На основании договора возмездного оказания услуг организация (исполнитель) осуществляет бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений (заказчиков). Соответственно, в процессе исполнения своих обязательств по договору она обрабатывает персональные данные работников своих клиентов (начисление зарплаты и т.п.). Согласие работников на такую обработку организацией не истребуется. В настоящее время ею получено письмо от территориального органа Роскомнадзора с просьбой представить уведомление об обработке конфиденциальной информации о гражданах.
Вправе ли организация (исполнитель) осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных?
К сожалению, однозначно ответить на Ваш вопрос не представляется возможным. Объясним почему.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных (далее - ПДн), регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), который распространяется на любые отношения, связанные с обработкой ПДн, осуществляемой в том числе юридическими лицами, за исключением отношений, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона N 152-ФЗ. В соответствии со ст. 3 Закона N 152-ФЗ под ПДн понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПДн). По сути, это всевозможные сведения, с помощью которых можно определить (идентифицировать) субъекта ПДн, что в полной мере согласуется с положениями ст. 2 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, принятой Советом Европы 28.01.1981. Обработкой ПДн признается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение ПДн.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация, осуществляющая бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, в процессе исполнения своих обязательств по заключенным договорам занимается в том числе обработкой ПДн работников своих клиентов по их поручению (т.е. в порядке ч. 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).*(1) Однако, на наш взгляд, действующее законодательство о ПДн и имеющаяся судебная практика позволяют придерживаться двух различных позиций в отношении статуса такой организации-исполнителя и, соответственно, ее обязанностей (в том числе обязанности по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки ПДн).
1. Оператором ПДн, как следует из п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ, является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку ПДн, а также определяющие цели обработки ПДн, состав ПДн, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с ПДн. При этом лицо признается оператором ПДн вне зависимости от какой-либо регистрации, наличия или отсутствия специальных разрешений и т.п., а в силу самого факта осуществления им деятельности по обработке ПДн.
Предусматривая право оператора поручить обработку ПДн другому лицу (ч. 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ), законодатель, тем не менее, прямо не устанавливает самостоятельный статус лица, осуществляющего обработку ПДн по поручению оператора.
Исходя из того, что это лицо также осуществляет обработку ПДн, можно прийти к выводу о том, что лицо, действующее по поручению оператора, само выступает в качестве оператора и, следовательно, несет обязанности, связанные со статусом оператора, за исключением ряда случаев, прямо предусмотренных законом (например, такое лицо не обязано получать согласие субъекта ПДн и не несет перед ним ответственность, ч. 4, 5 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Косвенно этот вывод подтверждается тем, что согласно ч. 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ лицо, осуществляющее обработку ПДн по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки ПДн, предусмотренные данным законом.
Одной из обязанностей оператора является направление уведомления в уполномоченный орган по защите прав субъектов ПДн о своем намерении осуществлять обработку ПДн до начала такой обработки (ч. 1 ст. 22 Закона N 152-ФЗ).*(2) Исключения из этого правила установлены ч. 2 ст. 22 Закона N 152-ФЗ. В частности, оператор вправе без уведомления уполномоченного органа осуществлять обработку ПДн, обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством (п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона N 152-ФЗ); полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект ПДн, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта ПДн и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом ПДн (п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 152-ФЗ); являющихся общедоступными (п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона N 152-ФЗ); включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов ПДн (п. 5 ч. 2 ст. 22 Закона N 152-ФЗ).
Однако в рассматриваемой ситуации организация-исполнитель, осуществляющая бухгалтерское обслуживание своих клиентов-заказчиков, не состоит с субъектами обрабатываемых ПДн (работниками заказчиков) ни в трудовых, ни в гражданско-правовых правоотношениях. Договорные обязательства существуют в данном случае лишь между организацией-исполнителем и организацией-заказчиком. Более того, обработке подвергаются не только фамилии, имена и отчества работников заказчика, но и их паспортные данные, номера счетов в кредитных учреждениях, приказы, распоряжения работодателя о назначениях, переводах, увольнениях работников и т.п., которые не являются общедоступными, т.е. организация-исполнитель обрабатывает ПДн, которые выходят за рамки сведений, указанных в п.п. 4, 5 ч. 2 ст. 22 Закона 152-ФЗ.
