Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 143346-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (профильный комитет) рассмотрел проект федерального закона N 143346-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов представлены в следующей таблице:
млрд. рублей | |||||
|
2012 г. Закон |
2013 г. проект |
2014 г. проект |
2015 г. проект |
2015 г. к уровню 2012 г. |
ДОХОДЫ - всего |
891,7 |
1059,2 |
1208,8 |
1442,5 |
в 1,6 раза |
трансферты из федерального бюджета |
51,8 |
50,4 |
18,8 |
1,0 |
2% |
РАСХОДЫ - всего |
891,7 |
1059,2 |
1208,8 |
1442,5 |
в 1,6 раза |
финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации |
603,3 |
985,4 |
1154,5 |
1406,4 |
в 2,3 раза |
Профицит (+)/Дефицит(-) |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Бюджет ФОМС по доходам и расходам сформирован на 2013 год в сумме 1059,2 млрд. рублей. На плановый период 2014 и 2015 годы доходы и расходы составят соответственно: 1208,8 млрд. рублей и 1442,5 млрд. рублей. К 2015 году общий объем доходов и расходов увеличится в 1,6 раза по сравнению с 2012 годом.
Бюджет Фонда в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов сбалансирован по доходам и расходам.
Доходы бюджета ФОМС
В соответствии с пояснительной запиской планируемые объемы поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) работающего населения и неработающего населения составят:
млрд. рублей | |||||
|
2012 г. Закон |
2013 г. проект |
2014 г. проект |
2015 г. проект |
2015 г. к уровню 2012 г. |
страховые взносы на ОМС работающего населения |
537,1 |
631,8 |
727,5 |
812,5 |
в 1,5 раза |
страховые взносы на ОМС неработающего населения |
302,8 |
377,0 |
462,5 |
629,0 |
в 2 раза |
К 2015 году объемы поступления страховых взносов на ОМС работающего населения возрастут в 1,5 раза, страховых взносов на ОМС неработающего населения - в 2 раза по сравнению с 2012 годом.
В 2013 - 2015 годах уплата страховых взносов на ОМС работающего населения устанавливается в размере 5,1% с выплат в пользу физических лиц до установленной предельной величины облагаемой базы, которая в 2013 году составит 568 тыс. рублей, в 2014 году - 632 тыс. рублей, в 2015 году - 702 тыс. рублей.
Расчет поступления страховых взносов на ОМС работающего населения осуществлен исходя из прогноза фонда заработной платы на 2013 год в сумме 16 482 млрд. рублей, на 2014 год - 18 295 млрд. рублей, на 2015 год - 20 269 млрд. рублей, с применением к каждому году коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 82% и коэффициента сбора в размере 95%.
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения определен в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.11.2011 N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового вноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" и статьей 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". На 2012-2014 годы установлен переходный период и ступенчатый поэтапный механизм расчета объема страховых взносов. К 2015 года предполагается переход к расчету страховых взносов по полному тарифу, исходя из установленного тарифа 18 864,6 рублей на одного застрахованного в год.
В 2013-2015 годах межбюджетные трансферты из федерального бюджета будут направляться только на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям страхователей. Объем трансфертов из федерального бюджета уменьшится с 51,8 млрд. рублей в 2012 году до 1 млрд. рублей в 2015 году в связи с переходом большинства "льготных" плательщиков на полный тариф (5,1%).
Расходы бюджета ФОМС
Для финансирования полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС в сумме: 2013 год - 985,4 млрд. рублей, 2014 год - 1 154,6 млрд. рублей, 2015 год - 1 406,4 млрд. рублей. К 2015 году объем субвенций возрастет в 2,3 раза к уровню 2012 года.
Субвенции рассчитаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Распределение субвенций, направляемых в бюджеты территориальных фондов ОМС для финансового обеспечения организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в 2013 году, устанавливается в приложении 6 к законопроекту.
В расчете объема субвенций на 2013 и 2014 годы учтено:
- увеличение финансового обеспечения расходов в рамках базовой программы ОМС, в т.ч. на повышение оплаты труда работников здравоохранения;
- покрытие части расходов на содержание медицинских организаций в размере прироста страховых взносов на ОМС неработающего населения по сравнению с 2012 годом;
- проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не ниже плановых значений 2012 года;
- осуществление денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в медицинских организациях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи не ниже плановых значений 2012 года.
В составе бюджета ФОМС сформирован нормированный страховой запас в следующих объемах: 2013 год - 54,1 млрд. рублей, 2014 год - 34,5 млрд. рублей, 2015 год - 16,3 млрд. рублей. Размер нормированного страхового запаса в 2013 году увеличивается в 2,8 раза по сравнению с 2012 годом (19,3 млрд. рублей). В частности, на пополнение нормированного страхового запаса направляются остатки средств, неиспользованных на модернизацию здравоохранения по состоянию на 01.01.2013.
В части 1 статьи 5 законопроекта устанавливаются цели использования нормированного страхового запаса (покрытие временных кассовых разрывов; увеличение субвенций; изготовление и доставка полисов ОМС; поощрение страховых медицинских организаций и медицинских организаций).
Трансферты бюджету Фонду социального страхования Российской Федерации на оплату родовых сертификатов в 2013-2015 годах сохранены в объемах 2012 года - 19,03 млрд. рублей. Стоимость родового сертификата не меняется - 11 тыс. рублей.
В законопроекте предусматривается, что остатки средств, неиспользованных на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, направляются на те же цели в 2013 году.
На обеспечение целевых мероприятий ФОМС, включая содержание Фонда, предусматриваются бюджетные ассигнования в 2013 году в сумме 724,1 млн. рублей, в 2014 году - 714,8 млн. рублей, в 2015 году - 746,3 млн. рублей.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья обращает внимание на снижение прозрачности расходов из бюджета ФОМС в 2013-2015 годах при существенном увеличении их объемов. Снижаются возможности контроля за целевым расходованием средств и эффективностью их использования.
С 2013 года расходы на дополнительную диспансеризацию работающих граждан; диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; на денежные выплаты медицинским работникам первичного звена утрачивают целевой характер и погружаются в общий объем субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых в бюджеты территориальных фондов ОМС.
В законопроекте не показана величина расходов на компенсационные выплаты медицинским работникам в сельской местности, величина неиспользованных средств на модернизацию здравоохранения, которые направляются на пополнение нормированного страхового запаса. Не видно, сколько будет потрачено из средств нормированного страхового запаса на изготовление и доставку полисов ОМС; поощрение страховых медицинских организаций и медицинских организаций.
В материалах к законопроекту нет расчетных показателей норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС и стоимости базовой программы ОМС, которые являются определяющими при формировании объема субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС. Это не позволяет оценить достаточность выделяемых средств на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 143346-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 10 октября 2012 года (протокол N 16).
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.