Этика и деонтология в деятельности медсестры
Решение важнейших задач - повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской деонтологии.
Деонтология (от греческого deontos - должное, надлежащее; logos - учение) - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали. Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В еще более узком смысле деонтология была обозначена как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.
Деонтология медицинская - совокупность этических норм и принципов поведения медработника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающая оказание больному максимально возможной помощи, имеющая целью исключить возможность причинения ему вреда и благоприятствующая повышению эффективности лечения больного и профилактике болезней.
Деонтология медицинская отражает гуманистическую сущность медицины и включает сложившиеся в результате исторического опыта правила выполнения медиками своих профессиональных обязанностей, принципы и формы взаимоотношений с больным, его родственниками и близкими, с коллегами по профессии.
Актуальность. Медицинская деонтология постоянно развивается, возрастает и ее значение. Врач как личность в социальном и психологическом плане не ограничивается узкой лечебно-профилактической деятельностью, а участвует в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения.
Каждая профессия имеет свои этические интересы. Анализируя содержание кодексов медицинской этики (начиная с клятвы Гиппократа и заканчивая национальными кодексами, в том числе Этическим кодексом российского врача, 1995, Этическим кодексом медсестры России, 1997), нельзя не заметить трансформации их содержания.
Во-первых. Увеличен перечень лиц, взаимоотношения с которыми подвергаются этической регламентации. Сегодня наряду с больными, врачами и медсестрами он включает обслуживающий персонал и общество.
Во-вторых. Качественно по-новому формулируются обязанности врача, медсестры. Их нельзя уже выразить просто и однозначно "помогать и не вредить". Врач и медсестра призваны обеспечить качественную медицинскую помощь (уход), основанную на чувстве сострадания, уважения человеческого достоинства, стремясь к терапевтическому сотрудничеству с пациентом; уважать права своих коллег, иного обслуживающего персонала. Эта трансформация отражает изменения, которые произошли в общественном самосознании за последние два десятилетия.
Таким образом, актуальность изучения этических норм, правил и норм взаимодействия медицинского работника с коллегами и пациентом приобретает особое значение в условиях современного развития системы здравоохранения.
Цель деонтологии - сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.
Медицинскую деонтологию принято рассматривать совместно с врачебной этикой. Этика и деонтология - яркие аспекты доктрины гуманизма. Гуманизм и этика неразрывны, в том числе и медицинская. Этика отражает не только отношения людей друг к другу, но и к фактам, событиям, явлениям в жизни человека, в том числе к науке, применения ее достижений на практике. Этический компонент возникает тогда, когда ставится вопрос о целях того или иного действия, об интересах человека или группы лиц.
Задачами деонтологии является решение таких проблем в медицинской этике, как:
1) отношение медработника к больному;
2) отношения медицинских работников между собой.
Врачебная этика и медицинская деонтология - это выражение высокого долга, общечеловеческой гуманности в специфических условиях профессиональной деятельности. Специфика заключается в том, что в медицине допустим лишь этический максимум, нужно быть и хорошим врачом и хорошим человеком одновременно. У медиков, как ни в какой другой специальности, присутствует готовность к самопожертвованию, установление интересов больного выше интересов собственных. Поэтому медицинскую этику и деонтологию можно рассматривать как единую доктрину и дать им определение: медицинская этика и деонтология, как органически связанные понятия, имеют дело с моральными и нравственными нормами и основанными на них принципами и правилами поведения медицинских работников, выполняющих свой гражданский и профессиональный долг.
Современные правила этики и деонтологии
Современные правила этики и деонтологии включают в себя:
1. Вопросы соблюдения врачебной тайны.
В ряде случаев приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак. Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, т.е. всем тем, кто контактирует с больными. Есть правило: "слово лечит, но слово может и калечить". Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.
2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных.
Тактика врача, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностей психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей врача является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем. Если пациент не обращается к врачу в последующем, он не верит ему как специалисту. Это уже признак того, что это "плохой" врач, к "хорошему" они идут, даже несмотря на первую неудачу. Значит, врач не сумел наладить контакт и взаимопонимание.
