Требования по охране труда к рабочему месту водителя
В методических рекомендациях "Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта", разработанных в 2001 году, изложены требования по охране труда к рабочему месту водителя. Однако за этот срок претерпели изменения некоторые нормативные документы, содержащие требования охраны труда. Например, утверждены Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ Р М-027-2003), Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (приложение 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 357н, Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.10 N 1122н) и т.д.
Предлагаемые требования скорректированы в соответствии с новыми нормативными документами, содержащими требования по охране труда к рабочему месту водителя автомобиля.
N п/п | Требования к элементам рабочего места водителя | Наименование нормативного документа, содержащего требования охраны труда |
1 | 2 | 3 |
Кабина | ||
1.1 | Система принудительной вентиляции должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину из расчета на одного человека не менее 30 /ч. При температурах внешней среды выше 17°С подаваемый в кабину воздух не должен нагреваться более чем на 2°С относительно температуры внешней среды. Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с. Система вентиляции должна обеспечивать: 1) подвижность воздуха в кабине в зоне головы и пояса водителя в 0,5-1,5 м/с; 2) перепад между температурой наружного воздуха и температурой в кабине в зоне головы водителя при температуре окружающего воздуха 25°С не должен превышать 3°С | ГОСТ Р 50993-96 (1), п. 5.2.1-5.2.3, ГОСТ Р 50866-96 (2) |
1.2 | Отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны. Применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя | Межотраслевые правила по охране труда на АТ (3), п. 6.1.2 |
1.3 | Система отопления должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении в зависимости от предназначения автотранспортного средства (АТС) | ГОСТ Р 50993-96, ГОСТ Р 50866-96 |
1.4 | Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать: 45°С - при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70°С); 35°С - при отключенной системе отопления | ГОСТ Р 50993-96, ГОСТ Р 50866-96 |
1.5 | Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8°С относительно температуры внешней среды. Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0°С. Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с. Относительная влажность воздуха в кабине должна находиться в пределах от 30 до 60%. Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15°C | ГОСТ Р 50993-96, ГОСТ Р 50866-96 |
1.6 | Содержание вредных веществ в воздухе кабины не должно превышать: азота оксиды (в пересчете на ) - 5 мг/; пропеналь (акролеин) - 0,2 мг/; углеводороды алифатические предельные С1-С10 (в пересчете на С) - 300 мг/; углерода оксида - 20 мг/ |
п/п 5, 1725, 2055, 2057, |
1.7 | Уровни звукового давления на рабочем месте не должны превышать допустимых величин | |
1.8 | Уровни вибрации на рабочем месте не должны превышать допустимых величин | |
1.9 | На сиденье и его спинке не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; сиденье и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя | Межотраслевые правила по охране труда на АТ, п. 6.1.2 |
1.10 | Боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами | Межотраслевые правила по охране труда на АТ, п. 6.1.2 |
1.11 | Двери кабины, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения | Межотраслевые правила по охране труда на АТ, п. 6.1.12 |
1.12 | Пол кабины автомобиля должен быть застлан ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений | Межотраслевые правила по охране труда на АТ, п. 6.1.2 |
1.13 | Автомобили с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин | Межотраслевые правила по охране труда на АТ, п. 6.1.11 |
Освещение | ||
1.14 | Освещение в кабине должно составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк | СП N 4616-88 (11), |
Органы управления | ||
1.15 | Органы управления автомобиля должны быть с исправными уплотнителями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон | Межотраслевые правила по охране труда на АТ, п. 6.1.3 |
1.16 | Усилие на органе управления тормозной системой не должно превышать для АТС категорий: - М1 - 490 Н; - М2, М3, N1, N2, N3 - 686 Н | |
1.17 | Усилие, прилагаемое к органу управления стояночной тормозной системы, не должно превышать для АТС категорий: в случае ручного органа управления: - М1 - 392 Н; - для остальных категорий - 589 Н; в случае ножного органа управления: - М1 - 490 Н; для остальных категорий - 688 Н |
Примечания:
1. ГОСТ Р 50993-96. Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности.
2. ГОСТ Р 50866-96. Автотранспортные средства. Система отопления, вентиляции и кондиционирования. Методы оценки эффективности и безопасности.
3. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ Р М-027-2003.
4. ГН 2.2.5.1313-03. Гигиенические нормативы "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны".
5. ГОСТ Р 51206-2004. Автотранспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины. Нормы и методы испытаний.
6. ГОСТ 12.1.005-88. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
7. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Санитарные нормы "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки".
8. ГОСТ 12.1.003-83. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности.
9. СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Санитарные нормы "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий".
10. ГОСТ 12.1.012-90. Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования.
11. Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей N 4616-88.
12. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки (с изменениями от 28 марта 2006 г.).
Продолжение следует
В. Назаров
"Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15721 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомится на сайте www.panor.ru