Принудительные работы как новый вид уголовного наказания
Конец 2011 - первая половина 2012 г. стали насыщенным периодом для уголовного законотворчества. В Уголовный кодекс были внесены многочисленные изменения, в значительной степени скорректировавшие сферу применения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Одним из наиболее значимых изменений с пока не совсем ясной перспективой его практического применения является введение нового вида наказаний - принудительных работ.
Правовой основой регулирования этого вида наказаний послужил Федеральный закон от 7 декабря 2011 г., которым были внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, вступившие в силу с 1 января 2013 г. В частности, ст. 44 УК, содержащая перечень всех существующих видов уголовных наказаний, была дополнена пунктом "з.1", закрепившим место принудительных работ в иерархии наказаний - между ограничением свободы и арестом. Таким образом, уже из одного факта подобного размещения нового наказания в общей системе уголовных наказаний можно сделать вывод, что наказание это связано с ограничением или лишением свободы и, следовательно, является довольно суровым.
Часть 1 ст. 45 УК относит принудительные работы к основным видам наказаний. Статья 53.1 УК регулирует общие начала его применения: по замыслу законодателя, принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
В отношении принудительных работ установлен особый порядок назначения наказания: если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придёт к выводу о возможности исправления осуждённого без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осуждённому наказание в виде лишения свободы принудительными работами (ч. 2 ст. 53.1 УК).
В случае если судом наказание в виде лишения свободы назначается на срок более пяти лет, принудительные работы применены быть не могут. Это положение находит своё отражение и в установленных предельных сроках нового вида наказания - принудительные работы назначаются на срок от 2 месяцев до 5 лет (ч. 4 ст. 53.1 УК).
Что касается непосредственного содержания наказания, то, согласно ч. 3 и 5 ст. 53.1 УК, принудительные работы заключаются в привлечении осуждённого к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. При этом из заработной платы осуждённого производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счёт соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, но в пределах от 5 до 20%.
Более подробно порядок исполнения принудительных работ закреплён в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, в который тем же ФЗ от 7 декабря 2011 г. внесена специальная глава 8.1, регламентирующая отбывание этого вида наказания.
УИК, в частности, предусматривает, что осуждённые к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. В случае если на территории конкретного региона исправительного центра нет или осуждённый по каким-либо причинам не может быть размещён (привлечён к труду) в имеющемся центре, по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы осуждённый может быть направлен в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта РФ.
Очень важным для скорейшего внедрения нового вида наказания в правоприменительную действительность, по мнению автора статьи, представляется положение о том, что в качестве исправительных центров могут функционировать также особые изолированные участки при обычных исправительных учреждениях (ч. 3 ст. 60.1 УИК). Думается, что создание таковых в уже существующих организациях, обладающих определённой материально-технической базой, могло бы проходить легче и экономнее, чем обеспечение работы абсолютно новых учреждений, для которых необходимы немалые материальные и трудовые ресурсы. Настораживает только одно: согласно Уголовно-исполнительному кодексу порядок создания указанных участков должен быть определён ФСИН, которая по состоянию на июль 2012 г. (т.е. по истечении более полугода с момента введения нового вида наказаний) ещё не приняла необходимый нормативный акт.
Что касается непосредственной практики создания нового вида учреждений, то деятельность в этом направлении уже ведётся. Если первоначально представители Федеральной службы исполнения наказаний говорили о предполагаемом создании 7-8 подобных центров (по одному на каждый федеральный округ), то теперь речь идёт уже о нескольких десятках учреждений по всей стране*(1). Территориальное размещение исправительных центров предполагается привязать к массовым стройкам, крупным предприятиям и сельхозугодиям, т.е. к местам, где явно есть работа. К примеру, в исправительном центре на базе колонии N 10 в Краснокаменске Забайкальского края осуждённых планируют занять на швейном производстве и в изготовлении строительных материалов (потенциальные работодатели уже найдены, а на само создание центра из бюджета уже выделено около 40 млн. руб.)*(2).
Осуждённые к принудительным работам лица будут находиться под надзором даже во время работы, для чего планируется применять в том числе и технические средства надзора. Перечень этих средств уже утверждён Правительством РФ*(3) и предусматривает 3 вида устройств: средства персонального надзора и контроля (электронный браслет, стационарное и мобильное контрольное устройство, ретранслятор), технические устройства региональных информационных центров (серверы и пульты мониторинга) и технические средства, предназначенные для обеспечения комплексной безопасности внутренней территории и периметра исправительных центров (охранная и тревожная сигнализация, видеонаблюдение и видеообнаружение, система контроля и управления доступом и т.п.). Следует отметить, что указанные средства персонального надзора и контроля уже успешно опробованы в нашей стране при применении такого уголовного наказания, как ограничение свободы, и единственной проблемой нормального практического применения этих норм может стать финансирование закупки необходимого количества технических устройств.
Если кратко характеризовать сам порядок исполнения нового вида наказания, то наиболее важными его особенностями представляются следующие.
