Предусмотрена ли административная ответственность за осуществление капитаном морского судна плавания без лоцмана в районе обязательной лоцманской проводки судов, если судно не освобождено от обязательной лоцманской проводки и капитану не предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта?
Административная ответственность за осуществление капитаном морского судна плавания без лоцмана в районе обязательной лоцманской проводки судов, если судно не освобождено от обязательной лоцманской проводки и капитану не предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта, предусмотрена ч. 3 ст. 11.7 КоАП РФ с 01.02.2012. До указанной даты административной ответственности за такое правонарушение установлено не было.
Обоснование вывода. В соответствии с п. 1 ст. 90 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) в районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке.
Капитан судна, нарушивший установленное данным пунктом правило, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако КоАП РФ в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 31.01.2012 N 2-ФЗ (далее - Закон N 2-ФЗ), не предусматривает состава правонарушения, выразившегося в нарушении правила, установленного п. 1 ст. 90 КТМ РФ.
В частности, ст. 11.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил плавания, однако ч. 1 данной статьи (предусматривающая ответственность за нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном, за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков) (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 2-ФЗ) не предусматривает состава указанного правонарушения.
Данная правовая коллизия (между п. 1 ст. 90 КТМ РФ и КоАП РФ) разрешена Законом N 2-ФЗ. Это подтверждается и пояснительной запиской к проекту закона N 2-ФЗ.
Законом N 2-ФЗ ст. 11.7 КоАП РФ дополнена ч. 3, согласно которой осуществление капитаном судна плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 2 500 руб. или лишение права управления судном на срок до 3 мес.
Таким образом, с 01.02.2012 КоАП РФ (ч. 3 ст. 11.7 КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за правонарушение, выразившееся в осуществлении капитаном морского судна плавания без лоцмана в районе обязательной лоцманской проводки судов, если судно не освобождено от обязательной лоцманской проводки и капитану не предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта.
А.В. Сергомасова,
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
1 марта 2013 г.
"Бухгалтер и закон", N 2, март-апрель 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтер и закон"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017217
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru