Действует ли на данный момент формула N 9 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, о распределении объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время формула N 9 приложения N 2 к Правилам N 307 не подлежит применению, ее использование для расчета платы за коммунальные услуги является неправомерным.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Как следует из ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом согласно п. 40 ныне действующих Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Отметим, что с вступлением в силу 01.09.2012 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утратили силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), за исключением п.п. 15-28 указанных правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и п.п. 1-4 приложения N 2 к ним (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратят силу с 01.01.2015 (п. 6 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)*(1).
В соответствии с п. 22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Согласно пп. "а" п. 23 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудования частично или полностью индивидуальным и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальным и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяются для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения в соответствии с пп. 1 п. 3 приложения N 2 к данным правилам, т.е. с применением формулы N 9, указанной в вопросе. Расчет по указанной формуле производится исходя из объема (количества) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленного в доме за расчетный период (календарный месяц), определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, а также исходя из суммарного объема (количества) коммунального ресурса, потребленного в жилых и нежилых помещениях (определяемого по показаниям индивидуальных приборов учета либо исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг), объема потребления в конкретном помещении и тарифа на коммунальный ресурс.
Поскольку приведенная в приложении N 2 к Правилам N 307 формула N 9, а также пп. "а" п. 23 Правил N 307, устанавливающий порядок ее применения, предназначены для расчета размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение, но не для отопления, то с учетом п. 6 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 после 01.09.2012 формула N 9 приложения N 2 к Правилам N 307 не подлежит применению, ее использование для расчета платы за коммунальные услуги является неправомерным. К сожалению, ввиду небольшой продолжительности срока действия Правил N 307 в усеченном виде материалов правоприменительной, в том числе судебной, практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
С 01.09.2012 для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, необходимо руководствоваться п. 44 Правил N 354, согласно которому размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к данным правилам. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
29 января 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О порядке применения указанных пунктов Правил N 307 в части, касающейся расчета размера платы за коммунальную услуг по отоплению, смотрите постановление Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "О особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.