Страховые взносы: сегодня и завтра
Реформирование законодательства о страховых взносах продолжается. С учетом специфики аптечных организаций в данной статье мы рассмотрим поправки, внесенные Федеральным законом N 243-Ф3 *(1) в целый ряд документов, а именно федеральные законы N 27-ФЗ *(2), 75-ФЗ *(3), 167-ФЗ *(4), 173-Ф3 *(5), 111-ФЗ *(6), 212-ФЗ *(7), 213-Ф3 *(8), 126-ФЗ *(9), 94-ФЗ *(10).
Отдельно расскажем о новшествах, касающихся индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих общую и патентную системы налогообложения, страхователей, осуществляющих выплаты инвалидам. Проанализируем изменения, затронувшие лиц 1967 года рождения и моложе, иностранных специалистов, привлеченных на основании срочных трудовых договоров, а также тех, кому пенсия назначается в более позднем возрасте, чем это предусмотрено п. 1 ст. 7 Федерального закона N 173-Ф3.
Отметим, что поправки начали действовать с 2013 года, за исключением некоторых положений федеральных законов N 27-ФЗ и 167-ФЗ, вступающих в силу в 2014 году.
Лица 1967 года рождения и моложе
Права этой категории застрахованных лиц, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, закреплены в ст. 31 Федерального закона N 111-ФЗ. С 2013 года данная статья дополнена п. 1.1, позволяющим лицам 1967 года рождения и моложе выбрать вариант пенсионного обеспечения (направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2 или 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса) при заключении договора об обязательном пенсионном страховании и обращении с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании (УК), расширенного инвестиционного портфеля государственной УК или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК*(11), если начиная с 1 января 2014 года они решили формировать накопительную часть трудовой пенсии через ПФ РФ*(12) (в случае выбора расширенного инвестиционного портфеля государственной УК или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК).
Соответствующие изменения внесены в п. 1 ст. 36.8 Федерального закона N 75-ФЗ, который регламентирует подачу застрахованным лицом заявления о переходе в ПФ РФ.
Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе, изменивших вариант своего пенсионного обеспечения, указаны в новой ст. 33.3 Федерального закона N 167-ФЗ. Положения действуют в течение 2014-2016 годов в отношении аптечных организаций, применяющих общую и патентную системы налогообложения, ЕНВД и УСНО, индивидуальных предпринимателей (п. 1, 2), в течение 2014 года для лиц, производящих выплаты инвалидам (п. 3).
В силу п. 7 и 8 ст. 33.3 Федерального закона N 167-ФЗ эти тарифы продолжают применяться:
- в случае выбора застрахованным лицом после 1 января 2014 года другого НПФ, инвестиционного портфеля УК, а также расширенного инвестиционного портфеля государственной УК или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК. Однако при одновременном изменении варианта своего пенсионного обеспечения (о таком праве сказано выше) на финансирование накопительной части трудовой пенсии будет направляться уже не 6, а 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса;
- при возвращении в ПФ РФ средств пенсионных накоплений этих лиц при аннулировании лицензии НПФ на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, принятии арбитражным судом решения о признании НПФ банкротом, заключении договора об обязательном пенсионном страховании ненадлежащими сторонами, а также при прекращении договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между ПФ РФ и какой-либо управляющей компанией*(13).
Корреспондирующие изменения, затронувшие лиц 1967 года рождения и моложе, внесены в Федеральный закон N 27-ФЗ.
Общая система налогообложения
До завершения так называемого переходного периода страхователи используют тарифы страховых взносов, предусмотренные п. 1 ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ. Согласно внесенным в указанную норму изменениям действие тарифов продлено до 2015 года включительно (см. таблицу 1).
Таблица 1
База по страховым взносам | Тариф страхового взноса, % | ||
ПФ РФ | ФСС | ФФОМС | |
В рамках установленной предельной величины базы | 22,0 | 2,9 | 5,1 |
Свыше установленной предельной величины базы | 10,0 | 0,0 | 0,0 |
К сведению. Так как страховые взносы в территориальные фонды ОМС с 01.01.2012 не уплачиваются, в федеральные законы N 27-ФЗ и 167-ФЗ внесены соответствующие поправки.
С 1 января 2013 года база для начисления страховых взносов составляет с учетом индексации в 1,11 раза не более 568 000 руб. в отношении каждого физического лица (Постановление Правительства РФ N 1276*(14)).
С 2014 года в новой редакции будет представлена ст. 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ (см. таблицу 2). Изменения затронут лишь лиц 1967 года рождения и моложе, которые не изменят варианта своего пенсионного обеспечения. В настоящее время индивидуальная часть тарифа страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии составляет соответственно 10 и 6%. С 2014 года их соотношение изменится: страховая часть будет увеличена на 4% за счет снижения размера накопительной.
