Деятельность по сдаче в прокат спортинвентаря
Одним из видов приносящей доход деятельности (платных услуг), осуществляемой отдельными учреждениями физической культуры и спорта, является сдача в прокат спортинвентаря. В статье рассмотрим правомерность оказания этого вида услуг, документальное оформление предоставления спортинвентаря в прокат, порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете дохода от данного вида деятельности.
Деятельность бюджетных и автономных учреждений регулируется федеральными законами N 7-ФЗ *(1) и 174-ФЗ *(2).
В силу ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии что такая деятельность прописана в его учредительных документах.
Автономное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (п. 7 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ).
Из приведенных положений следует, что в уставе учреждения должен содержаться исчерпывающий перечень всех видов деятельности, которые оно может осуществлять, в том числе должна быть указана деятельность по сдаче имущества в прокат.
Таким образом, если это предусмотрено в уставе учреждений физической культуры и спорта, они с полным правом могут оказывать платные услуги по прокату спортинвентаря.
Документальное оформление предоставления спортинвентаря в прокат
Оформление взаимоотношений с лицом, изъявившим желание взять имущество на прокат, осуществляется путем заключения договора проката, который является одним из разновидностей договора аренды. Порядок его заключения регламентируется гл. 34 "Аренда" ГК РФ.
Договор проката заключается в письменной форме на срок до одного года. В рамках этого договора учреждение, осуществляющее сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование.
Арендатор имеет право расторгнуть договор проката в любое время, письменно предупредив учреждение о своем намерении не менее чем за 10 дней (п. 3 ст. 627 ГК РФ).
В договоре проката указывается сумма платы, которая устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
При досрочном возвращении имущества учреждение физической культуры и спорта должно вернуть соответствующую часть полученной арендной платы, исчисляя ее со дня, следующего за днем фактического возврата имущества.
Задолженность арендатора по внесению платы взыскивается в бесспорном порядке на основе исполнительной надписи нотариуса.
Следует заметить, что заключение договора проката осуществляется при планировании физическим лицом длительного использования спортинвентаря (например, при сдаче на прокат лыж, коньков на зимний сезон), а также в случае его сдачи на прокат юридическим лицам.
Если учреждение физической культуры и спорта сдает спортинвентарь на прокат на условиях почасовой оплаты, например, спорткомплекс предоставляет физическим лицам каток и дает им на прокат коньки, договор не заключается, выдача спортинвентаря производится под залог документов, удостоверяющих личность, предъявляемых физическими лицами.
Плата за услуги проката спортинвентаря
Следуя указаниям ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ*(3), учреждения физической культуры и спорта обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
В то же время ст. 2 этого закона предусмотрено, что учреждения в соответствии с порядком, утвержденным Положением N 359*(4), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
В качестве бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению служат, в частности, квитанции, билеты, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы) (п. 2 Положения N 359).
Главное, чтобы документ содержал следующие реквизиты:
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) ИНН налогоплательщика;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Пунктом 167 Инструкции N 157н*(5) также предусмотрено, что прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности, утвержденным в порядке, предписанном законодательством РФ, и приходным кассовым ордерам (ф. 0310001).
Оплата проката спортинвентаря юридическими лицами может производиться в безналичном порядке.
Бухгалтерский учет платы за прокат спортинвентаря
Доходы, полученные бюджетными и автономными учреждениями физической культуры и спорта от сдачи спортинвентаря в прокат, поступают в их самостоятельное распоряжение (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, ст. 2, 4 Федерального закона N 174-ФЗ).
При этом следует учитывать: когда спортивный инвентарь, предоставляемый на прокат, относится к особо ценному движимому имуществу, закрепленному за учреждением учредителем или приобретенному за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение в виде субсидий на содержание данного имущества учредителем не осуществляется.
Таким образом, при осуществлении деятельности по сдаче спортинвентаря в прокат его содержание должно осуществляться за счет средств, полученных от этой деятельности.
Операции по сдаче имущества в прокат бюджетные и автономные учреждения будут отражать в бухгалтерском учете в соответствии с положениями инструкций N 174н *(6), 183н *(7) соответственно.
Приведем в таблице корреспонденцию счетов по отражению в бухгалтерском учете операций по начислению доходов от сдачи спортинвентаря в прокат и их поступлению:
Бюджетные учреждения | Автономные учреждения | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Начисление доходов от сдачи спортинвентаря в прокат (п. 93 Инструкции N 174н, п. 96 Инструкции N 183н) | |||
2 205 20 560 | 2 401 10120 | 2 205 20 000 | 2 401 10 120 |
Поступление доходов от сдачи в прокат спортинвентаря (п. 72, 84 Инструкции N 174н, п. 72, 77, 87 Инструкции N 183н) | |||
2 201 11 510 2 201 34 510 | 2 205 20 660 | 2 201 11 000 2 201 21 000 2 201 34 000 | 2 205 20 000 |
Пример 1
Бюджетное учреждение физической культуры и спорта предоставляет физическим лицам лыжи на почасовой прокат на основании документов, удостоверяющих личность. За месяц в кассу учреждения поступила плата за прокат в сумме 40 000 руб. Наличные денежные средства сданы на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.