Врач должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступными больному, могут привести к фобии, т.е. боязни того или иного заболевания, например канцерофобия - боязнь заболевания раком.
3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе.
Работа в медицинском учреждении здравоохранения должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, т.е. служебное подчинение младшего по должности к старшему. Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемых методах лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: "Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача". Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то ни было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки.
К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: "Мы обсудили и решили...". При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции врач должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время манипуляций. Если во время манипуляции врач сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участия в дальнейшем ходе действий.
4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками.
Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.
С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения - это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника. Если человек мнительный, психологически неустойчив, то ему легко внушить, что у него есть какое-либо заболевание, и этот человек начинает находить у себя различные симптомы мнимого заболевания. Поэтому врач должен убедить больного в отсутствии мнимых болезней. К ятрогении относят заболевания и повреждения, возникшие в результате неправильных действий или лечения больного. Так, к ятрогенным заболеваниям можно отнести гепатит, развившийся после инфузии зараженной крови или плазмы. К ятрогенным повреждениям относят травмы внутренних органов при полостных операциях. Это повреждение селезенки при резекции желудка, пересечение холедоха при холецистэктомии и др.
Взаимоотношения врача с родственниками - самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо, допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками. Но совсем не обязательно сообщать мужу, что вы выполнили операцию по поводу внематочной беременности и пациентка через неделю будет "как огурчик" - она ей боком выйдет, тем более что муж полгода был в командировке.
5. Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:
- интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;
- интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;
- вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;
- врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.
Деятельность специалистов сестринского дела с позиции медицинской деонтологии
Всемирная организация здравоохранения и государственная программа развития сестринского дела в России рассматривают деятельность специалистов сестринского дела в четырех основных направлениях:
1) профилактическая помощь населению;
2) лечебно-диагностическая помощь;
3) реабилитационная помощь и медико-социальная помощь хроническим больным и инвалидам;
4) оказание медико-социальной помощи инкурабельным и умирающим пациентам.
В этой связи в клинической практике деятельность медсестры многогранна. Это и уход за беспомощными больными, выполнение назначений врача, прием и выписка больных, ведение различных документов, огромная административная работа, включающая руководящую, воспитательную, просветительную деятельность. Несмотря на проводимые изменения, нагрузка на медсестру все еще слишком велика, а это мешает сконцентрироваться на главном - уходе за больными.
Во взаимоотношениях медсестры и пациента очень важен стиль работы медсестры. В том, как сестра подает стакан воды, как оправляет его постель, может найти выражение весь мир чувств, связывающих ее с больным. Часто больные читают по выражению лица и голоса. Нежность, ласковость, терпение и вежливость - вот составные элементы хорошего стиля работы, в них выражаются заботливость, внимание и любовь сестры к своим больным. В работе сестер очень часто "как" бывает значительно важнее, чем "что". Очень важно медсестре познать самоё себя, особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных.
Различаются три этапа установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в лечебном учреждении: начальный, развернутый и конечный.
Итак, на начальном этапе больной и сестра знакомятся друг с другом. Прием больного в лечебное учреждение, его знакомство с распорядком жизни больницы, сообщение ему необходимых во время его пребывания здесь сведений, объяснение назначений врача - все это выполняется через сестру, с ее помощью. Врач не имеет возможности по несколько раз объяснять больному одно и то же. Его представителем, его послом среди больных является сестра, она-то и "переводит" больным все, что было ими неправильно понято, вообще не понято или не так воспринято, как это следовало бы. Очень важно умение сестры видеть, что и как понял больной, в чем состоит недоразумение, способность умело разъяснить ему недопонятое или плохо понятое. Сестра получает представление о поведении больного, об отношении его к свой болезни, сообщает ему необходимые сведения по выполнению назначений врача.
На развернутом этапе дальнейшая работа зависит от сформированного контакта между больным и сестрой. На этом этапе, когда больной может много узнать о неправильности своего образа жизни, сама болезнь потребует от него по-новому вести себя, приспособиться к новым условиям, медсестра должна проявлять особое внимание к больному, беседуя с ним, выслушивая его, формируя этим самым на практике новый, здоровый образ жизни, развивая его понятия о физической и психической гигиене. Эта ее работа может быть эффективна только в том случае, если она хорошо знает своих больных. Ведь необходимо знать, кому, что и как следует объяснять. При общении с больным, выполнении манипуляций, зачастую неприятных и болезненных, сестра должна отвлечь пациента от тяжелых мыслей, внушить ему бодрость и веру в выздоровление. При этом она должна быть и психологом, т.е. учитывать индивидуальные особенности больного и его состояние в данный момент: одного пациента надо уговорить потерпеть ("будет немного неприятно, но зато потом почувствуете облегчение"), другого отвлечь посторонним разговором и т.д.
Часто больные спрашивают сестер о своем диагнозе и прогнозе. В России не принято сообщать больному о наличии у него неизлечимого заболевания, особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда надо высказывать твердую уверенность в благоприятном исходе. При этом не следует уверять тяжелобольного, что заболевание у него "пустячное" и он "скоро выпишется", так как часто пациенты неплохо осведомлены о характере своей болезни и при излишне оптимистических ответах теряют доверие к персоналу. Лучше ответить примерно так: "Да, болезнь у вас нелегкая, и лечиться придется долго, но в конце концов все будет хорошо". Однако все сведения, которые сестра дает больным, должны быть согласованы с врачом.
Медицинские работники, скрывая от больного наличие у него неизлечимого заболевания или наступившее ухудшение состояния, должны в понятной и доступной форме сообщить об этом его родственникам. Но и среди них могут оказаться больные люди, в разговоре с которыми следует проявлять большую осторожность и такт. Особенно осторожно надо давать информацию по телефону, лучше вообще не сообщать каких-либо серьезных, особенно печальных сведений, а попросить приехать в больницу и поговорить с врачом лично.
И на конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен от опасности. Больного мучают сомнения: "что будет со мной дома?". Поэтому медсестра должна подготовить больного к выписке путем проведения занятий, бесед на темы, вызывающие опасение и страх в связи с выпиской.
Нормативная этика в сестринском деле
Нормативная этика в сестринском деле рассматривает нормы-обязанности и нормы-ценности.
Нормы-обязанности определяют принципы, правила, обязанности и долг медицинской сестры и отвечают на вопрос: "Как я действую?"
Основная обязанность медсестры - это быть профессионально компетентной. Это обязывает медсестру уважать пациента, уважать его право на самоопределение, не причинять вреда, делать добро, уважать обязательства других, держать слово, сотрудничать, быть преданной.
Долг медсестры заключается:
- не просто в освоении сестринского дела, а в постижении всех его граней;
- не просто в выполнении своих должностных обязанностей, а в стремлении их выполнять наилучшим образом;
- не просто в выполнении врачебных назначений, а в приложении всех сил, знаний и умений для их реализации.
Нормы-ценности определяют:
1. Что человек должен собой представлять как личность?
2. Что человек должен выбрать в качестве своих целей?
Те нормы-ценности, которые определяют, что такое добро и зло, хорошо и плохо в людях, называются нормами моральной ценности (добродетели).
Какими же личными качествами должна обладать медицинская сестра для выполнения своих обязанностей и долга? Какие нормы моральной ценности, добродетели профессия "сестринское дело" считает важным для медсестры?
Атмосфера медицинской и сестринской практики должна создавать условия, которые бы культивировали желаемые качества, требуемые от медсестры. Это прежде всего знание, умение, ответственность, сострадание и милосердие, сотрудничество, забота.
К сожалению, слишком мало внимания уделяется в наши дни определению и поощрению этих качеств, необходимых для ухода за больными. Например, большие рабочие нагрузки на медсестру не позволяют ей быть сострадательной, терпимой и компетентной.
Моральная атмосфера должна быть таковой, чтобы знания, навыки, профессиональный рост и компетенция как ожидались, так и вознаграждались.
