Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 558761-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком"
Досье на проект федерального закона
Государственная политика Российской Федерации последних лет в сфере социальной поддержки семей, имеющих детей, характеризуется, в первую очередь принятием законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее усовершенствование системы социальной поддержки таких семей, улучшение демографической показателей в стране, повышение реальных доходов населения.
Одним из ярких примеров принятия взвешенных и сбалансированных решений в сфере дополнительной поддержи семей с детьми является Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Названный законодательный акт был принят в целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Институт материнского (семейного) капитала является уникальной мерой государственной поддержки, которая позиционируется как дополнительная к существующим механизмам мера социальной поддержки указанной категорий лиц, а правовой инструментарий закона направлен, в первую очередь, на достижение определенных успехов государственной демографической политики. Так, например, в 2009 году в стране родилось 1764,2 тысяч детей, что на 50,3 тысячи детей больше, чем в 2008 году, а в 2010 году - 1789, 6 тысячи. Этот показатель превышает прошлогодний на 25, 4 тысячи новорожденных.
Вместе с тем, в существующем виде концептуальные положения, связанные с институтом материнского капитала (ограниченность направлений использования, сложность получения, возможность использования средства после достижения ребенком трехлетнего возраста), в некоторой степени исчерпали свой потенциал.
Кроме того, существует реальная и довольно серьезная проблема, связанная с нехваткой дошкольных образовательных учреждений, количество которых в стране в настоящее время не отвечает тенденциям демографического роста. По данным Контрольного управления Президента Российской Федерации, за последние двадцать лет количество дошкольных учреждений в целом по стране сократилось почти в два раза. Часть учреждений были закрыты и перепрофилированы, сданы в аренду коммерческим организациям. Повышение рождаемости в последние пять лет на фоне сокращения количества детских садов привело к тому, что тысячи детей лишены возможности пользоваться услугами дошкольных учреждений.
Таким образом, значительное количество матерей вынуждено находиться в предоставляемом в соответствии с законодательством Российской Федерации отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, тогда как ежемесячное пособие по уходу за ребенком (являющееся в ряде случаев единственным источником дохода женщины), выплачивается согласно статье 14 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" только до достижения ребенком возраста полутора лет.
В этой связи представляется необходимым искать новые законодательные решения для достижения дальнейшего повышения рождаемости на качественно новом уровне с одновременным предоставлением государственных социальных гарантий матерям.
Данные предпосылки являются основанием для разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком", позволяющего урегулировать отношения, связанные с совмещением занятости и воспитания ребенка матерью.
Актуальность законопроекта обусловлена, в частности, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, одной из основных тем которого являлась поддержка семьи и детей. Президент Российской Федерации отметил, что по сравнению с 2005 годом рождаемость в России увеличилась более чем на 21 процент.
Законопроектом предлагается в целях дальнейшего усиления социальной защищенности семей с детьми продлить период выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до трех лет. Данная мера корреспондируется с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому отпуск по уходу за ребенком предоставляется на три года.
К основным целям законопроекта следует отнести:
- усиление социальной защиты женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию, а также женщин, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов уголовно-исправительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов и женщин (матерей), проходящих военную службу по контракту;
- улучшение демографической ситуации в стране;
- решение проблем, связанных с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях;
- решение проблем занятости матерей в первые три года после рождения ребенка.
В соответствии со статей 2 законопроекта продление выплаты пособия по уходу за ребенком до трех лет будет реализоваться в субъектах Российской Федерации поэтапно в течении трех лет в зависимости от количества детей, нуждающихся в определении в дошкольные образовательные учреждения. Так, с 2012 года пособия по уходу за ребенком до трех лет будут выплачиваться на детей в тех субъектах Российской Федерации, где количество детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, превышает 30 % от общей численности детей данного возраста в регионе, с 2013 года -от 20% до 30 %, с 2014 года - менее 20%.
Реализация проекта потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета, а также бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком"
Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на 2011 год выделяется около 81 млрд. руб.
В связи с тем, что положения настоящего Федерального закона вводятся в действие в течении трех лет, то по примерным оценкам, в случае продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, расходы Фонда социального страхования на всех детей в возрасте от 1,5 до 3 лет составят в 2012 году около 28 млрд. руб.
Данные финансовые затраты можно покрыть за счет экономии средств по другим расходным статьям бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.