Комментарий к Федеральному закону 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования"
В предыдущем номере журнала был представлен Федеральный закон N 243-ФЗ*(1), который внес изменения во многие нормативные акты. При этом нами были представлены новшества, затронувшие Федеральный закон N 27-ФЗ*(2). В этом номере прокомментируем остальные изменения, внесенные рассматриваемым законом.
Изменения, внесенные в федеральные законы N 75-ФЗ*(3) и 111-ФЗ*(4)
Федеральный закон N 75-ФЗ регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью (ст. 1).
Федеральным законом N 243-ФЗ внесены изменения в порядок подачи застрахованным лицом заявления о переходе в ПФР (ст. 36.8 Федерального закона N 75-ФЗ). Напомним, что застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной части трудовой пенсии может воспользоваться правом на переход в ПФР не чаще одного раза в год путем подачи заявления в ПФР в порядке, установленном указанной статьей.
В заявлении о переходе в ПФР застрахованное лицо указывает помимо выбранного им инвестиционного портфеля управляющей компании, отобранной по конкурсу в соответствии с Федеральным законом N 111-ФЗ и имеющей договор (договоры) доверительного управления средствами пенсионных накоплений с ПФР, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании еще и выбранный вариант осуществления своего пенсионного обеспечения: направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6% либо 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса.
Федеральный закон N 111-ФЗ устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Соответственно предметом регулирования выступают отношения, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.
В статье 31 указанного закона определены права застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений. В частности, при формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованные лица до обращения за установлением накопительной части трудовой пенсии имеют право (п. 1 ст. 31 Федерального закона N 111-ФЗ):
1) в порядке, установленном данным Федеральным законом, выбирать инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании;
2) отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и выбрать негосударственный пенсионный фонд в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;
3) в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через негосударственные пенсионные фонды и осуществлять формирование накопительной части трудовой пенсии через ПФР, выбрав инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
Федеральный закон N 243-ФЗ дополнил указанную статью п. 1.1, согласно которому застрахованные лица 1967 года рождения и моложе, которые по состоянию на 31.12.2013 заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, начиная с 01.01.2014 в случае выбора расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании дополнительно вправе одновременно выбрать и вариант своего пенсионного обеспечения: направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6% либо 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса.
Кроме того, следует помнить, что от выбранного застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения будут зависеть размеры тарифов страховых взносов согласно ст. 33.3 Федерального закона N 167-ФЗ*(5), а также порядок отражения сведений в индивидуальном лицевом счете (ст. 6 Федерального закона N 27-ФЗ).
Изменения, внесенные в федеральные законы N 167-ФЗ и 212-ФЗ*(6)
С 2012 года страховые взносы на обязательное медицинское страхование зачисляются только в ФФОМС (напомним, что в 2010 и 2011 годах они также уплачивались и в ТФОМС). Однако Федеральный закон N 167-ФЗ содержал указание на ТФОМС и в течение 2012 года. В связи с этим из ч. 1 и 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ были исключены слова "и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". По аналогии они исключены и из п. 2 ст. 10, п. 4 ст. 22, п. 1 и 2 ст. 28, пп. 2 п. 1 ст. 29, п. 8 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ.
Тарифы страховых взносов
Тарифы страховых взносов, установленные на 2012-2013 годы, будут применяться и в 2014-2015 годах.
В соответствии с новой редакцией ст. 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ и ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ работодатели (за исключением льготных категорий) в 2012-2015 годах уплачивают страховые взносы в рамках предельной величины базы для их начисления по следующим тарифам: в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1%. То есть общая ставка составляет, как и прежде, 30%.
Тариф страхового взноса согласно новой редакции п. 2.1 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ, действующей с 01.01.2014, как и прежде, составляет 26%, однако разделяется для лиц 1967 года рождения и моложе по-разному. Для них на финансирование страховой части трудовой пенсии будет распределяться: 24%, а на финансирование накопительной части трудовой пенсии индивидуальная часть тарифа страховых взносов будет составлять 2%.
