Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 129486-6 "О внесении изменений в статью 23 и 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и статью 91 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", внесенному депутатами Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным и М.М. Галимардановым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив вышеназванный проект, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 проекта предлагается дополнить пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положением о том, что международный договор, которым затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина и (или) устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, предусматривающий временное применение договора или его части либо договоренность об этом была достигнута со сторонами каким-либо иным образом, до его вступления в силу может применяться Российской Федерацией временно не ранее чем со дня официального опубликования. Обращаем внимание, что в пункте 1 постановляющей части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 8-П говорится, что пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативного правового регулирования - не предполагает возможности применения такого международного договора (или части международного договора) Российской Федерации без его официального опубликования.
Одновременно отмечаем, что процедура временного применения международного договора является согласованной, а не добровольно-односторонней. Данное обстоятельство накладывает на государства определенные обязательства по временному применению международного договора. Прежде всего на временно применяемый договор распространяется принцип соблюдения договоров (pacta sunt servanda), закрепленный в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров. Различия в юридических последствиях временного применения международного договора и вступления договора в силу нет. В этой связи может возникнуть коллизия: что считать началом выполнения государством своих обязательств по международному договору - дату подписания договора, определившую временное применение, или дату опубликования этого договора в печатных или электронных изданиях. Также обращаем внимание на то, что государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора (статья 27 Венской конвенции о праве международных договоров).
В связи с изложенным полагаем, что проектируемое изменение в названный Федеральный закон является излишним, тем более, что согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 8-П федеральному законодателю надлежит установить порядок официального опубликования временно применяемых международных договоров.
Согласно пункту 2 статьи 1 проекта предлагается дополнить статью 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положением о порядке официального опубликования временно применяемых международных договоров, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина и (или) устанавливают иные правила, чем предусмотренные законом. Согласно проектируемой норме указанные договоры подлежат официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и в Бюллетене международных договоров.
Полагаем, что требует дополнительного обсуждения вопрос о целесообразности официального опубликования такого рода договоров в Бюллетене международных договоров, так как в случае принятия законопроекта сложится ситуация, при которой указанные договоры будут опубликовываться в Бюллетене международных договоров дважды: до начала временного применения и после принятия закона о ратификации. Отмечаем, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 12 июля 2012 года N 970 "Об официальном опубликовании временно применяемых международных договоров Российской Федерации" до внесения изменений в законодательство Российской Федерации временно применяемые международные договоры Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в соответствии с представленным Министерством иностранных дел Российской Федерации перечнем таких международных договоров.
Также отмечаем, что было бы желательным определить в проекте срок, в течение которого Министерство иностранных дел Российской Федерации должно представлять тексты временно применяемых международных договоров для официального опубликования.
В связи с тем, что подпунктом "б" статьи 2 проекта предлагается внести изменения в статью 9.1 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", включив в перечень актов, подлежащих официальному опубликованию, временно применяемые международные договоры, полагаем целесообразным внести соответствующее изменение в статью 4 названного Федерального закона.
Обращаем внимание, что в тексте проекта применяется понятие "международный договор, которым затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина и (или) устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом". Применение в тексте проекта союза "или" означает, что действие закона распространится на две категории временно применяемых международных договоров: международные договоры, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и на международные договоры, устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом. В связи с этим отмечаем, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 8-П, на реализацию которого, как отмечается в Пояснительной записке, направлен законопроект, говорится о временно применяемых международных договорах Российской Федерации, которыми затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина и при этом устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом.
Кроме того, полагаем правильным дополнить проект положением об официальном опубликовании актов (протокол, обмен нотами), которыми оформляется договоренность Российской Федерации со сторонами, подписавшими международный договор, о временном применении договора или его части.
Замечания юридико-технического характера прилагаются.
Приложение: на 1-м листе.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.