Таблица 2
Период | База по страховым взносам | Страховой тариф | На страховую часть пенсии для лиц 1966 года рождения и старше | На страховую часть пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе | На накопительную часть пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе |
2014-2015 годы | В рамках установленной предельной величины базы | 22% | 22%, из них: - 6% - солидарная часть тарифа; - 16% - индивидуальная часть тарифа | 20%, из них: - 6% - солидарная часть тарифа; - 14% - индивидуальная часть тарифа | 2% - индивидуальная часть тарифа |
2014-2015 годы | Свыше установленной предельной величины базы | 10% | 10% - солидарная часть тарифа | 10% - солидарная часть тарифа | 0% |
ъИндивидуальные предприниматели
Изменения коснулись индивидуальных предпринимателей, которые не производят выплат и иных вознаграждений физическим лицам. При расчете суммы страховых взносов теперь не учитывается стоимость страхового года (утратила силу ст. 13 Федерального закона N 212-ФЗ). В 2013 году предприниматели платят взносы за себя в фиксированном размере, который определяется на основании пп. 1.1 и 1.2 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ:
- взнос в ПФ РФ равняется произведению двукратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенному в 12 раз: 5 205 руб. х 2 х 26% х 12 = 32 479,20 руб.;
- взнос в ФФОМС рассчитывается как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ФФОМС, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз: 5 205 руб. х 5,1% х 12 = 3 185,46 руб.
Примечание. С 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда составляет 5 205 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").
В итоге за календарный год индивидуальный предприниматель заплатит страховых взносов на сумму 35 664,66 руб. Напомним, что в прошлом году сумма страховых взносов составляла 17 208,25 руб.
В подпункт 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ внесены соответствующие изменения, а именно: индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.
Часть 6, внесенная в ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ, позволяет предпринимателям не исчислять и не уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пп. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6-8 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 173-ФЗ, в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в эти периоды.
До 01.01.2016, то есть до тех пор, пока действуют переходные положения (ст. 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ), тарифы страховых взносов, указанные в п. 2.1. ст. 22 данного закона, применяются лишь индивидуальными предпринимателями, уплачивающими взносы за себя. С 2014 года для лиц, рожденных в 1967 году и позднее и не изменивших вариант своего пенсионного обеспечения, будет действовать другое соотношение индивидуальных взносов на страховую (с 10 до 14%) и накопительную (с 6 до 2%) части пенсии (см. таблицу 3).
Таблица 3
Страховой тариф | На страховую часть пенсии для лиц 1966 года рождения и старше | На страховую часть пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе | На накопительную часть пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе |
26% | 26%, из них: - 10% - солидарная часть тарифа; - 16% - индивидуальная часть тарифа | 24%, из них: - 10% - солидарная часть тарифа; - 14% - индивидуальная часть тарифа | 2% - индивидуальная часть тарифа |
УСНО, ЕНВД и патентная система налогообложения
Согласно п. 12 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ изменения в законодательстве о страховых взносах не коснулись:
- организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, основным видом деятельности которых является розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;
- аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ*(15) и уплачивающих ЕНВД по отдельным видам деятельности;
- индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД по отдельным видам деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Такие страхователи при выполнении условий, установленных Федеральным законом N 212-ФЗ, применяют тарифы страховых взносов, указанные в таблице 4.
Напомним, что в 2013 году перестала существовать УСНО на основе патента, ей на смену пришла патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ).
Исходя из новой редакции п. 12 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ в 2013 году индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения и осуществляющие фармацевтическую деятельность на основании соответствующей лицензии, используют пониженные тарифы страховых взносов (см. таблицу 4).
Таблица 4
Период | Страховой тариф | На страховую часть пенсии для лиц 1966 года рождения и старше | На страховую часть пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе | На накопительную часть пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе |
2012-2013 годы | 20% | 20%, из них: - 4% - солидарная часть тарифа; - 16% - индивидуальная часть тарифа | 14%, из них: - 4% - солидарная часть тарифа; - 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% |
Для страхователей, производящих выплаты инвалидам
Согласно пп. 3 ч. 4 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ для расчета страховых взносов с сумм выплат и иных вознаграждений физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, применяются пониженные тарифы, если иное не предусмотрено данным федеральным законом.
С 2014 года ч. 5 указанной статьи будет изложена в новой редакции (см. таблицу 5).
