О страховых взносах на 2013 год
03.12.2012 Президент РФ подписал Федеральный закон N 243-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования". Сделаны многочисленные поправки в Законе об обязательном пенсионном страховании*(1), Законе о страховых взносах*(2) и других федеральных законах. В статье остановимся на основных моментах, которые должен знать бухгалтер при исчислении страховых взносов во внебюджетные фонды в 2013 году, а также на нововведениях, которые вступят в силу в недалеком будущем.
Изменения, вступившие в силу в 2013 году
О тарифах страховых взносов
Поправки, внесенные комментируемым законом в федеральное законодательство, направлены на реализацию пенсионной реформы и будут вступать в силу поэтапно.
Первое, что хочется отметить: начиная с 1 января 2013 года на период до 2015 года тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ сохранится на уровне 2012 года в отношении большинства плательщиков, то есть в размере 30% в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10% в бюджет ПФР сверх этой предельной величины.
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса, % | ||
Пенсионный фонд | ФСС | Федеральный фонд ОМС | |
В пределах установленной предельной величины базы* | 22 | 2,9 | 5,1 |
Свыше установленной предельной величины | 10 | 0 | 0 |
* Предельная величина базы для начисления страховых взносов на 2013 год установлена в размере 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276). |
Однако если на предприятии пищевой промышленности труд работников связан с вредными или тяжелыми условиями труда, работодатель, начиная с 2013 года, будет обязан в отношении выплат этим гражданам уплачивать страховые взносы по повышенным тарифам (дополнительные тарифы страховых взносов). Это второе и, пожалуй, самое важное новшество, которое ожидает плательщиков страховых взносов в 2013 году.
Хотя не все виды работ, по которым установлены дополнительные тарифы, имеют отношение к предприятиям пищевой отрасли, в данной статье мы перечислим их в полном объеме.
Дополнительные тарифы страховых взносов для страхователей, в отношении выплат лицам, занятым на видах работ | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
Указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях в РФ* | 4% | 6% | 9% |
Указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях в РФ** | 2% | 4% | 6% |
* Мужчины и женщины, занятые на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. ** Мужчины и женщины, работающие: - на работах с тяжелыми условиями труда; - рабочими локомотивных бригад, а также непосредственно организовывающими перевозки и обеспечивающими безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене; водителями грузовых автомобилей на шахтах, в рудниках на вывозе угля, сланца, руды, породы; - на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах; - на лесозаготовках и лесосплаве; - механизаторами комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах; в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности; - водителями автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах; - на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников; - на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности; - в летном составе гражданской авиации; на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации; в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации; - спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС; А также мужчины, работающие с осужденными; на должностях Государственной противопожарной службы МЧС; женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин; в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью. |
Страховые взносы, уплаченные по дополнительным тарифам, не являются персонифицированными и в полном объеме направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии по старости до наступления общеустановленного пенсионного возраста получателей, пенсия которым назначена в соответствии с указанными условиями (названные дополнительные тарифы будут являться солидарной частью тарифа страхового взноса). Примечательно, что страховые взносы в указанном размере будут начисляться на все выплаты, являющиеся объектом налогообложения, в том числе сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (п. 1-3 ст. 58.3 Закона о страховых взносах).
Пунктом 4 ст. 58.3 Закона о страховых взносах установлена возможность освобождения плательщиков от уплаты указанных дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может предоставляться по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, который будет установлен отдельным федеральным законом. Предполагается, что введение дополнительных тарифов будет способствовать заинтересованности работодателей в улучшении условий и повышении безопасности труда.
Несколько слов о льготниках
В статью 58 "Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов" Закона о страховых взносах в принципе изменения не вносились. То есть в 2013 году состав льготников остался прежним. Однако размеры тарифов страховых взносов для некоторых плательщиков страховых взносов по сравнению с применяемыми в 2012 годом стали иными, и мы считаем необходимым напомнить читателям об этом. Итак, сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ*(3), организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений, а также некоторые другие категории плательщиков страховых взносов, указанные в пп. 1-3 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносов, в 2013 и 2014 годах будут применять следующие тарифы страховых взносов.
