муниципальных функций?
В муниципальных контрактах, заключенных от имени муниципального образования, предусмотрена выплата неустойки за нарушение условий или сроков поставки (выполнения работ). Суммы неустоек также поступают на единый счет бюджета.
Включается ли доход в виде неустойки за нарушение условий муниципальных контрактов в налоговую базу по налогу на прибыль?
Статьей 246 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, в том числе некоммерческие. Таким образом, казенные учреждения признаются плательщиками налога на прибыль на общих основаниях.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса. К доходам относятся доходы от реализации, которыми признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав и внереализационные доходы (ст. 248, 249 НК РФ). Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен в статье 251 Налогового кодекса.
Согласно подпункту 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. Доходы, полученные казенными учреждениями от сдачи имущества в металлолом, в данном перечне не поименованы. Таким образом, доходы казенных учреждений, связанные с реализацией металлолома, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов от реализации в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса.
Положениями статьи 9 Закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) определено, в частности, что под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд. В соответствии со статьей 4 Закона N 94-ФЗ муниципальными заказчиками выступают органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Таким образом, заключая муниципальный контракт, муниципальный заказчик выступает от имени муниципального образования.
В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать от него уплаты неустойки (штрафа, пеней) (п. 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ), которая в соответствии со статьями 329, 330 Гражданского кодекса является одним из способов обеспечения исполнения обязательств. Учитывая изложенное, средства в виде неустойки за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, признаются доходами муниципального образования.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса муниципальные образования, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль. Таким образом, средства в виде неустойки за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, не учитываются у заказчика при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса средства от применения мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Суммы денежных взысканий за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы (пп. 6 п. 1 ст. 46 БК РФ).
Ю.Л. Анохина,
консультант
1 января 2013 г.
"Бюджетный учет", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100