Таблица 5
Период | Страховой тариф | На страховую часть пенсии для лиц 1966 года рождения и старше | На страховую часть пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе | На накопительную часть пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе |
2013 год | 21% | 21%, из них: - 5% - солидарная часть тарифа; - 16% - индивидуальная часть тарифа | 15%, из них: - 5% - солидарная часть тарифа; - 10% - индивидуальная часть тариф | 6% - индивидуальная часть тарифа |
2014 год | 21% | 21%, из них: | 19%, из них: | 2% - индивидуальная |
- 5% - солидарная часть | - 5% - солидарная часть | часть тарифа | ||
тарифа; | тарифа; | |||
- 16% - индивидуальная | - 14% - индивидуальная | |||
часть тарифа | часть тарифа |
Изменения не затронули 2013 год: отчисления производятся по действующим с 01.01.2012 тарифам. А в 2014 году для инвалидов I, II или III группы, рожденных в 1967 году или позднее, которые не поменяли вариант своего пенсионного обеспечения, индивидуальные взносы на страховую часть пенсии увеличатся с 10 до 14% и, соответственно, накопительная часть пенсии уменьшится с 6 до 2%.
Работники-иностранцы
Если аптечная организация привлекает на основании срочных трудовых договоров временно пребывающих на территории РФ иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), то отчисления в ПФ РФ с их вознаграждений производятся в случае, когда продолжительность срочного трудового договора (срочных трудовых договоров) в общей сложности в течение календарного года составляет не менее 6 месяцев.
Приведем текст более ранней редакции п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ: застрахованными лицами признаются временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), с которыми заключен срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев.
Соответственно дополнена ст. 22.1 Федерального закона N 167-ФЗ, в которой указано, что в таком случае уплачиваются страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии (независимо от года рождения указанных лиц), для расчета используется тариф, установленный данным федеральным законом для граждан РФ.
Назначение пенсии в более позднем возрасте
Как сказано в ст. 7 Федерального закона N 173-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины и женщины, достигшие соответственно возраста 60 и 55 лет, при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется как частное от деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии.
Поправки, внесенные в п. 23.1 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ и вступившие в силу с 01.01.2013, касаются особенностей расчета этого показателя для лиц, которым накопительная часть трудовой пенсии по старости назначается в более позднем возрасте. В таком случае ожидаемый период выплаты накопительной части пенсии сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин), но не ранее чем со дня приобретения права на назначение накопительной части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период ее выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
Аналогичный порядок расчета периода выплаты накопительной части трудовой пенсии действует и при корректировке размера этой части трудовой пенсии в соответствии с п. 8 ст. 17 Федерального закона N 173-ФЗ, а именно: ожидаемый период выплаты (п. 23 ст. 14 названного закона) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии по старости. Указанный период, даже с учетом его сокращения в случае, предусмотренном п. 23.1 ст. 14, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
Установленный п. 23.1 и 23.2 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ порядок расчета ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости до 1 января 2016 года определяется согласно п. 1-3 ст. 32 этого закона и применяется для лиц, приобретших право на назначение накопительной части трудовой пенсии по старости начиная с 1 января 2002 года (п. 4 ст. 32 этого закона).
Дополнительные тарифы страховых взносов
С 01.01.2013 для отдельных категорий плательщиков введены дополнительные тарифы страховых взносов (ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ). Они применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ. Отметим, что, как правило, такие работы выполняются на промышленном предприятии, а не в аптечной организации.
При исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам не применяются положения ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ, то есть в расчете участвуют суммы выплат и поступлений, полученные физическими лицами, в том числе свыше 568 000 руб.
Согласно п. 2 ст. 4 названного документа конкретный перечень работ по производству медикаментов, медицинских и биологических препаратов и материалов приведен:
- в Списке N 1, утвержденном Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10, а по работам, выполнявшимся до 1 января 1992 года, - в Списке N 1, утвержденном Постановлением Совета министров СССР от 22.08.1956 N 1173 (работы с вредными условиями труда). Предусмотренный размер дополнительного тарифа страхового взноса для них приведен в таблице 6.
Таблица 6
Период | Дополнительный тариф страхового взноса (солидарная часть) |
2013 год | 4% |
2014 год | 6% |
2015 и последующие годы | 9% |
- в Списке N 2, утвержденном Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10, а по работам, выполнявшимся до 1 января 1992 года, - в Списке N 2, утвержденном Постановлением Совета министров СССР от 22.08.1956 N 1173 (работы с тяжелыми условиями труда). Тариф страхового взноса указан в таблице 7.
Таблица 7
Период | Дополнительный тариф страхового взноса (солидарная часть) |
2013 год | 2% |
2014 год | 4% |
2015 и последующие годы | 6% |
А.М. Кошкина,
эксперт журнала "Аптека:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования".
*(2) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
*(3) Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
*(4) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
*(5) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
*(6) Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ".
*(7) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(8) Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(9) Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан".
*(10) Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ".
*(11) Заключить договор и обратиться с заявлением о переходе необходимо до 31.12.2013 в порядке, установленном федеральными законами N 75-ФЗ и 111-ФЗ.
*(12) Право предусмотрено пп. 3 п. 1 ст. 31 Федерального закона N 111-ФЗ.
*(13) Из числа выбранных застрахованными лицами по основаниям, установленным п. 17 ст. 18 Федерального закона N 111-ФЗ.
*(14) Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.".
*(15) Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"