Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 8 сентября 2011 г. N 3.9-107/3
по проекту федерального закона N 509349-5 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(в части передачи в залог права аренды земельного участка),
внесенного депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым и О.Л. Михеев
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 509349-5 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается предоставить возможность государственному или муниципальному предприятию, являющемся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отдавать в залог право аренды земельного участка с согласия собственника такого земельного участка
Согласно части 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ и части 2 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника такого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 335 Гражданского кодекса РФ залогодателем вещи может быть ее собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения, а в силу части 3 той же статьи Кодекса залогодателем права может быть лицо, которому принадлежит закладываемое право. Залог права аренды или иного права на чужую вещь не допускается без согласия ее собственника или лица, имеющего на нее право хозяйственного ведения, если законом или договором запрещено отчуждение этого права без согласия указанных лиц.
В части 5 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" указано, что государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе отдавать арендные права в залог.
Однако статья 18 Закона не содержит положений, указывающих на то, что введенный этой статьей запрет распространяется только на случаи, когда право аренды является самостоятельным предметом залога, а земельный участок, на котором расположено передаваемое в субаренду здание или строение, выделен из занимаемого предприятием единого земельного участка в качестве самостоятельного (отдельного) земельного участка и произведена его государственная регистрация как объекта недвижимости. При рассмотрении законопроекта в этом правовом ракурсе возникает множество вопросов по процедуре согласования с собственником вопроса о выделении части земельного участка, регистрации её в качестве нового земельного участка и передачи прав его аренды в залог.
Указанный вывод следует из пункта 10 разъяснения, изложенного в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28 января 2005 года N 90, согласно которому права арендатора, вытекающие из договора аренды недвижимого имущества, не подлежащего государственной регистрации, не могут являться предметом договора об ипотеке. Следовательно, если залогодатель является арендатором по договору аренды земельного участка, не подлежащему государственной регистрации, то передача в ипотеку здания или сооружения без передачи в залог указанного права аренды земельного участка не противоречит пункту 3 статьи 340 Гражданского кодекса РФ и статье 69 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", на который в пояснительной записке ссылаются авторы законопроекта при мотивации необходимости внесения соответствующих изменений.
Также, в законопроекте не решен вопрос о необходимости получения согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия на передачу в залог арендных прав на земельный участок, наряду с получением такого согласия от собственника земельного участка.
Кроме того, необходимо отметить наличие на практике значительного количества злоупотреблений при распоряжении имуществом, закрепленном на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными предприятиями. В этой связи предоставление права руководителю предприятия передавать в залог арендные права на земельный участок без согласия собственника имущества такого предприятия не будет способствовать повышению прозрачности соответствующих сделок.
В этой связи Комитет по собственности считает, что концепция законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении и согласовании с нормами Гражданского кодекса РФ.
С учетом вышеизложенного Комитет по собственности не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 509349-5 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.