Демография бизнеса
Важнейшим показателем состояния бизнес-климата является так называемая "демография организаций", то есть соотношение количества открываемых и закрываемых компаний. Судя по официальной статистике, число "родившихся" фирм за последние восемь лет стабильно превышает число ликвидированных. Между тем налицо и рост "смертности". Почему так происходит, узнала Анна Королева, редактор журнала "Расчет".
Партнер компании "Налоговик" Дмитрий Липатов объясняет, как "читать" данные статистов. Информация представлена двумя коэффициентами, первый - это появление вновь открываемых организаций. Цифра рассчитывается как отношение количества зарегистрированных фирм за отчетный период к среднему числу компаний, учтенных органами госстата в Статистическом регистре по данным госрегистрации в отчетном периоде, рассчитанное на 1000 организаций.
Второй коэффициент - ликвидация предприятий. Он рассчитывается как отношение числа официально закрытых предприятий за отчетный период к среднему количеству фирм, учтенных в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчетном периоде, рассчитанное на 1000 организаций.
По данным Росстата в 2008 году коэффициент рождаемости составлял 115,2 единицы, а в 2011 году уже 94,7. Налицо снижение числа вновь зарегистрированных фирм. Так, по итогам 9 месяцев докризисного 2007 года коэффициент рождаемости составил 90,6 единицы, а по итогам прошедшего года этот показатель составляет уже 68,7. При этом данные официальной ликвидации в 2008 году - 36 единиц, в 2011 - 81,3. Сопоставив показатели за 9 месяцев прошлого года (62,4 единицы) с показателями 2007 года (53,3 единицы) и 2010 года (34,7 единицы), видим, что число официально закрытых предприятий растет. Данные статистики, в любом из рассматриваемых периодов, показывают, что число родившихся фирм превышает количество закрывшихся, и это неплохо, считает эксперт. Но общий предпринимательский климат "похолодал".
Причины и поводы
Демография предприятий связана с экономическими циклами; в то же время большое влияние на них оказывают изменения в налоговом и административном законодательстве. В частности, указывает директор аналитического департамента ИК "Вектор секьюритиз" Александра Лозовая, на мелком и среднем бизнесе существенно отразились ужесточение правил торговли алкоголем и табачными изделиями, а также рост акцизов на эти товары. С 1 января 2013 года нестационарным торговым объектам запрещено продавать пиво, и в ближайшем будущем, вероятно, ограничение распространится и на табак.
Один только этот запрет спровоцировал сворачивание деятельности тысяч мелких хозяйств в 2012 году. Маловероятно, что ограничения нанесут урон мелкому и среднему бизнесу, но в целом норма доходности в сегменте мелкорозничной торговли в 2013-2014 году снизится. С другой стороны, в инновационных секторах, например в Интернете, наблюдается существенное оживление активности, отмечает Александра Лозовая. Количество стартапов выросло в десятки раз. "Полагаю, что в ближайшие годы мелкий и средний бизнес продолжит активно осваивать эту нишу, кроме того, будет расти количество компаний, занимающихся патентной деятельностью в связи с вступлением в силу соответствующей системы налогообложения", - заключает эксперт.
Сохраненная динамика
В целом же можно сказать, глядя на динамику, что ситуация будет ухудшаться и дальше: компании будут либо закрываться (это касается чаще мелкого бизнеса), либо сливаться с партнерами или конкурентами по бизнесу (такая модель относится уже к среднему уровню компаний), уверена замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Причин здесь несколько. Во-первых, объективный экономический фон: замедляются темпы потребления во всех сферах, как внутренней, так и внешней, повышается конкуренция. Вступление России в ВТО уже сказывается на сельхозпроизводителях. Помимо того, свою роль играет замедление темпов роста экономики Европы на сырьевиках, прежде всего металлургах. И это при одновременном укреплении рубля против доллара, что давит на экспортную выручку.
Мы видим активный процесс слияния компаний, работающих на экспорт, поскольку небольшой бизнес не может нормально функционировать в условиях отсутствия спроса - рентабельность продаж многих предпринимателей, например металлургической отрасли, упала ниже 10 процентов, при этом аналогичный показатель лидеров превышает уровень 30 процентов.
Очевидно, что проблемы на финансовом рынке, а также отток капитала будут вести к падению прибыльности компаний, связанных с кредитными поступлениями: к примеру, ритейла и строительного сектора. Так что в целом перспективы пока печальны, и до полноценного восстановления экономики, то есть до стабильного притока капитала тренд вряд ли изменится, считает Елена Чернолецкая.
Тенденции. Демография предприятий связана с экономическими циклами; в то же время большое влияние на них оказывают изменения в налоговом и административном законодательстве.
Не все так мрачно
Впрочем, не все так мрачно. Статистика в целом говорит о благоприятной ситуации в бизнес-среде, пусть и не вполне устойчивой. Если говорить о более крупных макроэкономических показателях, то за 10 месяцев 2012 года инвестиции в основной капитал выросли на 9,5 процента, промышленное производство - на 2,8 процента, оборот розничной торговли - на 6,1 процента, отмечает начальник аналитического отдела ИК "Универ-Капитал" Дмитрий Александров. Эти цифры говорят о сохранении благоприятного восходящего тренда. Вполне естественно, что уверенность относительно перспектив в людях сейчас невысока, учитывая новостной фон по Европе и США, который действует и на представителей мелкого бизнеса. Соответственно мало кто возьмется сегодня активно развивать бизнес. Но, считает эксперт, данные по динамике открытий/закрытий, взятые вместе с макростатистикой по России, указывают скорее не на ухудшение ситуации и рост пессимизма, а на увеличивающийся "отложенный спрос" - готовность начинать и развивать бизнес в случае явных сигналов к улучшению ситуации вовне, хотя бы при снятии того негативного давления в информационном пространстве, которое не может не влиять отрицательно на настроения предпринимателей сейчас.
"Не думаю, что судить о перспективах развития бизнеса в России можно, лишь только оперируя цифрами статистики открытия новых фирм", - соглашается аналитик Инвесткафе Лилия Бруева. Не секрет, что в предкризисный период многие вновь открываемые компании были так называемыми "однодневками", а в последние годы государственный контроль над подобными компаниями усилился. Другая тенденция связана с укрупнением бизнеса и слиянием мелких фирм в более крупные. Она является одним из этапов эволюции конкурентного рынка и не несет негатива. Вместе с тем можно отметить, что все меньше в России остается незанятых сфер, что приводит к росту конкуренции, в чем наша экономика до сих пор нуждается. Многим предприятиям за счет укрупнения удается укрепиться и занять более весомое положение. А это, в свою очередь, позволяет частному бизнесу оптимизировать свои затраты и снижать себестоимость, продолжая наращивать маржу. Нужно отметить и то, что в посткризисный период произошло увеличение числа предпринимателей. Этот факт говорит о том, что все больше людей видят перспективы открытия собственного дела в России.
"Практическая бухгалтерия", N 2, февраль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.