Нормы (неморальной ценности) определяют, что человек должен выбрать в качестве своих целей. Неморальные ценности причастны к каждой сфере человеческой деятельности, включая сестринское дело. Какие же ценности (идеалы) должна выбрать для себя медицинская сестра? К чему она должна стремиться? Это - профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, достоинство, уход.
Поведение медсестры во многом определяется теми этическими нормами, которые уже сложились в конкретном медицинском учреждении.
Основные постулаты Этического кодекса медицинской сестры России
Основными постулатами Этического кодекса медицинской сестры России (1997) являются следующие:
1. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры - оказывать в меру своей компетенции неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.
2. Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры.
3. Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в приумножении знаний в своей профессии.
4. Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного (это касается и эвтаназии, т.е. преднамеренных действий медицинской сестры в целях прекращения жизни умирающего пациента).
5. Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет.
Рекомендации
Роль сестры в процессе лечения больного, особенно в стационаре, весьма велика. Помощь в выполнении назначений врача, уход за тяжелобольными, участие во многих, иногда довольно сложных, манипуляциях - все это входит в ее обязанности. Это предъявляет высокие требования не только к знаниям и практическим навыкам сестры, но и к ее моральному облику, умению вести себя в коллективе, при общении с больными и их родственниками.
Сестра обязана всегда быть выдержанной, приветливой, способствовать созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении. Если даже она чем-то расстроена или встревожена, больные не должны замечать этого. Ничто не должно отражаться на ее работе, на ее тоне в разговорах с коллегами и больными. Нежелательны также чрезмерная сухость и официальность, но недопустимы и легкомысленные шутки, а тем более фамильярность в отношениях с пациентами. Поведение сестры должно внушать уважение к ней, создавать у больных уверенность, что она все знает и все умеет, что ей можно смело доверить свое здоровье и жизнь.
Большое значение имеет внешний облик сестры. Придя на работу, она переодевается в чистый, выглаженный халат или форму, принятую в данном учреждении, меняет уличную обувь на тапочки или специальные туфли, легко поддающиеся санитарной обработке и не производящие шума при ходьбе. Волосы прикрывает шапочкой или косынкой. Всю рабочую одежду и обувь сестра оставляет в специальном шкафчике.
Аккуратная, подтянутая сотрудница вызывает доверие больного, в ее присутствии он чувствует себя спокойнее и увереннее. И наоборот, неопрятность в одежде, грязный халат, торчащие из-под шапочки или косынки волосы, злоупотребление косметикой, длинные покрытые лаком ногти - все это заставляет больного усомниться в профессиональной квалификации сестры, ее умении работать точно, чисто и аккуратно. Эти сомнения чаще всего бывают оправданными. Сестра должна неукоснительно выполнять указания врача и точно соблюдать не только дозировки и длительность процедур, но и последовательность и время манипуляций. Небрежность или ошибка может оказаться чрезвычайно опасной для больного и привести к необратимым последствиям. При выполнении сложных манипуляций сестра, если она не чувствует себя достаточно подготовленной для этого или сомневается в чем-то, не должна стесняться просить помощи и совета у более опытных товарищей или врачей. Самоуверенность, зазнайство и высокомерие недопустимы, когда речь идет о здоровье и жизни человека.
Современные лечебные учреждения оснащены новой диагностической и лечебной аппаратурой. Сестры должны не только знать, для чего предназначен тот или другой прибор, но и уметь им пользоваться, особенно если он установлен в палате. Точно так же сестра, хорошо владеющая техникой той или иной манипуляции, обязана помогать осваивать эту технику своим менее опытным товарищам.
Иногда в состоянии больного может наступить резкое ухудшение, но при этом нельзя допускать паники или растерянности. Все действия сестры должны быть предельно четкими, собранными и уверенными. Что бы ни случилось (сильное кровотечение, внезапное нарушение ритма сердца, острый отек гортани), нельзя, чтобы больной видел испуганные глаза или слышал дрожащий голос. Недопустимы также громкие, на все отделение крики: "Скорее, у больного остановка сердца!" Чем тревожнее ситуация, тем тише должны звучать голоса.
