Какие изменения в части предметно-количественного учета лекарственных средств для медицинского применения вступают в силу в 2013 году?
Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 N 690, в качестве одной из основных стратегических задач определена необходимость разработки и внедрения государственной системы мониторинга наркоситуации в РФ. Указанная система мониторинга предусматривает в том числе проведение заинтересованными государственными органами мероприятий как по выявлению новых видов психоактивных веществ, используемых не для медицинского применения, так и по пресечению их оборота в незаконных целях.
В целях пресечения немедицинского применения лекарственных средств лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами и психотропными веществами, путем установления особого порядка отпуска и учета лекарственных средств, не отнесенных к наркотическим средствам или психотропным веществам, принят Государственной Думой и подписан Президентом РФ Федеральный закон от 25.12.2012 N 262-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 262-ФЗ). Новый законодательный акт вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования*(1).
Федеральным законом N 262-ФЗ в Закон об обращении лекарственных средств*(2) вводится ст. 58.1 "Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения".
В соответствии с нормами данной статьи перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях определения механизма формирования указанного перечня и исключения коррупционного фактора при его формировании установлена норма по утверждению порядка включения лекарственных средств в этот перечень уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Помимо этого, п. 4 ст. 58.1 Закона об обращении лекарственных средств предусмотрено утверждение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, а также правил ведения и хранения специальных журналов для регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, поскольку в настоящее время такие правила не установлены.
Заметим, что на сегодняшний день действует Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях, организациях оптовой торговли лекарственными средствами, учреждениях здравоохранения и частнопрактикующими врачами, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785. Необходимость регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которые включены в этот перечень, определена следующими постановлениями Правительства РФ:
- от 04.11.2006 N 644 "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ";
- от 09.06.2010 N 419 "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом".
Учет лекарственных средств, включенных в указанный перечень, осуществляется в специальных журналах, утвержденных вышеприведенными постановлениями.
Далее отметим, что согласно п. 3 ст. 58.1 Закона об обращении лекарственных средств предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения должен вестись:
- производителями лекарственных средств;
- организациями оптовой торговли лекарственными средствами;
- аптечными организациями;
- индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на ведение фармацевтической или медицинской деятельности;
- медицинскими организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств для медицинского применения, путем регистрации любых связанных с их обращением операций, при которых изменяются их количество и (или) состояние, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
Контроль за соблюдением правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств, включенных в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах, правил ведения и хранения специальных журналов возлагается на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование производства лекарственных средств, фармацевтической деятельности и медицинской деятельности, и осуществляется в рамках лицензионного контроля.
М. Зарипова,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 февраля 2013 г.
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) От редакции: источниками публикации являются официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (26.12.2012) и "Российская газета" (N 301, 28.12.2012). Таким образом, дата начала действия документа - 25.06.2013.
*(2) Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"