В бухгалтерском учете эти операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступление наличных денежных средств за прокат лыж в кассу учреждения | 2 201 34 510 | 2 205 20 660 | 40 000 |
Начисление дохода от деятельности по сдаче имущества в прокат | 2 205 20 560 | 2 401 10 120 | 40 000 |
Сдача наличных денежных средств на лицевой счет учреждения | 2 210 03 560 | 2 201 34 610 | 40 000 |
2 201 11 510 | 2 210 03 660 | 40 000 |
Пример 2
Согласно заключенному автономным учреждением физической культуры и спорта договору с организацией оно предоставляет организации для проведения дня здоровья велосипеды в прокат в количестве 10 шт. на сумму 45 000 руб. Произведена предварительная оплата, средства поступили на расчетный счет учреждения, открытый в кредитной организации. Велосипеды переданы по акту приемки-передачи по стоимости, числящейся в бухгалтерском учете, - 60 000 руб. В срок, указанный в договоре, велосипеды были возвращены по акту в учреждение.
В бухгалтерском учете эти операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступила предварительная плата от организации за прокат велосипедов | 2 201 21 000 | 2 205 20 000 | 45 000 |
Переданы велосипеды по акту приемки-передачи | 60 000 | ||
Начислен доход от предоставления велосипедов в прокат | 2 205 20 000 | 2 401 10 120 | 45 000 |
Отражен возврат велосипедов | 60 000 | ||
* Учет имущества, переданного учреждением в возмездное пользование (по договору аренды), осуществляется на забалансовом счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)", в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением. Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа - акта приема-передачи - по стоимости, указанной в акте. |
Налогообложение
Налог на добавленную стоимость. В статье 149 НК РФ перечислены операции, не подлежащие обложению НДС. Среди них не поименованы операции, совершаемые учреждениями физической культуры и спорта, по предоставлению в прокат спортивного инвентаря. Следовательно, такие операции, производимые в рамках приносящей доход деятельности, признаются объектом обложения НДС, как операции по передаче имущественных прав (НК РФ).
Моментом определения налоговой базы в этом случае признается день передачи имущественных прав (п. 5 ст. 155, п. 8 ст. 167 НК РФ).
В бухгалтерском учете учреждения начисление НДС отражается следующей корреспонденцией счетов:
Дебет счета 2 401 10 120 "Доходы от собственности"
Кредит счета 2 303 04 730 (000) "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
Налог на прибыль. Среди доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, перечисленных в ст. 251 НК РФ, доходы, полученные от сдачи спортинвентаря в прокат, не указаны.
Следовательно, они учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Если учетной политикой предусмотрено, что доход, полученный от сдачи спортинвентаря в прокат, относится учреждением физической культуры и спорта к доходам от реализации, то его надо учитывать в их составе, если доход от сдачи в прокат спортинвентаря носит разовый, а не постоянный характер, его следует включать в состав внереализационных доходов. В зависимости от этого затраты на содержание спортинвентаря могут учитываться в составе расходов на реализацию или внереализационных расходов соответственно.
В бухгалтерском учете начисление налога на прибыль нужно отразить следующей записью:
Дебет счета 2 401 10 120 "Доходы от собственности"
Кредит счета 2 303 03 730 (000) "Расчеты по налогу на прибыль организаций"
Единый налог на вмененный доход. Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).
Такая система налогообложения может быть введена, в частности, в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению*(8). Например, в отношении учреждений физической культуры и спорта это может быть:
- прокат предметов спорта, туризма, игр (код 019406 ОКУН);
- прокат водных велосипедов, водных лыж, лодок, катеров (код 019407 ОКУН);
- прокат транспортных средств (мотоциклов, велосипедов и т.д.) (код 019408 ОКУН).
Введение системы налогообложения в виде ЕНВД предусматривает освобождение учреждений от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Кроме того, учреждения, являющие плательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Нормы п. 7 ст. 346.26 НК РФ обязывают учреждения, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные ее виды, вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой учреждения уплачивают налоги согласно общему режиму налогообложения. Порядок ведения раздельного учета следует закрепить в учетной политике учреждения.
С 01.01.2013 предусмотрен добровольный переход учреждения на систему налогообложения в виде ЕНВД (ст. 346.28 НК РФ). То есть, если ранее применение системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении отдельных видов деятельности являлось обязательным, теперь переход на нее осуществляется только по желанию учреждения.
И. Зернова,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(3) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(4) Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
*(5) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(6) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(7) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
*(8) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"