Следовательно, если признавать организацию-исполнителя оператором ПДн, то, поскольку обработка ею ПДн в приведенной ситуации не подпадает под основания, перечисленные в ч. 2 ст. 22 Закона N 152-ФЗ, она обязана уведомить уполномоченный орган о начале обработки ПДн по поручению своих клиентов (смотрите, например, решения арбитражных судов Еврейской автономной области от 29.02.2012 по делу N А16-1292/2011, Архангельской области от 19.03.2012 по делу N А05-14388/2011).
Исключение может иметь место, когда обработка ПДн работников клиентов осуществляется организацией-исполнителем без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, устанавливающими требования к обеспечению безопасности ПДн при их обработке и к соблюдению прав субъектов ПДн (п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона N 152-ФЗ). Согласно п. 1 Положения об особенностях обработки ПДн, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 687, обработка данных считается осуществляемой без средств автоматизации, если такие действия с ПДн, как использование, уточнение, распространение, уничтожение ПДн в отношении каждого из субъектов ПДн, осуществляются при непосредственном участии человека. При этом обработка ПДн не может быть признана осуществляемой с использованием средств автоматизации только на том основании, что персональные данные содержатся в информационной системе ПДн либо были извлечены из нее (п. 2 данного положения).
Обращаем внимание, что даже если оператор своевременно не уведомил уполномоченный орган о начале обработки ПДн, как этого требует ч. 1 ст. 22 Закона N 152-ФЗ, то при получении запроса от территориального органа Роскомнадзора он обязан предоставить необходимую информацию в течение тридцати дней с даты получения такого запроса (ч. 4 ст. 20 Закона N 152-ФЗ). Невыполнение в установленный законом срок подобного требования может повлечь привлечение оператора ПДн к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.
2. Из совокупности положений ч. 3-5 ст. 6, ст. 21 Закона N 152-ФЗ можно сделать вывод о том, что законодатель разводит фигуры оператора ПДн и лица, действующего по его поручению. Поэтому существует мнение, что оператор ПДн и лицо, осуществляющее обработку ПДн по поручению оператора, наделены самостоятельными правами и обязанностями; только в силу обработки ПДн на лицо, действующее по поручению оператора, не могут возлагаться обязанности оператора.
Так, фигура оператора характеризуется законодателем в том числе через его полномочие по определению целей и содержания обработки ПДн (п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ). В то же время из ч. 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ следует, что перечень действий (операций) с ПДн и цели их обработки для лица, осуществляющего обработку ПДн по поручению оператора, задаются оператором; это лицо лишено возможности самостоятельно определять цели и способы обработки данных.
С этой точки зрения, организация-исполнитель в подобном случае не является оператором ПДн, поскольку обработка ею ПДн производится в тех целях и теми способами, которые установлены для нее клиентами согласно условиям заключенных договоров. Следовательно, организация-исполнитель не обязана уведомлять уполномоченный орган о начале обработки ПДн по поручению своих клиентов (смотрите, например, решение Арбитражного суда Тульской области от 03.12.2012 по делу N А68-7425/2012).
В связи с тем, что действующее законодательство о ПДн и имеющаяся судебная практика не позволяют дать однозначный вывод по рассмотренному вопросу, мы рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями в уполномоченный по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных федеральный орган исполнительной власти - Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), которая, в соответствии с п. 6.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (утверждено постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228), имеет право давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
К сведению:
Отметим, что уведомление об обработке ПДн направляется один раз за время деятельности организации, не влечёт за собой каких-либо затрат и дополнительных обязательств. На основании данного уведомления хозяйствующие субъекты включаются в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных. Роскомнадзор разъяснил, что рассылка территориальными органами Роскомнадзора писем с просьбой о направлении операторам персональных данных уведомлений об обработке персональных является профилактической мерой с целью исполнения оператором требований Закона N 152-ФЗ, а также обратил внимание, что в любом случае организация должна дать ответ на письмо Федеральной службы (разъяснение Роскомнадзора смотрите на сайте: http://www.rsoc.ru/news/rsoc/news14407.htm).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
20 февраля 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Поручение заказчика услуг по ведению бухгалтерского учета исполнителю этих услуг осуществлять обработку ПДн своих работников при соблюдении требований ч. 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ не противоречит действующему законодательству, что подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.10.2012 по делу N А64-5773/2012). Отметим, что права субъекта ПДн подобными действиями не нарушаются: ответственность за действия другого лица (обработчика) перед субъектом ПДн все равно несет оператор.
*(2) Уполномоченным органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228). Форма уведомления и рекомендации по её заполнению утверждены приказом Роскомнадзора от 19.08.2011 N 706.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.