Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 129486-6 "О внесении изменений в статью 23 и 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и статью 9-1 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (об официальном опубликовании не вступивших в силу международных договоров, если предусмотрено их временное применение до вступления в силу на территории Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 129486-6 "О внесении изменений в статью 23 и 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и статью 9-1 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (далее - законопроект), внесенный в Государственную Думу 22 августа 2012 года депутатами Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным и М.М. Галимардановым.
Представленный законопроект подготовлен в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 8-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.Д. Ушакова. Затрагиваемые законопроектом вопросы имеют важное значение для обеспечения прав российских граждан в различных сферах общественной жизни. Основная идея законопроекта заключается в обязательности официального опубликования временно применяемых международных договоров Российской Федерации и заслуживает безусловной поддержки.
Вместе с тем формулировки некоторых предлагаемых изменений действующего законодательства требуют, по мнению Комитета, дополнительного обсуждения и доработки.
1. Вряд ли можно согласиться с предложением о дополнении пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положением о том, что "международный договор, которым затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина и (или) устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, предусматривающий временное применение договора или его части либо договоренность об этом достигнута со сторонами каким-либо иным образом, до его вступления в силу может применяться Российской Федерацией временно не ранее чем со дня официального опубликования такого договора". По мнению Комитета, такой концептуальный подход к решению вопроса может привести к коллизии между российским законодательством и нормами международного права.
В частности, обращаем внимание на то, что временное применение международного договора основано на соглашении договаривающихся государств. Эта позиция отражена в статье 25 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, в соответствии с частью 1 которой "договор или часть договора применяются временно до вступления договора в силу, если: а) это предусматривается самим договором; или b) участвовавшие в переговорах государства договорились об ином каким-либо иным способом". Таким образом, договаривающиеся государства не могут в одностороннем порядке определять дату начала временного применения международного договора.
2. Содержащееся в пункте 2 статьи 1 законопроекта предложение дополнить статью 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" пунктом 2-1 считаем обоснованным, принимая во внимание то, что согласно упомянутому Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 8-П федеральному законодателю надлежит "установить порядок официального опубликования временно применяемых международных договоров Российской Федерации, которыми затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина и при этом устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом".
При этом целесообразно дополнительно обсудить вопрос об обязательном официальном опубликовании всех временно применяемых международных договоров Российской Федерации, а не только временно применяемых международных договоров Российской Федерации, которыми затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина и при этом устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом.
3. На наш взгляд, представляется излишним после внесения предлагаемых дополнений в статью 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" вносить соответствующие изменения в статью 9-1 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", учитывая то, что в доктрине права при определении иерархии правовых норм действует принцип приоритета специальных норм над общими.
В целом же, несмотря на высказанные замечания, Комитет Государственной Думы по международным делам поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 129486-6 "О внесении изменений в статью 23 и 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и статью 9-1 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Пушков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.