Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 180771-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 г. N 16-П (далее - Постановление) в соответствии с пунктом 46 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 2425-р.
Постановлением взаимосвязанные положения пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК), предусматривающие в качестве основания прекращения уголовного дела смерть подозреваемого, обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования позволяют прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого, обвиняемого без согласия его близких родственников.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в действующее правовое регулирование надлежит внести изменения, направленные на обеспечение государственной, в том числе судебной, защиты чести, достоинства и доброго имени умершего подозреваемого, обвиняемого и прав, вытекающих из принципа презумпции невиновности, в том числе конкретизировать перечень лиц, которым, помимо близких родственников, может быть предоставлено право настаивать на продолжении производства по уголовному делу с целью возможной реабилитации умершего, процессуальные формы их допуска к участию в деле и соответствующий правовой статус, предусмотреть особенности производства предварительного расследования и судебного разбирательства в случае смерти подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а также особенности решения о прекращении уголовного дела по данному нереабилитирующему основанию.
В целях реализации указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации законопроектом предлагается внести в статьи 24 и 254 УПК изменения, согласно которым отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи со смертью обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности по данному уголовному делу, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, не допускается, если его близкие родственники, родственники либо близкие лица, состоящие с ним в свойстве, возражают против отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела. В связи с тем, что перечисленные лица могут быть несовершеннолетними или по своему физическому либо психическому состоянию лишены возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, законопроектом предлагается также наделить правом подачи указанного возражения законных представителей таких лиц.
Для обеспечения правового единообразия механизма регулирования при производстве по уголовным делам указанной категории, надлежащей реализации прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, законопроектом вводится в статью 5 УПК новое понятие "представители обвиняемого" - привлеченные в установленном законом порядке к производству по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности, его близкие родственники либо их законные представители, родственники либо их законные представители, близкие лица либо их законные представители (далее - представители обвиняемого).
Содержание понятия "представители обвиняемого" определено с учетом положений законодательства Российской Федерации (в частности, Федерального закона "О погребении и похоронном деле", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в которых используется понятие "законный представитель умершего".
Согласно законопроекту представители обвиняемого являются участниками уголовного судопроизводства со стороны защиты, поэтому изменения вносятся в пункт 46 статьи 5 УПК, а глава 7 УПК дополняется новой статьей 48.1 "Представители обвиняемого".
Особенности судопроизводства по уголовным делам указанной категории законопроектом устанавливаются в предлагаемой в УПК новой главе 51.1 "Производство по уголовным делам в отношении умершего обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности" (далее - глава 51.1).
В соответствии с положениями главы 51.1 производство по уголовным делам указанной категории должно осуществляться в общем порядке, установленном УПК, с изъятиями и особенностями, предусмотренными новой главой (статья 446.1 главы 51.1).
При этом законопроектом определяются обстоятельства, которые подлежат доказыванию по уголовному делу (статья 446.2 главы 51.1), порядок уведомления дознавателем, следователем, судом близких родственников, родственников и близких лиц умершего обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности по данному уголовному делу, об их праве подать заявление о несогласии с прекращением уголовного дела и о привлечении к участию в уголовном деле в качестве представителя обвиняемого, а также порядок подачи и рассмотрения данного заявления (статьи 446.3 и 446.4 главы 51.1).
По результатам рассмотрения заявления о несогласии с прекращением уголовного дела или уголовного преследования и о привлечении к участию в уголовном деле в качестве представителя обвиняемого, в том числе поступившего от лица, которое не было уведомлено о возможности подать такое заявление, дознаватель, следователь, суд принимает решение и выносит постановление, определение о признании или об отказе в признании лица представителем обвиняемого, копия которого направляется заявителю с разъяснением порядка обжалования этого решения, установленного главой 16 УПК.
Законопроект определяет порядок участия представителя обвиняемого в судопроизводстве, его права и обязанности, в целом соответствующие правам и обязанностям подозреваемого, обвиняемого, а также устанавливает возможность применения дознавателем, следователем, судом к названному лицу мер процессуального принуждения (обязательство о явке, привод, денежное взыскание) в случае его уклонения от исполнения процессуальных обязанностей (статья 446.5).
Для обеспечения порядка уголовного судопроизводства и возможности применения к представителю обвиняемого мер процессуального принуждения законопроектом вносятся изменения в статьи 111, 112 и 113 УПК.
Законопроектом предлагается установить единый для органов дознания и предварительного следствия порядок предварительного расследования уголовного дела указанной категории. При этом если по уголовному делу привлекаются несколько обвиняемых, совершивших преступление в соучастии с умершим обвиняемым, подозреваемым или лицом, подлежавшим привлечению к уголовной ответственности, то уголовное дело в отношении умершего может быть выделено в отдельное производство. Соответствующие изменения законопроектом вносятся в статью 154 УПК.
Законопроект предусматривает возможность участия в деле защитника по приглашению представителя обвиняемого.
Предварительное расследование уголовного дела согласно законопроекту завершается составлением дознавателем, следователем постановления о направлении уголовного дела в отношении умершего обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности, в суд (далее - постановление).
В постановлении указываются, в частности, данные о лице, в отношении которого уголовное дело направляется в суд, описание преступления с указанием места, времени и способа его совершения, мотивов, целей, последствий и других обстоятельств, подлежащих доказыванию, с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за данное преступление, перечень доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания.
С постановлением и материалами уголовного дела знакомятся представитель обвиняемого и другие участники уголовного судопроизводства. По ходатайству указанных лиц по уголовному делу могут быть проведены дополнительные следственные действия.
После завершения действий, связанных с окончанием предварительного расследования, уголовное дело с постановлением направляется прокурору для утверждения постановления и направления уголовного дела в суд.
К особенностям судебного производства по уголовным делам названной категории относятся предлагаемая законопроектом возможность рассмотрения уголовного дела коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции или судьей единолично, с учетом требований статьи 30 УПК, а также участие представителя обвиняемого в судебном разбирательстве, порядок судебного разбирательства.
Поскольку рассмотрение уголовного дела осуществляется судом без участия подсудимого, законопроектом вносятся изменения в статью 247 УПК, дополняющие перечень случаев рассмотрения уголовного дела без участия подсудимого.
В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении, законопроект предусматривает, что по результатам рассмотрения уголовного дела, придя к выводу о невиновности умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности, суд постановляет оправдательный приговор в соответствии с частью второй статьи 302 УПК, а в случае признания доказанным совершение преступления умершим обвиняемым, подозреваемым, лицом, подлежавшим привлечению к уголовной ответственности, и при отсутствии оснований для его реабилитации, суд прекращает уголовное дело на основании пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 УПК.
Реализация предлагаемых законопроектом изменений позволит привести положения УПК в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечить государственную, в том числе судебную, защиту чести, достоинства и доброго имени умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности, его прав, вытекающих из принципа презумпции невиновности, при этом не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.