Принятие пожертвования. Как оформить?
Безвозмездная передача государственному (муниципальному) учреждению имущества или денежных средств, оформляемая договором пожертвования, в образовательных учреждениях - довольно распространенная операция. В этой статье рассмотрим правовую основу принятия таких пожертвований, их документальное оформление, а также порядок отражения этой операции в бухгалтерском и налоговом учете.
Правовая основа принятия пожертвований
Согласно п. 2 ст. 41 Закона об образовании*(1) финансовое обеспечение образовательной деятельности:
- федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;
- государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.
Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
Однако образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц (п. 8 ст. 41 Закона об образовании).
Примечание. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ (п. 1 ст. 582 ГК РФ).
Таким образом, образовательные учреждения на полном основании вправе принимать пожертвования от физических и юридических лиц и для этого не требуется получения чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).
При принятии государственными (муниципальными) образовательными учреждениями пожертвований учитывается следующее.
Бюджетные и автономные учреждения. Основной деятельностью этих учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они и были созданы. Учредителем бюджетных и автономных учреждений формируется и утверждается государственное (муниципальное) задание (п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях*(2), ст. 4 Закона об автономных учреждениях*(3)).
Осуществление иных видов деятельности, помимо основных, возможно лишь в случаях, если это служит достижению целей, ради которых учреждение создано. При этом исчерпывающий перечень видов деятельности, которые данные учреждения могут осуществлять, в обязательном порядке должен быть закреплен в уставе учреждения.
Следовательно, в уставе учреждения должен быть предусмотрен такой источник финансирования, как безвозмездные поступления от граждан и юридических лиц (пожертвования).
Казенные учреждения. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 168 БК РФ).
При поступлении в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ целевых средств сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете (в том числе от пожертвований), на их сумму могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для последующего доведения в установленном порядке до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в случае если законом (решением) о бюджете предусмотрена увязка указанных расходов и доходов (Письмо Минфина РФ от 17.05.2011 N 02-03-09/2016 "О порядке осуществления казенными учреждениями расходов, соответствующих целям, на достижение которых физическими и юридическими лицами предоставляются добровольные взносы и пожертвования").
Таким образом, при получении безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в закон (решение) о бюджете (п. 3 ст. 217 БК РФ).
Документальное оформление пожертвования
Безвозмездная передача имущества государственному (муниципальному) учреждению может быть оформлена договором дарения или пожертвования.
Договор пожертвования является разновидностью договора дарения, поэтому на него распространяются нормы Гражданского кодекса, регулирующие порядок заключения такого договора.
Согласно п. 1 ст. 574 ГК РФ дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением следующих случаев:
- дарителем является юридическое лицо, а стоимость дара превышает 3 000 руб.;
- договор содержит обещание дарения в будущем;
- осуществляется дарение недвижимого имущества.
Пунктом 3 ст. 574 ГК РФ предусмотрено, что жертвователь имущества может установить условия об использовании имущества в определенных целях, поэтому в этом случае письменный договор следует заключать вне зависимости от суммы пожертвования.
Необходимо отметить, что договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
На заметку. Статьей 575 ГК РФ предусмотрено, что нельзя осуществлять дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.:
- от имени малолетних граждан и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;
- работникам образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
- лицам, замещающим государственные должности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности, государственным, муниципальным служащим в связи с их должностным положением или с исполнением ими служебных обязанностей.
Определяем стоимость имущества, поступающего по договору пожертвования
Принятие к бухгалтерскому учету полученного пожертвования в виде объектов нефинансовых активов нужно производить по их первоначальной стоимости (п. 23 Инструкции N 157н*(4)).
Согласно п. 25 Инструкции N 157н первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору пожертвования, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования.
Текущей рыночной стоимостью является сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи нефинансовых активов на дату принятия к учету. Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
Для определения текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссия по поступлению и выбытию активов, созданная в учреждении, может использовать:
- данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе.
Кроме того, при определении текущей рыночной цены могут использоваться экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению имущества в рамках договора пожертвования
В бухгалтерском учете поступление имущества по договору пожертвования должно отражаться на основании первичных учетных документов. Так, государственные (муниципальные) учреждения должны использовать первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, приведенные в Приказе Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
Прием пожертвования в виде:
- объектов нефинансовых активов должен быть оформлен Актом о приеме-передаче объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) или Актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030);
- наличных денежных средств, внесенных в кассу учреждения, - Приходным кассовым ордером (ф. 0310001).
Учреждение, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).
Рассмотрим порядок отражения операций в рамках договора пожертвования.