Отметим, что согласно п. 2.2 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ с 01.01.2013 индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ) при исчислении страхового взноса в фиксированном размере (ранее - стоимости страхового года, исходя из которой определяется размер страховых взносов), применяют страховые взносы, установленные п. 2.1 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ.
Кроме того, скорректирован порядок признания иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, застрахованными лицами в сфере обязательного пенсионного страхования. Напомним, что с 01.01.2012 на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, начисляются пенсионные взносы, если с указанными лицами заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев или на неопределенный срок (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ). Начиная с 01.01.2013 указанные лица признаются застрахованными по обязательному пенсионному страхованию, если с ними заключены трудовые договоры на неопределенный срок, а также срочные трудовые договоры продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года. При этом на выплаты в отношении таких лиц пенсионные взносы начисляются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения такого застрахованного лица (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Распределение пенсионных взносов
Уточним, что Федеральным законом N 243-ФЗ не изменены размеры ставок страховых взносов, установленные в ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ, а лишь распределены между страховой и накопительной частями трудовой пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе.
В соответствии со ст. 33 и 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ пенсионные взносы в отношении лиц 1967 года рождения и моложе распределяются, как и прежде, на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Так, в 2013 году по общему правилу на финансирование накопительной части трудовой пенсии с выплат в рамках установленной предельной величины базы для начисления взносов перечисляется 6%. Остальная часть тарифа пенсионных взносов идет на финансирование страховой части трудовой пенсии (ст. 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ). Соответствующее распределение пенсионных взносов установлено для различных льготных категорий плательщиков.
Начиная с 2014 года данное распределение будет изменено. На финансирование накопительной части трудовой пенсии для указанных лиц необходимо будет перечислять только 2% (ст. 33.1, п. 2.1 ст. 22, п. 5, 6, 7, 9 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ).
Однако из этого правила есть исключение, предусмотренное новой ст. 33.3 Федерального закона N 167-ФЗ. Так, страхователи, указанные в пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ, в отношении застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе должны будут перечислять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6% от предназначенного в ПФР взноса, если лица, в отношении которых производятся выплаты, по состоянию на 31.12.2013, заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд или обратилось с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей
Напомним, что по общему правилу на трудовую пенсию по старости имеют право мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ст. 7 Федерального закона N 173-ФЗ*(7)). При этом ст. 27 указанного закона предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии.
С 01.01.2013 работодатели обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам (ст. 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ, ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ):
- в отношении выплат в пользу физических лиц, которые заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ) в 2013 году - 4%, в 2014 году - 6%, в 2015 году и последующих - 9%;
- в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на работах, перечисленных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ (например, работа с тяжелыми условиями труда, работа в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью, работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах): в 2013 году - 2%; в 2014 году - 4%; в 2015 году и последующих - 6%.
Отметим тот факт, что дополнительные страховые взносы исчисляются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов.
К сведению. С 01.01.2013 предельная величина базы для начисления страховых взносов с выплат в пользу физических лиц составляет 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276).
Следует также отметить, что ч. 4 ст. 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ и ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ установлена возможность освобождения страхователей от уплаты указанных дополнительных страховых взносов по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, который будет установлен отдельным федеральным законом.
Тарифы для отдельных категорий застрахованных лиц
В Федеральный закон N 167-ФЗ введена новая статья 33.3, устанавливающая тарифы страховых взносов для страхователей, уплачивающих страховые взносы в отношении лиц 1967 года рождения и моложе, которые по состоянию на 31.12.2013 в порядке, установленном федеральными законами N 75-ФЗ и 111-ФЗ, заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
Фиксированный платеж для ИП (повышение страховых взносов)
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС исходя из стоимости страхового года, которая определяется путем умножения установленного на начало финансового года МРОТ на 12 и на соответствующий тариф (ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 212-ФЗ). Обращаем ваше внимание на то, что с 01.01.2013 ст. 13 Федерального закона N 212-ФЗ признана утратившей силу.
Напомним, что МРОТ с 01.01.2013 составляет 5 205 руб. в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
При этом с 01.01.2013 порядок исчисления страховых взносов указанными плательщиками изменен, теперь они перечисляют страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах.
Так, статья 14 Федерального закона N 212-ФЗ дополнена п. 1.1, согласно которому фиксированный размер взноса в ПФР определяется следующим образом: произведение двукратного размера МРОТ установленного на начало финансового года и соответствующего тарифа, увеличенное в 12 раз.
Новым п. 1.2. ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ определен фиксированный размер страхового взноса в ФФОМС. Он определяется, как и прежде, исходя из МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенных в 12 раз.
Порядок расчета:
- МРОТ на 01.01.2013 принят в размере 5 205 руб. в месяц;
- фиксированный размер страхового взноса в ПФР будет составлять 32 479,20 руб. (5 205 х 2 х 26% х 12) в год.
При этом индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, 1967 года рождения и моложе на страховую часть взносов в ПФР должны перечислить в 2013 году 24 984.00 руб. (5 205 руб. х 2 х 20% х 12), на накопительную - 7 495.20 руб. (5 205 руб. х 2 х 6% х 12). Плательщики взносов 1966 года рождения и старше всю сумму (32 479,20 руб.) уплачивают на страховую часть.
Фиксированный размер страхового взноса в ФФОМС будет составлять 3 185,46 руб. (5 205 руб. х 5,1% х 12) в год.
То есть фиксированный платеж для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и частных нотариусов в 2013 году составит в общей сложности 35 664,66 руб. (ежеквартально придется уплачивать 8 916,17 руб. страховых взносов).
Напомним, что за 2012 год указанной категорией плательщиков страховых взносов уплачивалась стоимость страхового года в общем размере 17 208,25 руб. То есть рост стоимости страхового года - 2,07 раза.
В аналогичном порядке исчисляют страховые взносы и главы крестьянских (фермерских) хозяйств за себя и за каждого члена хозяйства (новая редакция ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ).
Также обратим ваше внимание на то, что ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ определяется порядок расчета фиксированного размера страховых взносов в случае начала осуществления предпринимательской деятельности после начала очередного расчетного периода, а также в случае прекращения предпринимательской деятельности после начала очередного расчетного периода.
Фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате за такой расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с месяца начала деятельности (государственной регистрации) (при прекращение деятельности - пропорционально количеству календарных месяцев по месяц утраты государственной регистрации). За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (со дня государственной регистрации) (при прекращении деятельности - по дату государственной регистрации прекращения деятельности).
Например, ИП зарегистрирован 15.04.2013.
Он должен будет уплатить фиксированную сумму страховых взносов:
- за май - декабрь 2013 года: в ПФР - 21 652,80 руб. (32 479,20 руб. х 8 / 12), в ФФОМС - 2 123,64 руб. (3 185,46 руб. х 8 / 12);
- за апрель 2013 года: в ПФР - 1 443,52 руб. (32 479,20 руб. / 12 х 16 / 30), в ФФОМС - 141,58 руб. (3 185,46 руб. / 12 х 16 / 30).
Периоды, за которые предприниматели вправе не уплачивать страховые взносы в фиксированном размере
Начиная с 2013 года ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ дополнена также ч. 6, согласно которой плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ, вправе не уплачивать взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах за следующие периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность, что должно быть документально подтверждено:
- период прохождения военной службы по призыву (пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 173-ФЗ);
- период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 173-ФЗ);
- период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет (пп. 6 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 173-ФЗ);
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности (пп. 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 173-ФЗ);
- период проживания за границей супругов работников, направленных, например, в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в иные представительства (пп. 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 173-ФЗ).
Однако следует обратить внимание на новую ч. 7 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ. В ней сказано, что если в течение расчетного периода плательщиками страховых взносов, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов на основании ч. 6 данной статьи, осуществлялась соответствующая деятельность, то они уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась соответствующая деятельность.
В заключение еще раз напомним, что согласно ст. 10 Федерального закона N 243-ФЗ предусмотрены разные сроки вступления в силу внесенных изменений.
А.В. Сусанов,
эксперт журнала "Оплата труда:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования".
*(2) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
*(3) Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
*(4) Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
*(5) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(6) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(7) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"