На работу устраивается женщина 1956 года рождения, гражданка Республики Молдова.
Пенсию не территории Молдовы она не получала. Имеет документы, подтверждающие её статус временно пребывающей на территории РФ, стажа на территории РФ у нее нет. Документов, подтверждающих наличие страхового стажа на территории Молдовы, ею не представлено.
Необходимо ли извещать органы ПФР о приеме на работу данной гражданки?
Возможно ли приобретение ею права на пенсионное обеспечение в РФ?
1. Как таковой обязанности работодателя уведомлять органы Пенсионного фонда РФ (далее также - ПФР) о принятии на работу иностранного гражданина действующее законодательство не предусматривает. Об уведомлении уполномоченных органов о заключении трудового договора с гражданином Республики Молдова смотрите: Вопрос: Каков порядок приема на работу граждан Республики Молдова? Каков при этом порядок уведомления государственных органов? Какие должны быть уплачены налоги и взносы во внебюджетные фонды с доходов, выплачиваемых данным работникам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2013 г.).
В то же время отметим, что начиная с 1 января 2012 г. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ) отнес к застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования лицам иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев (ст. 7 Закона N 167-ФЗ). В отношении таких граждан ведется индивидуальный (персонифицированный) учет в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) и уплачиваются взносы на обязательное пенсионное страхование.
Следовательно, если с временно пребывающей на территории РФ гражданкой Республики Молдова заключается трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, работодатель должен:
- в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона N 27-ФЗ оформить на данную гражданку страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (если она заключает трудовой договор на территории Российской Федерации впервые и не имеет соответствующего свидетельства), предоставив в территориальный орган ПФР анкету застрахованного лица, форма которой утверждена постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п (с приложением необходимых документов);
- с установленной периодичностью представлять в территориальные органы ПФР по месту своей регистрации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица (п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ, п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ);
- уплачивать в территориальные органы ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за данную гражданку в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
2. Пенсионное обеспечение на территории РФ регулируется, в частности, Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) и Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (далее Закон N 166-ФЗ), а также рядом международных договоров РФ. В частности, отдельные вопросы пенсионного обеспечения на территории РФ граждан Республики Молдова разрешены Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (Москва, 10.02.1995) (далее - Соглашение).
При этом право на пенсию в соответствии с обоими законами имеют лишь иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом и международным договором (ст. 3 Закона N 173-ФЗ, п. 1 ст. 3 Закона N 166-ФЗ). Соглашение иного не предусматривает, прямо устанавливая, что пенсионное обеспечение граждан Республики Молдова осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 2 Соглашения); назначение пенсий гражданам производится по месту их постоянного жительства (п. 1 ст. 6 Соглашения), под которым понимается место постоянного или преимущественного проживания граждан, определяемое или признаваемое в качестве такового законодательством соответствующего государства (п. 3 ст. 1 Соглашения).
В то же время согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) постоянно проживающими в Российской Федерации иностранными гражданами являются лица, имеющие вид на жительство. Следовательно, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации временно пребывающая на территории РФ*(1) гражданка Республики Молдова (соответственно, не имеющая вида на жительство) права на пенсионное обеспечение на территории РФ не имеет.
К сведению:
Если гражданка Республики Молдова в установленном порядке получит вид на жительство в РФ, для решения вопросов ее пенсионного обеспечения необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Для установления права на пенсию учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года (п. 2 ст. 6 Соглашения). При этом периоды работы и (или) иной деятельности на территории РФ включаются в страховой стаж при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (п. 1 ст. 10 Закона N 173-ФЗ). Периоды, за которые страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не уплачивались, засчитываются в страховой стаж, если они прямо поименованы в ст. 11 Закона N 173-ФЗ. Для решения вопроса о включении в трудовой (страховой) стаж периодов работы и (или) иной деятельности на территории Республики Молдова необходимо руководствоваться законодательством Республики Молдова.
При отсутствии требуемого Законом N 173-ФЗ пятилетнего страхового стажа гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), может быть назначена социальная пенсия по старости в соответствии со ст. 11 Закона N 166-ФЗ. Однако, в отличие от трудовой пенсии по старости, социальная пенсия по старости названным гражданам не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
Для решения вопроса о назначении пенсии необходимо обратиться в территориальный отдел ПФР по месту жительства гражданина, представив документы в соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 N 16/19па.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
6 марта 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В ст. 2 Закона N 115-ФЗ под временно пребывающими в Российской Федерации иностранными гражданами понимаются лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.