Пример 1
В кассу бюджетного образовательного учреждения поступили наличные денежные средства по договору пожертвования в сумме 20 000 руб. на пополнение библиотечного фонда. На эту сумму была произведена предварительная оплата поставщику, и поступившая учебная литература поставлена на бухгалтерский учет. Лицевой счет учреждению открыт в ОФК. Учебная литература относится к иному движимому имуществу.
В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступили в кассу денежные средства по договору пожертвования | 2 201 34 510 | 2 205 80 660 | 20 000 |
Отражен доход от поступления денежных средств в качестве пожертвования | 2 205 80 560 | 2 401 10 180 | 20 000 |
Выбыли из кассы денежные средства для внесения на лицевой счет учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности | 2 210 03 560 | 2 201 34 610 | 20 000 |
Зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения | 2 201 11 510, забалансовый счет 17 | 2 210 03 660 | 20 000 |
Произведена предварительная плата поставщику за учебную литературу | 2 206 31 560 | 2 201 11 610 | 20 000 |
Сформирована первоначальная стоимость учебной литературы | 2 106 31310 | 2 302 31 730 | 20 000 |
Оприходована поступившая учебная литература | 2 101 37 310 | 2 106 313 10 | 20 000 |
Зачтен аванс, перечисленный за учебную литературу | 2 302 31 830 | 2 206 31 660 | 20 000 |
Пример 2
Используем условия примера 1 и предположим, что денежные средства поступили в кассу казенного учреждения.
В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступили в кассу денежные средства по договору пожертвования | 1 201 34 510 | 1 205 81 660 | 20 000 |
Отражен доход от поступления денежных средств в качестве пожертвования | 1 205 81 560 | 1 401 10 180 | 20 000 |
Выбыли из кассы денежные средства для внесения на лицевой счет учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности | 1 210 03 560 | 1 201 34 610 | 20 000 |
Зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения | 1 201 11 510, забалансовый счет 17 | 1 210 03 660 | 20 000 |
Сумма пожертвования перечислена в доход бюджета | 1 210 02 180 | 1 201 11 610 | 20 000 |
Пример 3
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что пожертвованные денежные средства сразу поступили в доход бюджета. Казенное учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.
В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислен доход на основании договора пожертвования | 1 205 81 560 | 1 401 10 180 | 20 000 |
Отражена задолженность перед бюджетом в сумме пожертвования. Об ожидаемом поступлении в бюджет этой суммы казенное учреждение уведомляет администратора, осуществляющего полномочия по администрированию кассовых поступлений, Извещением (ф. 0504805), составленным в двух экземплярах | 1 304 04 180 | 1 303 05 730 | 20 000 |
Отражено исполнение обязательства по перечислению в доход бюджета суммы пожертвования. Администратор доходов, осуществляющий полномочия по администрированию кассовых поступлений, сообщает казенному учреждению о поступлении этих сумм, направлением ему Извещения (ф. 0504805) | 1 303 05 830 | 1 205 81 660 | 20 000 |
Пример 4
Организацией согласно договору о пожертвовании, заключенному с казенным образовательным учреждением, по акту приема-передачи передаются три компьютера. Рыночная стоимость компьютеров - 60 000 руб. Учреждение воспользовалось услугами оценщика, стоимость услуги составила 2 000 руб. Компьютеры - иное движимое имущество приняты к бухгалтерскому учету.
В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Формирование первоначальной стоимости компьютеров: - на рыночную стоимость компьютеров; | 1 106 31 310 | 1401 10 180 | 60 000 |
- на стоимость услуг оценщика | 1 106 31 310 | 1 302 26 730 | 2 000 |
Принятие к учету компьютеров по первоначальной стоимости | 1 101 34 310 | 1 106 31310 | 62 000 |
Произведена оплата услуг оценщика | 1 302 26 830 | 1 304 05 226 | 2 000 |
Пример 5
Согласно договору о пожертвовании автономному образовательному учреждению от юридического лица передан по акту приемки-передачи комплект учебной мебели (иное движимое имущество). Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов стоимость этого комплекта определена в сумме 80 000 руб.
В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Принят к бухгалтерскому учету комплект учебной мебели | 2 101 36 310 | 2 401 10 180 | 80 000 |
Налог на прибыль и пожертвования
Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, согласно п. 2 этой статьи при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (в том числе в виде пожертвований, признаваемыми таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ) от организаций и физических лиц и использованные получателями по назначению.
Следовательно, пожертвования, оформленные договором и использованные в соответствии с их назначением, установленным жертвователем, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В случае использования пожертвованного имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг не по назначению их стоимость учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).
И. Зернова,
редактор журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.
*(2) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(3) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(4) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"