Наименование | 2013, 2014 годы |
ПФР | 21% |
ФСС | 2,4% |
ФФОМС | 3,7% |
Причем структура страховых взносов, перечисляемых в пенсионный фонд, будет следующей.
Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На формирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | |
21% | 21%, из них: - 5% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа | 15%, из них: - 5% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10% - индивидуальная часть тарифа | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Для других видов льготников (например, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности которых являются производство пищевых продуктов, производство минеральных вод и других безалкогольных напитков) тарифы страховых взносов остались на уровне 2012 года (пп. "а", "б" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах).
Внимание: иностранцы!
Изменился порядок обложения страховыми взносами выплат и вознаграждений иностранным гражданам. Так, с 2013 года, если к работе на предприятие пищевой промышленности привлекаются иностранные граждане либо лица без гражданства, имеющие статус "временно пребывающие на территории РФ", бухгалтер (кадровик) должен обратить внимание на период их трудовой деятельности в течение календарного года. В частности, теперь на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, начисляются пенсионные взносы, если с указанными лицами заключен срочный трудовой договор продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (ранее - заключившие срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев) (ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании).
Что нового в исчислении страховых взносов индивидуальными предпринимателями?
Нельзя обойти стороной тему индивидуальных предпринимателей, так как в 2013 году порядок исчисления ими страховых взносов меняется кардинально. Расход бюджета ПФР на финансирование пенсионных выплат самозанятых граждан, по мнению аналитиков, превышает их страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В связи с этим указанные расходы финансируются за счет перераспределения страховых взносов наемных работников и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Чтобы обеспечить поступление дополнительных страховых взносов для текущих пенсионных выплат, размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в 2013 году увеличили более чем вдвое. При этом алгоритм расчета страховых взносов в ФФОМС остался практически*(4) тот же - увеличение размера взносов произошло лишь за счет увеличения минимального размера оплаты труда (МРОТ). В 2013 году он составил 5 205 руб. в месяц (Федеральный закон от 03.12.2012 N 232-ФЗ). А вот взносы в ПФР рассчитываются теперь в ином порядке.
В таблице приведен алгоритм исчисления страховых взносов в 2013 году индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Фиксированный размер страховых взносов | |
По обязательному пенсионному страхованию | По обязательному медицинскому страхованию |
Определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах (26%), увеличенное в 12 раз | Определяется как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в ФФОМС (5,1%), увеличенное в 12 раз |
32 479,2 руб. (5 205 руб. х 2 х 26% х 12) | 3 185,46 руб. (5 205 руб. х 5,1% х 12) |
Для сравнения, в 2012 году размеры страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, составляли: в ПФР - 14 386,32 руб. (4 611 руб. х 12 мес. х 26%), в ФФОМС - 2 821,93 руб. (4 611 руб. х 12 мес. х 5,1%).
В долгосрочной перспективе (как указано в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ*(5), далее - Стратегия) индивидуальным предпринимателям, не производящим выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, будет предоставлено право выбора:
- уплачивать страховые взносы в соответствующем фиксированном размере с формированием пенсионных прав на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера;
- присоединиться к системе формирования пенсионных прав наемных работников при уплате ими соответствующего тарифа страховых взносов.
Изменения, которые вступят в силу в 2014 году
Как уже указывалось выше, в 2014 и 2015 годах размеры тарифов страховых взносов останутся на том же уровне, однако может поменяться их структура. Поясним. В период до 31.12.2013 всем лицам 1967 года рождения и моложе (в отношении которых осуществляется формирование накопительной части трудовой пенсии в Пенсионном фонде) целесообразно определиться с судьбой своих пенсионных накоплений: оставить их в государственном Пенсионном фонде либо перевести свои пенсионные накоплении в НПФ или в частную управляющую компанию. В противном случае (для лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде) произойдет перераспределение тарифа страховых взносов: направление 2% указанного тарифа на накопительную составляющую и 4% - на распределительную составляющую пенсионной системы (в настоящее время на финансирование накопительной части трудовой пенсии идет 6% фонда оплаты труда). Итак, с 2014 года в отношении лиц, которые никак не распорядятся своими пенсионными накоплениями, доля, приходящаяся на накопительную часть трудовой пенсии, будет составлять 2% (пп. 1 п. 3 ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования*(6), ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании).
