Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 187720-6 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" подготовлен в целях устранения противоречия, сложившегося в правоприменительной практике, связанной с администрированием страховых взносов в случаях реорганизации организаций. Суть указанного противоречия состоит в том, что, основываясь на одних и тех же положениях законодательства, организации - страхователи и контролирующие органы по разному подходят к определению расчетного периода по страховым взносам для реорганизованных организаций, что с неизбежностью порождает споры о правомерности учета организациями - правопреемниками выплат, произведенных с начала расчетного периода в пользу работников до реорганизации.
В целях устранения указанного противоречия законопроект предусматривает внесение дополнения в часть 6 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон).
Статьей 10 Закона установлены правила определения расчетного периода, в том числе при ликвидации или реорганизации организаций. Согласно части 1 указанной статьи, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, при этом частями 3 - 5 указанной статьи установлены специальные правила исчисления расчетного периода в особых случаях, в частности, в случае, если организация была создана, ликвидирована или реорганизована после начала календарного года или до конца календарного года. При этом, согласно части 6 статьи 10 Закона, специальные правила, установленные частями 3 - 5 указанной статьи, не применяется в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
Таким образом, для организаций, реорганизованных в форме выделения или в форме присоединения, Закон не предусматривает изменения расчетного периода - он определяется как полный календарный год, что дает полное основание для указанных организаций при расчете базы для начисления страховых взносов учитывают выплаты, произведенные с начала расчетного периода в пользу работников организаций, реорганизованных в форме выделения, и работников присоединенных организаций.
Указанная позиция организаций - правопреемников имеет серьезное законодательное обоснование. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, поэтому для определения базы для начисления страховых взносов принципиальное значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками. Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Согласно пункту 1 статьи 8 Закона база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу каждого физического лица. Плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Пунктом 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
На основании вышеизложенного можно констатировать: имеются все необходимые гражданско-правовые и экономические основания для учета реорганизованными организациями (правопреемниками) выплат в пользу физических лиц, осуществленных с начала календарного года. В частности, в случае реорганизации в форме присоединения выплаты в пользу работников, осуществленные присоединяемой организацией до реорганизации на основании соответствующих трудовых договоров, должны учитываться при определении присоединяющей организацией базы по страховым взносам работников присоединяемой организации, переведенных в штат присоединяющей организации после реорганизации.
Представленная выше позиция организаций - страхователей полностью подтверждается сложившейся судебной практике по данному вопросу. В частности, в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2012 года N А42-6683/2011, ФАС Поволжского округа от 29 мая 2012 года N А65-19100/2011, ФАС Дальневосточного округа от 23 мая 2012 N Ф03-1596/2012, а также в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 октября 2012 года N ВАС-9843/12 подтверждена правомерность позиции организаций, согласно которой определение предельной величины базы для начисления страховых взносов производится с учетом выплат присоединенных юридических лиц, соответственно, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода.
Следует также отметить, что указанная позиция судов является преемственной: в период применения единого социального налога большинство судов также поддерживало налогоплательщиков, придерживаясь аналогичного подхода. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 01.04.2008 N 13584/07 отмечал, что все выплаты работникам, произведенные по трудовым договорам до реорганизации, должны учитываться правопреемником при определении налоговой базы по единому социальному налогу после реорганизации.
Однако, несмотря на сложившуюся судебную практику, контролирующие органы продолжают придерживаться позиции, согласно которой реорганизованные организации должны формировать базу по страховым взносам заново, то есть без учета страховой базы реорганизованных юридических лиц.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" будет способствовать выработке единообразного подхода к трактовке положений законодательства всеми участниками отношений, возникающих в правоприменительной практике.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не предусматривает дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.