Новый закон о гособоронзаказе
Президент РФ 29.12.2012 подписал новый базовый закон о государственном оборонном заказе (Федеральный закон N 275-ФЗ). Закон вступил в силу с 01.01.2013, поэтому прежде действовавший Федеральный закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" утратил силу. Как и обещали*(1), прокомментируем новый закон.
Утверждение ГОЗ
На утверждение государственного оборонного заказа (ГОЗ) и мероприятий по его выполнению теперь отводится не 20 дней, а месяц после подписания Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 1 ст. 5 Федерального закона N 275-ФЗ). Государственные заказчики также будут утверждаться при утверждении ГОЗ. В роли государственных заказчиков выступают соответствующие федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".
Стоит отметить, что при утверждении ГОЗ Правительство РФ вправе установить сроки размещения заданий ГОЗ (пп. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона N 275-ФЗ). В результате это должно способствовать обеспечению работой предприятий ОПК с начала очередного года (без задержек).
О головном исполнителе и исполнителе
Государственный контракт по ГОЗ по новым правилам может быть заключен только с головным исполнителем (ст. 3 Федерального закона N 275-ФЗ). При этом в качестве последнего может выступить только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, доступ иностранных производителей вооружений и военной техники к исполнению российского государственного оборонного заказа ограничен. Что касается исполнителя, таковым может быть любое лицо, с которым заключается контракт на поставку продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения ГОЗ. Ранее в роли исполнителя могла выступать только организация. Теперь, получается, это может быть и физическое лицо.
Об обеспечении исполнения государственного контракта
Как и планировалось, государственному заказчику при размещении государственного оборонного заказа разрешено (но только при определенных обстоятельствах) не устанавливать требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения исполнения государственного контракта по ГОЗ, причем и в том случае, когда установление требования такого обеспечения обязательно (п. 2 ст. 6 Федерального закона N 275-ФЗ). Тогда, если государственный заказчик выдвигает требование об обеспечении исполнения государственного контракта, в качестве способа обеспечения участнику торгов остается только предоставление безотказной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией. С целью получения информации о том, в каких случаях в конкурсную документацию (документацию об аукционе) государственный заказчик обязательно включает требование об обеспечении исполнения государственного контракта, следует заглянуть в пп. 15.2 п. 4 ст. 22, пп. 9 п. 4 ст. 34, пп. 11 п. 3 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ*(2).
Теперь поговорим об обстоятельствах. В конкурсной документации (документации об аукционе) должны быть установлены требования к участникам размещения ГОЗ о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для осуществления поставок продукции по ГОЗ.
Содержания конкурсной документации, документации об аукционе коснулось еще одно нововведение. Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона N 275-ФЗ при размещении ГОЗ на поставки вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, в документацию должна быть включена информация о наименованиях или товарных знаках таких вооружений, военной и специальной техники, военного имущества.
Изменение цены контракта
Пунктом 5 ст. 6 Федерального закона N 275-ФЗ предусмотрена возможность изменения цены государственного контракта, предметом которого являются поставки продукции по ГОЗ в соответствии с государственной программой вооружения, утвержденной Президентом РФ, и срок поставки по которому составляет не менее трех лет. Цена такого контракта может быть изменена только в одном случае - в результате изменения цены на продукцию. Решение об этом принимает Правительство РФ при утверждении ГОЗ на очередной год и плановый период или при уточнении ГОЗ на текущий год. Порядок уточнения ГОЗ Правительство РФ должно устанавливать при его утверждении (п. 4 ст. 5 Федерального закона N 275-ФЗ). Информацию и обоснования, необходимые для изменения цены государственного контракта, предоставляет головной исполнитель по запросу государственного заказчика (п. 7 ст. 7 Федерального закона N 275-ФЗ). Эти обоснования готовятся совместно с исполнителями. Если цена контракта изменяется в сторону увеличения, головной исполнитель разрабатывает также перечень мер, направленных на сокращение издержек (пп. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 275-ФЗ).
Об авансовых платежах по государственному контракту
Напомним: ранее могло предусматриваться поквартальное или поэтапное авансирование работ по выполнению оборонного заказа в размере не менее 40% их стоимости за счет средств федерального бюджета на финансирование ГОЗ. Теперь Правительству РФ предоставлено право при утверждении ГОЗ устанавливать размер авансовых платежей по государственному контракту не более чем в объеме финансирования этого контракта в текущем финансовом году (пп. 4 п. 1 ст. 12 Федерального закона N 275-ФЗ). Обеспечение авансирования, как и оплаты поставок, - это, естественно, обязанность государственного заказчика. При этом он вправе с целью обеспечения выполнения ГОЗ предусмотреть в государственном контракте сроки и порядок представления головным исполнителем отчета об использовании авансовых платежей в течение срока действия этого контракта (пп. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 275-ФЗ). Это связано с тем, что финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются исключительно для расходов на выполнение ГОЗ и авансирование соответствующих работ. За нецелевое использование этих средств ответственность несет головной исполнитель.