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На формирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22% | 22%, из них: - 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа | 20%, из них: - 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 14% - индивидуальная часть тарифа | 2% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления взносов | 10% | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 0% |
Для тех, кто уже ранее (до 2013 года) выбрал для управления своими пенсионными отчислениями негосударственные пенсионные фонды, тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии в 2014 году сохранится на уровне 6%. Те лица, которые в настоящее время состоят на учете в Пенсионном фонде, но не хотят утратить указанный размер отчислений в накопительную часть пенсии, имеют право в течение 2013 года написать соответствующее заявление и перевести свои пенсионные накопления в НПФ или управляющую компанию. Точнее, лица, которые до 31.12.2013 обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, смогут аккумулировать на своих индивидуальных счетах пенсионные накопления в прежнем размере (в таблице представлена информация только по лицам 1967 года и моложе).
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На формирование накопительной части трудовой пенсии |
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22% | 16%, из них: - 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10% - индивидуальная часть тарифа | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10% | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 0% |
Одновременно с этим лица, выбравшие с 2014 года и позднее способ формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд, в случае выбора расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании вправе выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса - либо 2%, а оставшуюся долю (4%) передать в распределительную часть, которая также будет формироваться на лицевых счетах застрахованных лиц и учитываться в их пенсионных правах (ст. 31 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" дополнена п. 1.1 (ст. 5 Закона N 243-ФЗ)).
Ликбез, или Определимся с понятиями
То, о чем говорилось в предыдущем разделе, касается в основном бухгалтеров (в частности, речь шла о том, как работникам финансовой сферы не ошибиться при распределении страховых взносов застрахованных лиц между страховой и накопительной частью трудовой пенсии). Ниже остановимся на вопросах, которые интересуют всех без исключения граждан, в отношении которых формируется накопительная часть трудовой пенсии. Какие действия должны совершить застрахованные лица в отношении своих пенсионных накоплений в 2013 году? Что будет с "молчунами"? Зачем вообще реформировать накопительный компонент трудовой пенсии?
Начнем с последнего вопроса. Согласно статистике свыше 80% граждан, имеющих пенсионные накопления по ОПС, не пользуются своим правом выбора управляющей компании или НПФ. Средства их пенсионных накоплений по умолчанию инвестируются государственной управляющей компанией в низкие проценты и низкодоходные финансовые инструменты. В результате доходность от инвестирования пенсионных накоплений в среднем в два раза ниже, чем уровень индексации страховой части пенсии граждан, не имеющих средства пенсионных накоплений по ОПС. Такой подход неизбежно приведет к тому, что при выходе застрахованных лиц 1967 года и моложе на пенсию размер их накопленной пенсии не позволит обеспечить высокий коэффициент замещения утраченного заработка в рамках государственной пенсионной системы. Таким образом, сохранение накопительного компонента в системе ОПС в нынешнем виде неэффективно. Поэтому Стратегия предлагает поэтапный перевод накопительной части трудовой пенсии из плоскости публичных обязательств государства в более гибкий формат - корпоративную и добровольную систему.
Что же следует предпринять застрахованным лицам в 2013 году? Как уже указывалось выше, граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, могут самостоятельно выбрать, кому доверить управление средствами своих пенсионных накоплений.
Управление этими средствами можно осуществлять, во-первых, через Пенсионный фонд, выбрав:
- управляющую компанию, отобранную по результатам конкурса (УК). У таких компаний, как правило, более широкий перечень активов, в которые размещаются пенсионные накопления граждан, чем у государственной управляющей компании;
- государственную управляющую компанию (ГУК), функции которой в настоящее время выполняет Внешэкономбанк. ГУК имеет право вкладывать пенсионные накопления граждан в два инвестиционных портфеля: инвестиционный портфель государственных ценных бумаг (базовый инвестиционный портфель) и расширенный инвестиционный портфель. Первый из названных портфелей формируется только из государственных ценных бумаг РФ и корпоративных облигаций российских эмитентов, гарантированных РФ. Расширенный инвестиционный портфель формируется из государственных ценных бумаг субъектов РФ, корпоративных облигаций российских эмитентов гарантированных государством депозитов в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях, ипотечных ценных бумаг, облигаций международных финансовых организаций. По мнению многих аналитиков, вид управления пенсионными накоплениями посредством ГУК является менее доходным, но и менее рискованным.
