В интересах борьбы с правонарушениями на финансовых рынках
Учитывая опыт правоприменительной практики, Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, существенно ограничивающий возможности криминала на финансовом рынке.
Проект федерального закона N 196666-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" направлен, прежде всего, на создание условий для выявления и пресечения противоправных финансовых операций, в т.ч. с использованием фирм-однодневок, а также на предотвращение легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, получения коррупционных доходов. Проект предусматривает внесение весьма серьезных коррективов в полтора десятка ныне действующих законов.
В частности, Правительство предлагает внести изменения в Федеральный закон от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в отношении расширения перечня оснований для отказа в государственной регистрации.
Одним из таких оснований предлагается признать несоответствие сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов.
Другое основание - получение регистрирующим органом возражений физических лиц относительно предстоящего внесения данных о них в Единый государственный реестр юридических лиц.
Не должна состояться регистрация и в том случае, если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или до принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.
В законопроекте предлагаются и другие основания для отказа в государственной регистрации в интересах недопущения на рынок сомнительных лиц.
Весьма многочисленные и важные коррективы вносятся в Налоговый кодекс РФ. Так, статья 23 НК РФ дополняется положением, предусматривающим закрепление обязанности налогоплательщика-организации получать почтовые отправления налоговых органов по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, что позволяет исключить факты сообщения налогоплательщиками недостоверных адресов, затрудняющих переписку с налогоплательщиками и доставку документов налогового органа.
Статья 76 НК РФ дополняется положением о том, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при возврате организацией почтовой связи почтового отправления налогового органа с отметкой об отказе организации от его получения либо об отсутствии организации по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.
В случае возврата почтового отправления с отметкой организации почтовой связи об отказе организации от его получения решение налогового органа принимается не позднее одного дня, следующего за днем получения организацией документа, который был возвращен с почтовым отправлением.
В случае возврата почтового отправления с отметкой организации почтовой связи об отсутствии организации по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, решение налогового органа принимается не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов, подтверждающих, что место нахождения налогоплательщика-организации соответствует адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, и получения налогоплательщиком-организацией документа, который ранее был возвращен с почтовым отправлением.
Важные изменения вносятся проектом также в Федеральный закон от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Коррективы предусматривают пресечение незаконных финансовых операций с учетом новых рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), принятых в феврале 2012 г. В частности, расширяется перечень организаций, обязанных участвовать в исполнении требований закона N 115-ФЗ, актуализируется перечень операций, подлежащих обязательному контролю.
Федеральные законы от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 03.02.96 N 17-ФЗ) дополняются нормами, согласно которым органы, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, получают право в процессе реализации этой деятельности осуществлять на основании решения суда доступ к информации, содержащей банковскую тайну.
В частности, в Закон N 144-ФЗ внесено положение, в соответствии с которым основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, предусматривающего наведение справок в кредитных организациях по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, счетам и вкладам физических лиц, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.
Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить в соответствии с рекомендациями ФАТФ положениями, предусматривающими конфискацию доходов от преступлений экономической направленности и возлагающими ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, а также за общественно опасные нарушения законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств.
Коррективы в статьи 193 и 193.1 УК РФ призваны обеспечить эффективное противодействие уголовно-правовыми мерами незаконному вывозу капитала за границу. Причем ответственность за эти незаконные деяния должна наступать только в случаях умышленного их совершения. Предлагаемые проектом положения не будут позволять привлекать к уголовной ответственности руководителей вполне законопослушных компаний, и их применение не окажет отрицательного влияния на приток иностранных инвестиций в российскую экономику.
Судя по настроениям в Государственной Думе, активно выступающей за наведение должного правового порядка на финансовом рынке, концепция правительственного законопроекта будет поддержана. Хотя, конечно, в содержание документа могут быть внесены существенные поправки.
И.Е. Ильин,
обозреватель
"Аудитор", N 2, февраль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015