Работник пришел устраиваться на работу и принес трудовую книжку образца 1974 года, оформленную 01.11.2004 (когда уже действовала трудовая книжка нового образца). При устройстве на работу в 2009 году в предыдущей организации ему вшили вкладыш в трудовую книжку и продолжили записи во вкладыше, хотя в самой трудовой еще есть очень много места.
Является ли трудовая книжка образца 1974 года, оформленная в ноябре 2004 года, действительной? Каков возможный порядок действий работодателя в данной ситуации, учитывая, что работник никаких действий предпринимать не желает?
В соответствии со ст. 66 ТК РФ форма трудовых книжек устанавливается Правительством РФ. Во исполнение этой нормы Правительством РФ принято постановление от 16.04.2003 N 225 (далее - Постановление), которым утверждена новая форма трудовой книжки, а также Правила ведения и хранения трудовых книжек (далее - Правила).
Пунктом 2 Постановления предусмотрено, что трудовые книжки нового образца вводятся в действие с 1 января 2004 года, при этом трудовые книжки ранее установленных образцов (утвержденных постановлением СНК СССР от 20.12.1938 N 1320 "О введении трудовых книжек", постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих", постановлением СМ СССР от 21.04.1975 N 310 "О трудовых книжках колхозников"), уже имеющиеся у работников, не теряют своей силы. Иными словами, действительными будут являться только те трудовые книжки старых образцов, которые на 1 января 2004 года уже были выданы работникам, - их не нужно переоформлять на трудовые книжки нового образца. Однако выдача новых трудовых книжек, а также дубликатов (при утрате), вкладышей к трудовой книжке с 1 января 2004 года должна производиться только по новому образцу, в противном случае трудовая книжка будет считаться недействительной.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации трудовая книжка, предъявленная работником при трудоустройстве, является недействительной.
Кроме того, по предыдущему месту работы сотруднику в период действия Постановления оформили вкладыш в трудовую книжку, несмотря на наличие места для записей. Однако пунктом 38 Правил установлено, что в случае, если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, в трудовую книжку вшивается вкладыш, который оформляется и ведется работодателем в том же порядке, что и трудовая книжка. Возможность оформления вкладыша при наличии свободного места в трудовой книжке для соответствующих записей Правилами не предусмотрена. Тем самым, вкладыш к трудовой книжке выдан предыдущим работодателем в нарушение установленного порядка.
На наш взгляд, существует несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Во-первых, следует разъяснить работнику, что предъявленная им трудовая книжка старого образца вместе со вкладышем является недействительной. В этой связи работнику следует обратиться к работодателю, выдавшему ему трудовую книжку старого образца, и требовать ее замены на основании ст.ст. 65 и 66 ТК РФ, а также п. 2 Постановления. Другие организации, где он работал до поступления к Вам, также должны будут заново внести соответствующие записи.
Если работник отказывается от первого варианта, по его письменному заявлению работодатель может оформить новую трудовую книжку. Часть пятая ст. 65 ТК РФ прямо предусматривает такую возможность в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине. На этом основании следует выдать работнику новый документ, указав дату фактической выдачи. Обратите внимание, что такая книжка не будет считаться дубликатом, поскольку в рассматриваемой ситуации трудовая книжка не была утрачена, а является недействительной.
Отметим, что в отдельных случаях до приема на работу работника работодатель должен внести сведения о прежних местах работы сотрудника, чтобы восстановить непрерывный трудовой стаж работника (п. 3.4 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69, а также п. 23 Правил). Однако анализ положений этих нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что восстановление непрерывного трудового стажа необходимо только при оформлении дубликата трудовой книжки в случае утраты трудовой книжки (п.п. 31 и 32 Правил). В рассматриваемом же случае, как мы уже подчеркивали, трудовая книжка не была утрачена, поэтому работодатель при оформлении работнику новой трудовой книжки, на наш взгляд, вносить запись о восстановлении непрерывного трудового стажа не должен. Отметим, что в судебной практике также отражена позиция, согласно которой в ситуации, когда трудовая книжка не утеряна (даже если она выдана на бланке старого образца), работодатель не должен выдавать дубликат трудовой книжки (следовательно, на нем не лежит обязанность и восстанавливать записи о трудовом стаже работника). В этой связи смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 24.04.2012 по делу N 33-3563-2012.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
15 февраля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.