1. Осуждённые самостоятельно (но за счёт государственных денежных средств) следуют к месту отбывания наказания (исключение составляют лица, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, - для них предусмотрен обычный порядок перемещения под конвоем) (ст. 60.2 УИК).
2. По прибытии в исправительные центры осуждённые размещаются в специально предназначенных для них общежитиях (норма жилой площади составляет не менее 4 кв. м на одного человека, индивидуальные спальные места и постельные принадлежности предоставляются им учреждением; питание, приобретение одежды и прочих предметов социально-бытового назначения, как правило, осуществляется осуждёнными за счёт собственных средств (при отсутствии у лица таковых обеспечение производится за счёт федерального бюджета, но только в пределах установленных норм *(4)), расходы на оплату коммунальных услуг удерживаются из их заработной платы сверх установленного приговором суда размера удержаний (ст. 60.5 УИК).
3. На территории исправительных центров действует особый режим (осуждённые обязаны выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров: находиться в пределах их территории, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации) (ч. 2 ст. 60.4 УИК).
4. Осуждённые обязаны работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра (при этом организациям, принявшим на работу осуждённого к принудительным работам, предоставляются льготы в налогообложении) (ст. 60.7 УИК).
5. Поскольку именно трудовой деятельности как главному средству исправления приговорённого к принудительным работам придаётся особое значение, закон также предусматривает обязанность каждого осуждённого участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очерёдности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю (ч. 2 ст. 60.4 УИК).
6. Осуждённым запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством и правилами внутреннего распорядка исправительных центров (в случае обнаружения запрещённые предметы принудительно изымаются и либо передаются на хранение, либо уничтожаются) (ч. 4 ст. 60.4 УИК).
7. Осуждённые и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осуждённых могут подлежать досмотру (ч. 5 ст. 60.4 УИК).
Условия привлечения отбывающего принудительные работы к труду и выплаты ему заработной платы установлены ст. 60.8 и 60.10 УИК и вкратце сводятся к следующему:
- осуждённый не вправе отказаться от предложенной ему работы;
- осуждённому положен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней (согласно ч. 7 ст. 60.4 УИК осуждённым, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается в этот период выезд за пределы исправительного центра);
- зарплата выдаётся осуждённому за минусом удержаний (которые складываются из суммы, предусмотренной приговором суда, и возмещения центрам за коммунальные услуги и прочее; при этом часть зарплаты, в результате получаемой осуждённым, не должна составлять менее 25%).
С осуждёнными к принудительным работам также проводится воспитательная работа, применяются различные поощрительные меры (в том числе предоставление возможности выезда за пределы исправительного центра в выходные и праздничные дни) (ст. 60.12 и 60.13 УИК).
Существуют и особые виды поощрения. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 60.4 УИК осуждённым, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка и отбывшим не менее 1/3 срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьёй на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. При этом указанные осуждённые обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц.
Также к осуждённым могут применяться и меры взыскания (от выговора до водворения в помещение для нарушителей на срок до 15 суток) (ст. 60.14 УИК). К нарушениям порядка отбывания наказания относятся, например, нарушение общественного порядка, повлёкшее административную ответственность, нарушение трудовой дисциплины и т.п. (ч. 1 ст. 60.15 УИК). Злостными нарушениями являются, в частности: употребление алкоголя и наркотических средств, мелкое хулиганство, организация забастовок и участие в них, отказ от работы, самовольное без уважительных причин оставление территории исправительного центра, несвоевременное (свыше 24 часов) возвращение к месту отбывания наказания (ч. 2 ст. 60.15 УИК).
Согласно ч. 6 ст. 53.1 Уголовного кодекса в случае уклонения осуждённого от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчёта 1 день лишения свободы за 1 день принудительных работ. Понятие уклоняющегося от отбывания наказания в соответствии с традицией российского уголовного законодательства дефиницировано в Уголовно-исполнительном кодексе - таковым считается осуждённый: уклоняющийся от получения предписания о месте отбывания наказания; не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок; не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешённого срока выезда; самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определённые администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов (ч. 1 ст. 60.17 УИК).
В заключение отметим, что принудительные работы не назначаются некоторым категориям лиц, таким как: несовершеннолетние, инвалиды первой или второй группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трёх лет, женщины, достигшие пятидесятипятилетнего возраста и мужчины, достигшие шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащие.
Какова будет действительная практика применения нового вида уголовного наказания и его воздействие на современную российскую преступность и личность преступника, покажет время.
Е. Капитонова,
доцент кафедры уголовного права
юридического факультета Пензенского государственного
университета, кандидат юридических наук
"Законность", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Куликов В. Работа как наказание [Электронный ресурс]. - Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/05/12/sizo.html.
*(2) См.: Куликов В. Какие люди без охраны [Электронный ресурс]. - Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/06/14/turma.html.
*(3) Постановление Правительства РФ от 4 июня 2012 г. N 553 "Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых исправительными центрами для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам".
*(4) Постановление Правительства РФ от 25 мая 2012 г. N 514 "Об утверждении норм обеспечения одеждой, обувью и питанием осужденных к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.