К сведению. С 2013 года с ПФР снята обязанность по рассылке гражданам извещений о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования. В то же время, если застрахованное лицо хочет продолжать получать такие письма, оно должно написать соответствующее заявление в ПФР.
Информацию о состоянии пенсионного счета можно получить также в Интернете - через единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Полную выписку из индивидуального лицевого фонда всегда можно получить в Пенсионном фонде по месту жительства.
Во-вторых, через негосударственные пенсионные фонды (НПФ), к видам деятельности которых относятся в том числе организация инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, принявших решение формировать накопительную часть трудовой пенсии через соответствующий фонд, а также учет средств пенсионных накоплений, назначение и выплата накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.
В чем разница между НПФ и УК? Если застрахованное лицо выбрало для управления своими пенсионными накоплениями УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования осуществляет Пенсионный фонд. Если выбор падет на НПФ - назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии будет осуществлять этот фонд. При этом НПФ самостоятельно принимает решение о количестве управляющих компаний, с которыми необходимо заключить договоры доверительного управления.
Если застрахованное лицо до сегодняшнего момента еще ни разу не воспользовалось правом выбора частной управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, то средствами накопительной части пенсии в настоящее время управляет Внешэкономбанк. И если ничего не предпринимать, средства накопительной части пенсии будет инвестироваться в расширенном инвестиционном портфеле ГУП. Но! Размер отчислений в накопительную часть пенсии, как указывалось выше, сократится с 6 до 2%. Если же гражданин хочет, чтобы управлением его пенсионными накоплениями по-прежнему занимался ПФР, ему следует до 31 декабря 2013 года обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства и заполнить бланк заявления о выборе управляющей компании (в графе "Управляющая компания" указать "Государственная УК") и инвестиционного портфеля. Одновременно с этим застрахованное лицо осуществляет выбор варианта пенсионного обеспечения.
Вместо заключения
Расскажем об основных направлениях, в которых будет осуществляться пенсионная реформа в России в ближайшей перспективе. Среди основных задач развития пенсионной системы указывается, что она должна базироваться на трехуровневой модели:
- первый уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной системы ОПС, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
- второй уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения;
- третий уровень - частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).
Предполагается, что реформа будет осуществлена в три этапа (раздел IV Стратегии). О первом этапе (2013-2014 годы) мы рассказали в рамках данной статьи. На втором этапе (2014-2015 годы) продолжится совершенствование системы персонифицированного учета граждан в ОПС, организационно-правовой формы НПФ и прочие начинания. Кроме того, предполагается установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.
И самый продолжительный, третий этап реформы пенсионной системы (2016-2030 годы) предполагает:
- предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;
- поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого названной категорией граждан, в соответствие с уровнем производимых пенсионных выплат;
- стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста;
- расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений;
- повышение уровня облагаемого страховыми взносами заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации;
- стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений и содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем.
С.В. Манохова,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(3) Информацию о соответствии и несоответствии сельскохозяйственных товаропроизводителей критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, налоговые органы предоставляют в электронной форме в органы контроля за уплатой страховых взносов.
*(4) Ранее индивидуальные предприниматели рассчитывали суммы страховых взносов, исходя из стоимости страхового года. С 2013 года понятие "стоимость страхового года" будет применяться совсем в другом контексте. А для расчета сумм страховых взносов введено новое понятие - фиксированный размер страхового взноса.
*(5) Утверждена Правительством РФ от 25.12.2012 N 2524-р. Размещена на официальном сайте ПФР (www.pfrf.ru).
*(6) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"