Две организации заключили договор транспортной экспедиции, в соответствии с которым экспедитор обязался организовать перевозку груза заказчика. Во время перевозки произошло дорожно-транспортное происшествие, виновным в котором был признан водитель, являющийся работником экспедитора. Так как в добровольном порядке ущерб не был возмещен, то заказчик направил экспедитору претензию, но за пределами срока, установленного статьей 12 Федерального закона от 30.06.03 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" по причине того, что юрист организации-заказчика, который сопровождал указанную сделку, находился долгое время в больнице. Экспедитор посчитал причину пропуска данного срока неуважительной и отказал в рассмотрении претензии.
Правомерна ли позиция экспедитора?
Ответ. В соответствии со сложившейся судебной практикой в случае направления заказчиком претензии вне шестимесячного срока, установленного ст. 12 Федерального закона от 30.06.03 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87), экспедитор в случае признания пропуска неуважительным обязан обосновать свое решение. Кроме того, в судебном разбирательстве пропуск срока на подачу претензии может быть признан судом уважительной причиной.
Обоснование. В соответствии с п. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Как указано в ст. 803 ГК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ.
В силу положений ст. 6 Закона N 87-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и указанным Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК РФ и Законом N 87-ФЗ.
Как указано в пунктах 1, 4 ст. 12 Закона N 87-ФЗ, до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:
- возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;
- возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;
- нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в п. 2 ст. 12 Закона N 87-ФЗ, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.
В силу положений п. 6 ст. 12 Закона N 87-ФЗ экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного указанной статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.
Таким образом, приведенная выше норма предоставляет право экспедитору не рассматривать претензию, которая подана заказчиком в нарушение предусмотренного законом срока для подачи такой претензии. Причем решение о том, уважительная та или иная причина или нет, должно быть принято экспедитором на свое усмотрение, и в Законе N 87-ФЗ нет ограничений относительно наличия тех или иных обстоятельств, например форс-мажорных. Однако в судебной практике отражена иная позиция.
Так, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.10 N 17АП-12467/2009-ГК указано, что в случае, если экспедитор не принял к рассмотрению претензию заказчика в связи с пропуском срока на подачу такой претензии, он обязан обосновать, почему пропуск не признан или уважительным. Так, суд указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства непризнания ответчиком причин пропуска срока истцом уважительными. Ответчиком в адрес истца не направлено соответствующих сообщений. Кроме того, в отзыве ответчика на исковое заявление также не было указано, что ответчиком причины пропуска срока на предъявление истцом претензии признаны неуважительными. Вследствие этого суд признал причину пропуска шестимесячного срока уважительной и указал, что экспедитор должен был принять претензию истца к рассмотрению в порядке п. 6 ст. 12 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Аналогичная точка зрения содержится и в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.05.08 N 09АП-4429/2008-ГК, в котором указано, что, т.к. ответчик подтвердил, что до предъявления ему претензии со стороны истца стороны спора вели переговоры о возможности снижения размера подлежащих возмещению убытков, пропуск шестимесячного срока на две недели следует признать уважительным и экспедитор должен был принять претензию истца к рассмотрению в порядке п. 6 ст. 12 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Исходя из приведенных судебных постановлений, можно сделать вывод о том, что в случае направления заказчиком претензии вне шестимесячного срока, установленного ст. 12 Закона N 87, экспедитор в случае признания пропуска неуважительным обязан обосновать свое решение. Кроме того, в судебном разбирательстве пропуск срока на подачу претензии может быть признан судом уважительной причиной.
Специалисты Центра методологии бухгалтерского учёта
и налогообложения
1 февраля 2013 г.
"Аудитор", N 2, февраль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015