Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 37117-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 37117-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Е.Л. Николаевой, А.Г. Сидякиным, П.Р. Качкаевым, М.Х. Юсуповым, Р.Ф. Абубакировым, С.В. Журавлевым; членом Совета Федерации А.Ю. Молчановым, направлен на продление срока деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), уточнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
При этом основными направлениями деятельности Фонда законопроектом определяются следующие:
1) полная ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного таковым в срок до 1 января 2012 года;
2) предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. При этом с 1 января 2013 года планируется осуществлять финансовую поддержку исключительно на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет считает возможным отметить следующие его недостатки:
1. Согласно перечню федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием законопроекта, потребуется внесение изменений:
1) в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в части включения положений, предусматривающих возможность предоставления собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, по соглашению с ним другого жилого помещения по договору найма или социального найма,
2) в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в части включения положений, предусматривающих право гражданина, являвшегося собственником жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и которому жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставлены по договору найма или социального найма, права выкупа по цене их приобретения муниципальным образованием.
В действующей редакции статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен механизм предварительного и равноценного возмещения за жилое помещение, изымаемое у собственника для государственных или муниципальных нужд, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, что соответствует статье 35 Конституции Российской Федерации.
Предлагаемые изменения в жилищное законодательство противоречат конституционным гарантиям охраны частной собственности законом, учитывая, что собственнику не предоставляется взамен изымаемого жилого помещения другое недвижимое имущество в собственность, в то время когда орган государственной власти или орган местного самоуправления получает в собственность земельный участок под многоквартирным домом, подлежащим сносу, и, в дальнейшем реализует его.
2. Законопроектом предусматривается прекращение с 2013 года предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Данное положение при наличии публично-правовых обязательств государства, установленных статьей 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не согласуется с целями создания Фонда и приводит к невыполнению указанной нормы, учитывая, что иных источников финансирования на покрытие расходов, связанных с выполнением ранее возникших обязательств по производству капитального ремонта не предусматривается.
Вместе с тем 1 августа 2007 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2007 года разъяснил, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной, в частности, в постановлениях от 23 апреля 2004 года N 9-П, 5 апреля 2007 года N 5-П, не допускается односторонний отказ государства от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
3. Учитывая, что основной целью данного проекта федерального закона является создание условий для полного решения вопроса переселения граждан из аварийного жилья, условия и порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда должны обеспечивать доступность на получение целевых средств Фонда всеми субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Вместе с тем предлагаемое законопроектом (проектируемая часть 3 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства") увеличение размера минимальной доли долевого финансирования за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов (50%) приведет к значительному сокращению числа субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, претендующих на получение финансовой поддержки переселения граждан из аварийного жилья за счет средств Фонда, в связи с тем, что фактический уровень бюджетной обеспеченности отличается по субъектам Российской Федерации.
4. Законопроектом предлагается необоснованное исключение условия о наличии утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, графиков проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" органы государственной власти и органы местного самоуправления должны были обеспечить до 1 июля 2008 года государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
Вместе с тем, в большинстве случаев данная процедура до настоящего времени не производится, несмотря на ее важность и актуальность для собственников и государства, так как, с одной стороны, формирование земельных участков обеспечит повышение уровня благоустроенности территорий жилых кварталов, с другой стороны - позволит увеличить поступления от земельного налога в местные бюджеты.
Более того, формирование земельных участков является одним из важных компонентов, как при текущей эксплуатации многоквартирных домов, так и при их сносе, реконструкции.
Исключение данного условия будет способствовать различным злоупотреблениям органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также не способствовать исполнению возложенных на них функций в данной части.
5. Введение условия о наличии нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих создание региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов (проектируемый пункт 9.5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства") до внесения соответствующих изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации вступает в противоречие с действующим жилищным законодательством.
Правительство Российской Федерации поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении с учетом согласования проектируемого пункта 9.7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" с вносимыми изменениями в законодательство по тарифному регулированию.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 37117-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.