Прекращение поставок по ГОЗ
Как и прежде, в случае прекращения поставок по ГОЗ на очередной год и плановый период головные исполнители поставок продукции по ГОЗ не вправе на свое усмотрение ликвидировать или перепрофилировать производственные мощности, обеспечивающие поставки такой продукции. Такие действия возможны только по согласованию с государственным заказчиком (п. 3 ст. 8 Федерального закона N 275-ФЗ). (Ранее согласование проводилось Правительством РФ). Порядок согласования, а также возмещения убытков, причиненных головному исполнителю в результате неиспользования по решению государственного заказчика указанных мощностей, устанавливает Правительство РФ.
Государственное регулирование цен
Одна из глав Федерального закона N 275-ФЗ (гл. 4) посвящена государственному регулированию цен на продукцию по ГОЗ. В связи с этим впервые на федеральном уровне установлено государственное регулирование цен в определенной области.
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона N 275-ФЗ государственное регулирование цен на продукцию по ГОЗ базируется на следующих основных принципах:
- единое нормативно-правовое обеспечение для всех участников размещения и выполнения ГОЗ;
- стимулирование снижения затрат на поставки продукции;
- обеспечение прибыльности поставок продукции;
- обоснованность затрат головного исполнителя, исполнителя;
- принятие мер антимонопольного регулирования;
- соблюдение баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя.
Методами государственного регулирования цен на продукцию оборонки являются:
- утверждение перечней продукции по ГОЗ, на которую распространяется государственное регулирование цен;
- установление правил определения начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказов посредством торгов, а также в случае размещения ГОЗ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
- применение различных видов цен на продукцию. В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона N 275-ФЗ при заключении контракта в случае размещения ГОЗ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) используется ориентировочная (уточняемая), фиксированная цена или цена, возмещающая издержки (данная норма должна способствовать более гибкому подходу к формированию цен в зависимости от типа государственного контракта);
- учет в структуре цены произведенных затрат на производство и реализацию продукции;
- утверждение методических рекомендаций по расчету цен на продукцию;
- определение минимального и максимального размеров рентабельности (прибыли) и порядка их применения при расчете цен на продукцию. Эти размеры устанавливаются с учетом средств, которые необходимы головному исполнителю, исполнителю для развития производственных мощностей и обслуживания привлеченного капитала, обеспечивающих выполнение ГОЗ. Кроме того, принимается во внимание финансовая поддержка, оказываемая государством в целях выполнения ГОЗ. Следует отметить, что право установления предельного уровня прибыли при расчете цены на продукцию по ГОЗ предоставлено Правительству РФ (пп. 3 п. 1 ст. 12 Федерального закона N 275-ФЗ);
- обеспечение оплаты головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением гособоронзаказа;
- непосредственно государственное регулирование цен;
- ведение реестра цен на продукцию по ГОЗ;
- осуществление государственного контроля за применением цен на продукцию при формировании, размещении и выполнении ГОЗ;
- осуществление головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту. Ведение такого учета теперь для них обязательно (пп. 7 п. 1, пп. 5 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 275-ФЗ).
Антимонопольные требования
Особенности антимонопольных требований в сфере ГОЗ, позволяющие при их реализации осуществлять контроль за необоснованным повышением цен исполнителями (поставщиками) сырья, материалов, комплектующих изделий, а также при выполнении работ и оказании услуг, необходимых для исполнения ГОЗ, установлены ст. 14 Федерального закона N 275-ФЗ. В первую очередь в данной статье описано, при каких обстоятельствах положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим. Это такое положение, при котором хозяйствующий субъект осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, которые необходимы для выполнения ГОЗ. Доминирующее положение может занимать только хозяйствующий субъект, включенный в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и (или) являющийся единственным производителем продукции по ГОЗ, использование которой (ее составных частей, комплектующих изделий) при выполнении заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика. На такого хозяйствующего субъекта распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением. Какие действия (бездействие) запрещены, описано в ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Головным исполнителям необходимо помнить: как только поставщик (исполнитель, подрядчик) повысит цены на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения ГОЗ, таким образом, что предлагаемая (установленная) цена превысит на 5% расчетную цену, о факте повышения цен необходимо известить антимонопольный орган. На это отводится 30 дней с момента выявления указанного факта. Расчетная цена - это цена, установленная с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством РФ.
О контроле
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона N 275-ФЗ контроль (надзор) в сфере ГОЗ осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в данной сфере. Так, контроль (надзор) в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по ГОЗ, за исключением поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по ГОЗ, предназначенных для выполнения специальных функций в области государственной безопасности, осуществляет Рособоронзаказ (см. Положение о Федеральной службе по оборонному заказу*(3)). Если в результате плановых (внеплановых) проверок будут выявлены нарушения, указанный орган вправе:
- выдать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных им нарушений;
- обратиться в суд, арбитражный суд с иском, заявлением о понуждении к исполнению выданных им предписаний;
- возбудить и рассмотреть дело об административных правонарушениях.
* * *
Новый закон о государственном оборонном заказе призван решить проблемы в сфере формирования, размещения и исполнения ГОЗ, в частности, путем повышения эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых государством на обеспечение обороны и безопасности РФ, за счет совершенствования механизма регулирования цен на продукцию, поставляемую по оборонному заказу. Основные изменения прокомментированы в статье.
Д.А. Столяров,
эксперт журнала "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью "Государственный оборонный заказ: готовимся к заключению контракта" (N 10, 2012).
*(2) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 604.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"