Тишина в отделении должна соблюдаться постоянно, особенно в ночное время. Щадящий режим является обязательным условием успешного лечения, и никакие лекарства не помогут больному, если он не может заснуть из-за громких разговоров и стука каблуков в коридоре. Сестра должна решительно пресекать нарушения дисциплины, проявлять строгость, но не грубость. Иногда достаточно объяснить пациенту, что его поведение приносит вред не только ему, но и другим больным. Обо всех случаях неправильного поведения больного необходимо сообщить врачу, так как это может быть вызвано ухудшением состояния больного, и при этом нужно изменить лечебную тактику.
Подходя к телефону, медсестра должна прежде всего назвать отделение, свою должность и фамилию. Например: "Второе терапевтическое отделение, медсестра Петрова". Ответы типа "Да!", "Слушаю!" говорят о низкой культуре медперсонала.
Обязательным качеством сестры должно быть стремление к постоянному повышению своей квалификации, углублению знаний, приобретению новых навыков. Этому должна способствовать общая атмосфера лечебного учреждения, играющая важную роль в формировании высококвалифицированного, дисциплинированного и ответственного работника, выработке у него высоких моральных качеств, мужества, гуманизма и умения своим поведением способствовать возвращения здоровья и трудоспособности больному человеку.
Выводы
Медицинский работник, отвечающий требованиям деонтологии, должен обладать такими качествами, как способность к состраданию, готовность пожертвовать своими интересами и удобствами, если это необходимо для спасения жизни или облегчения страданий больного; терпимость, чуткость, предупредительность; стремление к совершенствованию профессиональных знаний; настойчивость в оказании помощи больному.
Всегда и при всех обстоятельствах необходимо помнить, что человек обращается к медицинским работникам за помощью, что с ним случилась беда, иногда очень серьезная, способная повлечь за собой утрату здоровья, трудоспособности, а подчас и угрожающая жизни. Только при полном сочувствии больному, при понимании его положения возможен настоящий контакт между ним и медицинским персоналом, что так необходимо для успешного лечения. Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны больному не меньше, а может быть, и больше, чем лекарственные препараты. Равнодушных, неуравновешенных людей, не способных к сочувствию больному человеку, нельзя допускать к работе в медицинских учреждениях.
Список использованной литературы
1. Алисевич В.И. Вопросы медицинской этики, деонтологии и ответственности врача // Философские и социальные проблемы биологии и медицины / под ред. Царегородцева Г.И. - М.,1980.
2. Врачебная этика и медицинская деонтология - Режим доступа к изд.: URL: http://screens.fatal.ru/etika.
3. Деонтология в медицине: в 2 т. / Вихляева Е.М., Гамов В.П., Горшков С.З. / под ред. Петровского Б.В. - М.: Медицина, 1988.
4. Мурашко В.В. Пособие по уходу для подготовки младших медсестер. - М.: Медицина, 1979.
5. Петровский Б.В. Деонтология в медицине. - М.: Медицина, 1988.
6. Стандарты практической деятельности медсестры России. - М., 1997. - Т. I, II.
7. Хирургическая этика и деонтология - Режим доступа к изд.: URL: http://surgery-manual.narod.ru/ethics.htm.
8. Фаулер М.Д. Этика и сестринское дело. - Самара, 1994.
9. Чернявский В.Е. Сестринское дело. - М.: Медицина, 1994.
10. Универсальный справочник медсестры. Практическое руководство по уходу за больными. - М.: Изд-во "Рипол Классик", 2006.
11. Яровинский М.Я. Медицинский работник и общество // Медицинская помощь. - 1996. - N 2.
Е.С. Яшина
Е.В. Карпова
"Медсестра", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Медсестра"
Общероссийский ежемесячный журнал (рег. свидетельство ПИ N ФС1-01663 от 01.11.2004 г.) регулярно выпускается с 2005 года.
В издании представлена полная информация по основным направлениям деятельности и организации работы сестринского персонала, о методах ухода за больными, нормативно-правовом и информационном обеспечении, рассматриваются вопросы заработной платы, а также профессионального образовании медсестер.
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru