Заключение Счетной палаты РФ от 5 октября 2012 г. N ЗАМ-18/14
на проект федерального закона N 143347-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Досье на проект федерального закона
1. Общие положения
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", представленный Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" на основании:
результатов проведенного Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) экспертно-аналитического мероприятия "Экспертиза проекта федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов";
анализа соответствия показателей проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Законопроект) положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 28 июня 2012 года "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, рассчитанным Минэкономразвития России;
результатов оперативного контроля исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ФСС) за предыдущий год и отчетный период текущего года.
Законопроект разработан на основании бюджетного и налогового законодательства, Федеральных законов от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и иных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих расходные обязательства Российской Федерации в сфере социальной политики, обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Порядок составления Законопроекта определен:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период";
основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, рассчитанными Минэкономразвития России;
основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов;
методическими указаниями по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, разработанными Минфином России.
При составлении Законопроекта также использовались отчетные данные по исполнению бюджета Фонда за 2011 год и данные об ожидаемом исполнении бюджета Фонда за 2012 год.
В целом наличие правовой и нормативно-методической базы позволило сформировать Законопроект, отвечающий основным задачам социальной политики, сформулированным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 28 июня 2012 года "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах".
В рамках полномочий, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Законопроект согласован с Минфином России, Минэкономразвития России, Минюстом России и в установленном порядке внесен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) на рассмотрение Правительства Российской Федерации.
2. Общая характеристика проекта федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
Представленный Законопроект соответствует требованиям, установленным статьями 145 - 147, 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) о порядке составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов.
При подготовке проекта закона о бюджете Фонда использованы следующие прогнозные показатели социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов:
- фонд заработной платы на 2013 год - 16 482 млрд. рублей, на 2014 год - 18 295 млрд. рублей, на 2015 год - 20 269 млрд. рублей;
- номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника на 2013 год - 29 782 рубля, на 2014 год - 33 112 рублей, на 2015 год - 36 767 рублей;
- индекс потребительских цен на 2013 год - 5,5%, на 2014 год - 5,0%, на 2015 год - 5,0 процентов.
В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Законопроект содержит основные характеристики бюджета Фонда (общий объем доходов, общий объем расходов и дефицит (профицит) бюджета), в том числе:
на 2013 год - доходы в сумме 590 272 347,8 тыс. рублей. В общую сумму доходов включены межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда, обусловленные установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 23 580 000,0 тыс. рублей, на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в сумме 32 573 043,4 тыс. рублей и на исполнение отдельных государственных полномочий, возложенных на Фонд, в сумме 74 401 296,1 тыс. рублей, средства бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей;
на 2014 год - доходы в сумме 662 565 085,9 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда обусловленные установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 5 600 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в сумме 57 310 367,9 тыс. рублей; средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из федерального бюджета в сумме 74 674 532,8 тыс. рублей и из бюджета ФФОМС в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей;
на 2015 год - доходы в сумме 719 815 156,7 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда обусловленные установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1 500 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда - 58 110 367,9 тыс. рублей; средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета в сумме 78 268 004,3 тыс. рублей и из бюджета ФФОМС в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2013 год определен в сумме 606 518 458,2 тыс. рублей. Объем дефицита бюджета Фонда установлен в сумме 16 246 110,4 тыс. рублей, включая объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 22 842 202,7 тыс. рублей и объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 6 596 092,3 тыс. рублей.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2014 год установлен в сумме 654 583 486,8 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 709 010 455,1 тыс. рублей. Объем профицита бюджета Фонда на 2014 год определен в сумме 7 981 599,1 тыс. рублей и на 2015 год - 10 804 701,6 тыс. рублей в части средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса в Законопроекте выделен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых Фондом на исполнение публичных нормативных обязательств на 2013 год в сумме 534 484 225,5 тыс. рублей, на 2014 год - 580 495 117,3 тыс. рублей и на 2015 год - 632 207 843,4 тыс. рублей.
Законопроект содержит следующие особенности.
Представленный Законопроект состоит из 7 текстовых статей (2 статьи имеют отсылочные нормы, предусматривающие принятие 3 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации).
Бюджет Фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформирован с соблюдением страховых принципов, установленных Федеральными законами от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которыми осуществляются следующие виды страхового обеспечения застрахованным гражданам: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; социальное пособие на погребение; страховые выплаты.
Согласно Законопроекту изменены в сторону увеличения максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевания, а также размер суммы, исходя из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Законопроектом сохраняется норма, предусматривающая реализацию в 2013 году в ряде субъектов Российской Федерации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление иных выплат и возмещение расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников территориальными органами Фонда.
Особенности финансирования, назначения и выплаты страхового обеспечения, иных выплат и расходов, а также уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются положениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294. Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, определен указанным постановлением Правительством Российской Федерации в количестве 8 субъектов Российской Федерации: с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года - Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область; с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2013 года - Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край.
В отличие от Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Федеральный закон о бюджете Фонда на 2012 год) осуществление в 2013 году пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков путем организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, не предусмотрено. Соответственно в бюджете выделение средств на его реализацию не предусмотрено. Согласно письму Минтруда России от 14 августа 2012 г. N 15-0/10/2-1029, направленному в Фонд, в настоящее время министерством проводится комплекс мероприятий по совершенствованию механизма проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, которые планируется завершить в 2013 году. Вопрос о продолжении пилотного проекта будет дополнительно рассмотрен по завершению комплекса вышеперечисленных мероприятий.
Следует отметить, что в Заключении на проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Счетная палата Российской Федерации указывала на недостаточную обоснованность предполагаемого к реализации в 2012 - 2014 годах пилотного проекта в части проведения аттестации рабочих мест в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения и культуры. Более предпочтительным определялось проведение аттестации рабочих мест в сфере производства (добыча каменного угля, бурового угля, металлургическое производство и т.д.).
Согласно представленным данным о количестве страховых случаев, их структуры по категориям (легкий несчастный случай, тяжелый несчастный случай, несчастный случай со смертельным исходом, профессиональное заболевание) за период 2008 - 2010 годов на предприятиях и организациях по виду экономической деятельности (ВЭД): "образование" в среднем приходится 1 несчастный случай на 2 275 работающих, "здравоохранение и предоставление социальных услуг" - 1 несчастный случай на 896 работающих, "добыча каменного угля, бурового угля" - 1 несчастный случай на 72 работающих, "металлургическое производство" - 1 несчастный случай на 321 работающего. В целом за период с 1990 по 2010 гг. смертность трудоспособного населения в Российской Федерации возросла на 43%, при росте доли работников, занятых на вредных и опасных производствах, по основным видам деятельности (промышленность, транспорт, строительство) увеличилась в 2,7 раза. В 2010 году 77% предприятий относилось к опасным и не соответствующим санитарно-эпидемиологическим нормам (государственный доклад Роспотребнадзора "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году"). Число пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом в 2,7 раза превышает аналогичный показатель в странах Евросоюза.
Частью 5 статьи 7 Законопроекта в соответствии с пунктом 2 статьи 184.1 Бюджетного кодекса утверждены нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Частью 7 статьи 7 Законопроекта установлено, что в случае перераспределения при необходимости бюджетных ассигнований в пределах соответствующей группы видов расходов целевой статьи классификации расходов бюджетов Фонд вправе вносить изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на соответствующий финансовый год с отражением соответствующих изменений в отчете об исполнении бюджета Фонда за соответствующий финансовый год.
Законопроектом сохраняются расходные обязательства по обеспечению Фондом отдельных государственных полномочий, которые будут производиться за счет передаваемых средств федерального бюджета и бюджета ФФОМС. Расходы за счет средств федерального бюджета и средств бюджета ФФОМС предусмотрены на 2013 - 2015 годы в объемах поступлений на соответствующие виды расходов.
В отличие от Федерального закона о бюджете Фонда на 2012 год статья бюджета "Развитие подведомственных центров реабилитации Фонда", предусматривающая финансирование расходов на развитие центров реабилитации Фонда, из Законопроекта исключена. Основной задачей центров реабилитации Фонда является медицинская реабилитация лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В 2010 году медицинскую реабилитацию прошли 48 980 человек, в 2011 году - 49 644 человека. В период с 1995 года по 2012 год в строительство, реконструкцию и оснащение центров реабилитации Фонда направлено 7,7 млрд. рублей. Согласно представленным данным остаточная стоимость основных средств центров реабилитации Фонда на 1 января 2012 года составила 6,8 млрд. рублей.
В июле текущего года Фонд обратился в Минтруд России с вопросом о дальнейшей деятельности центров реабилитации Фонда. В августе Фондом получен ответ Минтруда России о том, что данный вопрос рассматривается заинтересованными департаментами министерства. Вместе с тем, на момент проведения настоящего экспертно-аналитического мероприятия нормативные акты об изменении статуса центров реабилитации Фонда не приняты и вопрос финансирования центров реабилитации в части капитальных вложений не решен, что влечет риски дезорганизации их работы по медицинской и социальной реабилитации лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. Доходы проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
В соответствии со статьей 146 Бюджетного кодекса доходы бюджета Фонда на 2013 - 2015 годы сформированы за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджета ФФОМС, передаваемых Фонду и иных поступлений.
Доходы бюджета Фонда на 2013 - 2015 годы предусмотрены в следующих объемах:
на 2013 год в сумме 590 272 347,8 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 414 194 891,1 тыс. рублей (70,2% общего объема доходов), из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 23 580 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в сумме 32 573 043,4 тыс. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 82 646 160,6 тыс. рублей (14,0%); межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета в сумме 74 401 296,1 тыс. рублей (12,6%) и из бюджета ФФОМС - 19 030 000,0 тыс. рублей (3,2%);
на 2014 год в сумме 662 565 085,9 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 478 227 773,1 тыс. рублей (72,2% от общего объема доходов), из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 5 600 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда - 57 310 367,9 тыс. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 90 632 780,0 тыс. рублей (13,7%); межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета - 74 674 532,8 тыс. рублей (11,3%) и из бюджета ФФОМС - 19 030 000,0 тыс. рублей (2,9%);
на 2015 год в сумме 719 815 156,7 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 522 229 868,4 тыс. рублей (72,6% от общего объема доходов), из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1 500 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда - 58 110 367,9 тыс. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 100 287 284,0 тыс. рублей (13,9%); межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета - 78 268 004,3 тыс. рублей (10,9%) и из бюджета ФФОМС - 19 030 000,0 тыс. рублей (2,6%).
В Законопроекте предусматривается поступление страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (включая пени и штрафы) в 2013 году в сумме 357 842 476,8 тыс. рублей, в 2014 году -415 149 412,7 тыс. рублей и 2015 году - 462 486 720,6 тыс. рублей.
Выпадающие доходы бюджета Фонда, обусловленные установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков, будут компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета: в 2013 году в размере 23 580 000,0 тыс. рублей, в 2014 году - 5 600 000,0 тыс. рублей, в 2015 году - 1 500 000,0 тыс. рублей. Указанные объемы не учитывают дополнительный объем средств федерального бюджета в связи с сохранением, начиная с 1 января 2014 года, в соответствии с положениями Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2013 года (20%) для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. В соответствии с Методическими указаниями по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, разработанными Минфином России, подход к определению тарифов страховых взносов в разрезе государственных внебюджетных фондов для данной категории плательщиков будет определен в 2013 году.
Доходы от страховых взносов рассчитаны путем применения установленного размера страхового тарифа к соответствующему застрахованному фонду заработной платы с учетом влияния коэффициента полноты сбора страховых взносов, который планируется в 2013 году на уровне 0,98, в 2014 - 2015 годах - 0,975.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов принят средневзвешенный по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,51% к начисленной по всем основаниям оплате труда. Сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрена в 2013 году в размере 81 781 054,0 тыс. рублей, в 2014 году - 89 841 020,0 тыс. рублей, в 2015 году - 99 534 724,0 тыс. рублей.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят в 2013 году на уровне 0,97, в 2014 - 2015 годах - 0,96.
Поступление в бюджет Фонда единого социального налога, уплачиваемого за налоговые периоды до 1 января 2010 года, предусмотрено в следующих объемах: в 2013 году - 50 020,0 тыс. рублей, в 2014 году - 40 020,0 тыс. рублей, в 2015 году - 8 107,4 тыс. рублей.
Поступление денежных средств в доход бюджета Фонда от размещения резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрены в следующих размерах: в 2013 году - 473 300,0 тыс. рублей; в 2014 году - 402 400,0 тыс. рублей; в 2015 году - 370 000,0 тыс. рублей. Расчет суммы дохода произведен исходя из объема резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, процентной ставки размещения и налоговых платежей.
4. Расходы проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2013 - 2015 годы определен с соблюдением норм, установленных статьями 145 и 147 Бюджетного кодекса:
на 2013 год в сумме 606 518 458,2 тыс. рублей (105,1% к утвержденному бюджету 2012 года), в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 437 037 093,8 тыс. рублей (104,6% к 2012 году) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 76 050 068,3 тыс. рублей (108,9% к 2012 году);
на 2014 год в сумме 654 583 486,8 тыс. рублей (107,9% к 2013 году), в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 478 227 773,1 тыс. рублей (109,4% к 2013 году) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 82 651 180,9 тыс. рублей (108,7% к 2013 году);
на 2015 год в сумме 709 010 455,1 тыс. рублей (108,3% к 2014 году), в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 522 229 868,4 тыс. рублей (109,2% к 2014 году) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 89 482 582,4 тыс. рублей (108,3% к 2014 году).
В абсолютном размере по сравнению с утвержденными показателями Федерального закона о бюджете Фонда на 2012 год общий объем расходов, прогнозируемый на 2013 год, увеличен на 29 300 032,6 тыс. рублей (рост к 2012 году 5,1%), прогнозируемый на 2014 год на 77 365 061,2 тыс. рублей (13,4%) и прогнозируемый на 2015 год на 131 792 029,5 тыс. рублей (22,8%).
По разделу 01 "Общегосударственные вопросы" в 2013 году объем расходов определен в размере 26 840 145,2 тыс. рублей, в 2014 году - 26 899 548,7 тыс. рублей, в 2015 году - 28 144 783,6 тыс. рублей.
Законопроектом по статье "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов" предусматриваются ассигнования на 2013 год в сумме 25 330 524,3 тыс. рублей (105,2% к 2012 году), на 2014 год - 25 411 741,2 тыс. рублей (100,3% к 2013 году), на 2015 год - 26 582 566,7 тыс. рублей (104,6% к 2014 году). Непосредственно на денежное содержание сотрудников Фонда (центральный аппарат и территориальные органы Фонда) предусмотрены ассигнования в 2013 году в сумме 16 028 412,3 тыс. рублей, в 2014 году - 17 500 366,6 тыс. рублей, в 2015 году - 18 375 385,4 тыс. рублей.
В связи с расширением в 2012 году числа регионов, включенных в реализацию пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний территориальными органами Фонда, штатная численность работников Фонда увеличена на 1 000 штатных единиц. На обеспечение дополнительной штатной численности предусмотрены ассигнования на оплату труда и содержание работников центрального аппарата и исполнительных органов Фонда в сумме 882 199,7 тыс. рублей.
Согласно представленной информации расходы на обеспечение дополнительно выделенных штатных единиц предусмотрены по целевой статье расходов "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов" на 2013 год в сумме 796 056,7 тыс. рублей, на 2014 год - 798 609,1 тыс. рублей, на 2015 год - 835 404,4 тыс. рублей.
В соответствии с Методическими указаниями по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов при расчете денежного содержания аппарата Фонда предусматривается индексация фонда оплаты труда с 1 октября 2013 года на 5,5 процента. Расчет денежного содержания аппарата Фонда на 2014 - 2015 годы сформирован с применением индексов потребительских цен в размере 5,0% ежегодно.
В целом расходы по статье "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов" в общих расходах бюджета Фонда запланированы в 2013 году 4,2%, в 2014 году - 3,9%, в 2015 году - 3,7 процента.
Расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2013 год предусмотрены в сумме 4 512 483,7 тыс. рублей, на 2014 год - 2 882 264,5 тыс. рублей, на 2015 год - 2 926 615,6 тыс. рублей.
В рамках утвержденной председателем Фонда в июле 2011 года и согласованной с Минздравсоцразвития России Концепции развития информационной системы Фонда общая стоимость работ по развитию комплекса программно-технических средств информационно-технологической инфраструктуры Фонда на 2012 - 2013 г.г. определена в объеме 4 038 851,9 тыс. рублей (с учетом средней ожидаемой скидки на оборудование и программное обеспечение в размере 30%), из них в 2012 году - 2 280 903,2 тыс. рублей, в 2013 году - 1 757 948,7 тыс. рублей.
В Заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год, представленный Правительством Российской Федерации Счетной палате Российской Федерации (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 августа 2012 г. N 34К (867), п.3) отмечено, что Фондом не проведена оценка финансовых и материальных затрат компьютеризации и программного сопровождения пилотного проекта, не определены целевые индикаторы и критерии оценки конечного результата. Следует отметить, что в 2011 году расходы по информатизации деятельности Фонда составили 1 619 033,3 тыс. рублей, или в сравнении с 2010 годом увеличились на 378 252,7 тыс. рублей (30,5%). В 2012 году на развитие информационно-коммуникационных технологий расходы утверждены в сумме 4 752 775,6 тыс. рублей, или в 3 раза больше, чем в 2011 году. При этом, согласно информации об ожидаемом исполнении бюджета Фонда, на 1 сентября текущего года освоено 1 707 065,1 тыс. рублей, или 35,9% от утвержденной по данной статье суммы расходов.
По статье "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы" предусмотрены расходы на строительство и реконструкцию административных зданий и сооружений для нужд системы Фонда. На 2013 год ассигнования предусмотрены в сумме 852 000,0 тыс. рублей (97,8% к 2012 году), 2014 год - 772 633,5 тыс. рублей (90,7% к 2013 году), 2015 год - 811 265,1 тыс. рублей (105,0% к 2014 году). В обоснование указанных расходов представлен проект инвестиционной программы государственных капитальных вложений в строительство, реконструкцию и приобретение зданий и сооружений для региональных отделений Фонда на плановый период 2013 - 2015 годов. Проект инвестиционной программы включает объекты по региональным отделениям Фонда на строительство, начатому в 2009 - 2011 гг., в том числе по переходящим объектам, реконструкцию зданий и сооружений, а также приобретение административных зданий и служебных помещений в плановом периоде. Вместе с тем данные по общему количеству служебных площадей, с учетом арендованных, обосновывающие капитальные вложения в указанном проекте отсутствуют. В представленной пояснительной записке к проекту инвестиционной программы приведены данные по арендованным площадям, обеспеченности площадью, штатной численности сотрудников филиалов и региональных отделений Фонда, предварительная стоимость завершения строительства. Показатели приведены по объектам строительство (реконструкция) или приобретение которых предполагается осуществить в 2013 году. В связи получением прав на земельные участки по 11 объектам на момент проведения настоящего экспертно-аналитического мероприятия проектно-сметная документация на указанные объекты не разработана, ее разработку планируется провести в 2013 - 2014 годах.
Согласно представленным данным 6 региональным отделениям Фонда, участвующим в реализации пилотного проекта с 1 июля 2012 года, доведена штатная численность в количестве 484 единиц. По состоянию на 1 сентября 2012 года арендованные служебные площади Астраханского регионального отделения Фонда составляют 7,4% общей служебной площади, Курганское региональное отделение Фонда - 45,2%, Новгородское региональное отделение Фонда - 50,8%, Новосибирское региональное отделение Фонда - 38,4%, Тамбовское региональное отделение Фонда - 28,2%, Хабаровское региональное отделение Фонда - 71,1 процента. Проектом инвестиционной программы в 2013 году предусматривается приобретение служебных помещений для размещения сотрудников Курганского регионального отделения Фонда, завершение строительства здания Новгородского регионального отделения Фонда и строительство в 2013 - 2014 гг. здания Хабаровского регионального отделения Фонда.
В Законопроекте по разделу 07 "Образование" предусмотрены ассигнования на переподготовку и повышение квалификации кадров. Объем расходов на 2013 год определен в размере 214 000,0 тыс. рублей (рост в 4,2 раза к 2012 году), в 2014 году - 239 700,0 тыс. рублей (112,0% к 2013 году), в 2015 году - 266 100,0 тыс. рублей (111,0% к 2014 году).
По сравнению с утвержденными показателями Федерального закона о бюджете Фонда на 2012 год расходы на эти цели в плановом периоде 2013 - 2015 годов увеличены соответственно на 162 917,0 тыс. рублей (в 4,2 раза), 188 617,0 тыс. рублей (в 3,7 раза) и 215 017,0 тыс. рублей (в 4,2 раза). Указанное увеличение ассигнований, выделяемых на переподготовку и повышение квалификации кадров, связано с установленной действующими нормативными правовыми актами периодичностью обучения сотрудников.
По разделу 10 "Социальная политика" в 2013 году объем расходов определен в размере 579 464 313,0 тыс. рублей, в 2014 году - 627 444 238,1 тыс. рублей, в 2015 году - 680 599 571,5 тыс. рублей. По сравнению с расходными обязательствами, утвержденными Федеральным законом о бюджете Фонда на 2012 год, расходы по разделу в 2013 году увеличены на 27 868 470,5 тыс. рублей, в 2014 году на 75 848 395,6 тыс. рублей и в 2015 году на 129 003 729,0 тыс. рублей соответственно.
Наибольший удельный вес составляют расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (КБК 393 10 03 505 32 00), которые в 2013 году предусмотрены в сумме 283 018 893,6 тыс. рублей (46,7% к общим расходам), в 2014 году - 318 438 993,9 тыс. рублей (48,6%), в 2015 году - 353 114 824,1 тыс. рублей (49,8%).
Расчет расходов по обязательному социальному страхованию на выплату пособий по временной нетрудоспособности произведен в соответствии с нормами Федерального закона N 255-ФЗ и с учетом оплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств обязательного социального страхования с 4 дня временной нетрудоспособности. Общее число оплаченных календарных дней соответствующего года в соответствии с динамикой за ряд лет рассчитано на 2013 год в количестве 370,0 млн. дней (на 1 работника приходится 8,2 дня нетрудоспособности в год), что выше расчетов бюджета 2012 года на 5,9 млн. дней, на 2014 год - 368,6 млн. дней, на 2015 год - 367,9 млн. дней. Следует отметить, что количество дней нетрудоспособности в год на 1 работника в Российской Федерации в 2,7 раза ниже, чем в странах Евросоюза, где этот показатель составляет 14,2 дней.
Общее число оплаченных календарных дней по беременности и родам на 2013 год рассчитано в количестве 157,3 млн. дней (рост к бюджету 2012 года на 5,1 млн. дней), на 2014 год - 156,9 млн. дней (снижение к 2013 году на 0,4 млн. дней) и на 2015 год - 156,6 млн. дней (снижение к 2014 году на 0,3 млн. дней).
Число оплаченных дней определено с учетом следующего прогнозируемого изменения рождаемости: в 2013 году - 99,8%, в 2014 году - 99,7%; в 2015 году - 99,8 процента.
Следует отметить, что при подготовке бюджета Фонда на 2012 год количество пособий определялось с учетом изменения рождаемости в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 100,1 процента. Вместе с тем в соответствии с данными Росстата за 1-е полугодие 2012 года рождаемость на 1 000 населения составила 106,7% к аналогичному показателю 2011 года. Соответственно прогнозируемый уровень рождаемости на 2013 - 2015 гг. может измениться как в сторону снижения, так и сторону увеличения, что повлияет на объем расходов по данной статье.
По статье бюджета "Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" расходы определены в соответствии с нормами Федерального закона N 255-ФЗ и Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии со статьей 4.2 указанного федерального закона Законопроектом предусмотрена индексация минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исходя из прогнозного уровня инфляции на соответствующие годы.
При расчетах расходов на выплаты пособий (при рождении ребенка, социального пособия на погребения и др.) применялся индекс, учитывающий районный коэффициент в размере 1,1.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Законопроекта сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год с учетом прогнозируемого индекса роста потребительских цен установлена в размере 76 699,8 рубля. На 2014 год указанная сумма, с учетом прогнозируемого индекса роста потребительских цен, предусмотрена в объеме 80 534,8 рубля, на 2015 год - 84 561,5 рубля.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Законопроекта максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный согласно статье 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не может превышать в 2013 году 58 970,0 рублей, в 2014 году - 61 920,0 рублей, в 2015 году - 65 020,0 рублей. Указанные размеры выплат определены с учетом индекса потребительских цен.
Статьей 7 (пункт 5 часть 1) Законопроекта Фонду предоставлено право принимать решения о направлении страхователем до 20,0% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Расчет бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение Фондом предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников предусмотрен с учетом увеличения количества обращений страхователей в 2012 году, что связано с внесением изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятием Федерального закона от 6 ноября 2011 г. N 300-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", стимулирующих страхователей на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
По статье бюджета "Прикладные научные исследования и разработки" предусматриваются расходы, производимые непосредственно Фондом, в 2013 году в сумме 23 900,0 тыс. рублей (105,8% к 2012 году), в 2014 году - 25 100,0 тыс. рублей (105,0% к 2013 году), в 2015 году - 26 400,0 тыс. рублей (105,2% к 2014 году). Показатели 2013 и 2014 годов установлены на уровне показателя, утвержденного Федеральным законом о бюджете Фонда на 2012 год. На момент проведения настоящего экспертно-аналитического мероприятия план научно-исследовательских работ не утвержден.
5. Межбюджетные трансферты
В соответствии со статьей 1 Законопроекта объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета и бюджета ФФОМС, составит в 2013 году 149 584 339,5 тыс. рублей, в 2014 году - 156 614 900,7 тыс. рублей, в 2015 году - 156 908 372,2 тыс. рублей.
Законопроектом предусмотрено финансирование расходов, связанных с выплатой пособий по обязательному социальному страхованию, в размерах, сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, финансируемых за счет средств федерального бюджета, гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации N 1244-1) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации N 1244-1 и гражданам в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Расходы в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета предусмотрены в следующих объемах: 2013 год - 30 315,9 тыс. рублей; 2014 год - 33 740,6 тыс. рублей; 2015 год - 37 701,5 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования на 2013 год, предусмотренные на указанные цели, выше ассигнований 2012 года, утвержденных Федеральным законом о бюджете Фонда на 2012 год, на 3,4 процента. Увеличение объемов бюджетных ассигнований в 2013 - 2015 годах связано с расчетом потребности в средствах по результатам исполнения бюджета Фонда за предыдущие годы и с учетом основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
Пунктом 2 статьи 4 Законопроекта установлено, что Фонд осуществляет финансовое обеспечение выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, включая расходы на доставку и пересылку пособия, в размерах сверх установленных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) в соответствии с Законом Российской Федерации N 1244-1, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации N 1244-1, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. В 2013 году бюджетные ассигнования предусмотрены в сумме 2 042 435,1 тыс. рублей, в 2014 году - 2 150 032,8 тыс. рублей, в 2015 году - 2 376 098,3 тыс. рублей, включая расходы на доставку и пересылку пособий неработающим гражданам с учетом индексации размеров пособий с 1 января на индекс потребительских цен соответствующего года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Законопроекта Фонд осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации (далее - ТСР) и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий (далее - ПОИ), включая расходы на осуществление переданных полномочий, за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета в объеме 8 999 525,8 тыс. рублей ежегодно на 2013 - 2015 годы, из них на расходы по осуществлению переданных полномочий в 2013 году - 652 348,4 тыс. рублей (5,8% к 2012 году), в 2014 году - 709 624,1 тыс. рублей (8,8% к 2013 году), в 2015 году - 745 105,4 тыс. рублей (5,0% к 2014 году).
Следует отметить, что на 2013 - 2015 годы бюджетные ассигнования из федерального бюджета предусмотрены в тех же объемах, что и в 2012 году, т.е. без учета прогнозного уровня инфляции на 2013 - 2015 годы. С учетом этого сумма расходов, предусмотренная на обеспечение инвалидов ТСР, ежегодно уменьшается на 0,4 процента.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Законопроекта Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
В Законопроекте не установлены объемы средств федерального бюджета, передаваемых Фонду на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно. В соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" объем бюджетных ассигнований определяется исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги (заявление до 1 октября текущего года), на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Соответственно указанные бюджетные ассигнования не могут быть определены в сроки, установленные для утверждения Законопроекта. В соответствии с частью 8 статьи 7 Законопроекта объемы средств на указанные направления будут учтены в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2013 год сверх сумм, установленных пунктом 1 части 1 статьи 1 Законопроекта.
Проверками, проведенными Счетной палатой в 2012 году установлено, что в 2010 году расходы за счет средств федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению составили 5 028 055,1 тыс. рублей. Обеспечено путевками 243,6 тыс. граждан или 42,2% от общего количества лиц, обратившихся в установленном порядке с просьбой о предоставлении данного вида социальной помощи. В 2011 году расходы составили 3 985 477,3 тыс. рублей. Обеспечено путевками только 238,0 тыс. граждан, или 42,6% обратившихся граждан.
Анализ динамики расходов показал, что обеспеченность путевками граждан в 2010 - 2011 годах составила 42 - 43%, с одновременным ежегодным снижением объема ассигнований, выделяемых на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан на санаторно-курортное лечение, при явной их недостаточности.
В 2012 году на приобретение для отдельных категорий граждан путевок на санаторно-курортное лечение и оплату проезда к месту лечения и обратно утверждены расходы в сумме 3 570 603,1 тыс. рублей. По оперативным данным, представленным Фондом в Счетную палату, на 1 сентября 2012 года расходы составили 2 017 563,8 тыс. рублей (56,5% от утвержденной суммы), обеспечено путевками 91,7 тыс. граждан или 21,2% от общего количества лиц, обратившихся в установленном порядке с просьбой о предоставлении данного вида социальной помощи. К концу 2012 года ожидаемый процент обеспечения путевками граждан составит 27,7 процента.
Законопроектом устанавливается, что Фонд осуществляет оплату медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 3,0 тыс. рублей и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев наблюдения за каждого ребенка с момента постановки его на диспансерный учет, а также оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов за счет межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 Законопроекта. Финансовое обеспечение и установление порядка, условий оплаты услуг и форм документов, на основании которых производится оплата услуг, осуществляются по правилам, утвержденным в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В связи с тем, что стоимость родового сертификата в 2013 - 2015 годах сохранена в размере 11,0 тыс. рублей, в планируемом периоде из бюджета ФФОМС средства бюджету Фонда предполагается ежегодно выделять в объеме 19 030 000,0 тыс. рублей.
Статьей 7 Законопроекта предусматривается, что остатки средств, полученных из бюджета ФФОМС, образовавшиеся на 1 января 2013 года в бюджете Фонда в результате неполного использования в 2012 году бюджетных ассигнований используются Фондом в 2013 году на те же цели. Указанные объемы средств учитываются в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2013 год сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 Законопроекта.
6. Источники финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
Согласно Законопроекту бюджет Фонда на 2013 год сформирован с дефицитом в сумме 16 246 110,4 тыс. рублей. Частью 2 статьи 3 Законопроекта установлено, что для обеспечения сбалансированности бюджета Фонда в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда на 2013 год предусмотрено привлечение прогнозируемого остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 1 января 2013 года в сумме 22 842 202,7 тыс. рублей, включая свободный остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сформированный по итогам 2011 года в сумме 656 247,0 тыс. рублей.
Согласно Законопроекту бюджет Фонда сформирован с профицитом в 2014 году в сумме 7 981 599,1 тыс. рублей и в 2015 году - 10 804 701,6 тыс. рублей, при этом профицит бюджета Фонда формируется только в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Доходы бюджета Фонда сформированы с учетом средств федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда, предусмотренных Законопроектом в 2013 - 2015 годах в размере 32 573 043,4 тыс. рублей, 57 310 367,9 тыс. рублей и 58 110 367,9 тыс. рублей соответственно по годам планируемого периода.
Следует отметить, что изменение социально-экономической ситуации в стране может привести к изменению дефицита бюджета Фонда, как в сторону его снижения, так и увеличения. Так, согласно уточненным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов численность экономически активного населения в 2013 году прогнозируется ниже уровня 2012 года на 0,3 млн. человек и составит 73,6 млн. человек, в 2014 году - 73,3 млн. человек, в 2015 году - 72,9 млн. человек. Прогнозируется незначительное снижение численности занятых в экономике в 2013 году до 69,3 млн. человек (99,7% к 2012 году). Соответственно изменение численности занятых в экономике в сторону увеличения может привести к росту расходов бюджета Фонда, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, работающим гражданам.
7. Выводы
1. Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" подготовлен на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 28 июня 2012 года "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социального обеспечения и социального страхования и методических документов.
2. Бюджет Фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформирован с соблюдением страховых принципов, в соответствии с которыми за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховое обеспечение застрахованных граждан.
3. Параметры бюджета Фонда по общим объемам доходов на 2013 год предусмотрены в сумме 590 272 347,8 тыс. рублей, на 2014 год - 662 565 085,9 тыс. рублей, на 2015 год - 719 815 156,7 тыс. рублей и по общим объемам расходов на 2013 год в сумме 606 518 458,2 тыс. рублей, на 2014 год - 654 583 486,8 тыс. рублей и на 2015 год - 709 010 455,1 тыс. рублей.
Доходы бюджета Фонда сформированы с учетом средств федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда, предусмотренных Законопроектом в 2013 - 2015 годах в размере 32 573 043,4 тыс. рублей, 57 310 367,9 тыс. рублей и 58 110 367,9 тыс. рублей соответственно по годам планируемого периода.
4. В связи с расширением числа субъектов Российской Федерации, участвующих в пилотном проекте, предусматривающем назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний территориальными органами Фонда в рамках перехода в соответствии со статьей 148 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 2014 года на кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства, обуславливающего отказ от "зачетного принципа", коэффициент полноты сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством прогнозируется со снижением и принят на уровне 0,98 в 2013 году, 0,975 в 2014 - 2015 годах. По этой же причине коэффициент полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят на уровне 0,97 в 2013 году и 0,96 на 2014 - 2015 годы.
5. Объем дефицита бюджета Фонда на 2013 год установлен в сумме 16 246 110,4 тыс. рублей, включая объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 22 842 202,7 тыс. рублей и объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 6 596 092,3 тыс. рублей. Следует отметить, что расчет объема выплат по временной нетрудоспособности и связи с материнством произведен с учетом снижения численности экономически активного населения в планируемом периоде, вместе с тем изменение численности занятых в экономике в сторону увеличения может привести к росту расходов бюджета Фонда, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством работающим гражданам и повлияет в свою очередь на объем дефицита бюджета Фонда.
Объем профицита бюджета Фонда на 2014 год определен в сумме 7 981 599,1 тыс. рублей и на 2015 год - 10 804 701,6 тыс. рублей в части средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6. В 2010 году на покрытие дефицита бюджета Фонда, в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно Федеральному закону от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", использован остаток средств страхового резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на счетах по учету средств бюджета Фонда в сумме 30 532 539,6 тыс. рублей. Вместе с тем Законопроектом не определен порядок возврата средств страхового резерва, в том числе источник финансирования, из которого средства страхового резерва должны быть восстановлены.
7. Законопроектом предусмотрены все расходные обязательства Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. При этом значительно увеличиваются с 534 484 225,5 тыс. рублей (88,1% общей суммы расходов) в 2013 году до 632 207 843,4 тыс. рублей (89,2%) в 2015 году объемы бюджетных ассигнований, направляемых Фондом на исполнение публичных нормативных обязательств.
8. Законопроектом сохраняется норма, предусматривающая реализацию в 2013 году в ряде субъектов Российской Федерации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление иных выплат и возмещение расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников территориальными органами Фонда.
На момент проведения экспертно-аналитического мероприятия инвестиционная программа государственных капитальных вложений в строительство, реконструкцию и приобретение зданий и сооружений для региональных отделений Фонда на плановый период 2013 - 2015 годов не утверждена.
Участвующим в реализации пилотного проекта с 1 июля 2012 года 6 региональным отделениям Фонда доведена штатная численность в количестве 484 единиц. Согласно оперативной информации на 1 сентября 2012 года арендованные служебные площади составляют от 7,4% общей служебной площади (Астраханского регионального отделения Фонда) до 71,1% (Хабаровское региональное отделение Фонда). В 2013 году предусматривается строительство зданий и приобретение служебных помещений для размещения сотрудников 3 региональных отделений Фонда, участвующих в реализации пилотного проекта.
9. Финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедических изделий в 2013 - 2015 годах установлено в сумме 8 999 525,8 тыс. рублей ежегодно.
Бюджетные ассигнования из федерального бюджета на 2013 - 2015 годы предусмотрены в тех же объемах, что и в 2012 году, т.е. без учета прогнозного уровня инфляции. С учетом этого сумма расходов, предусмотренная на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, ежегодно уменьшается на 0,4 процента.
10. Законопроектом установлено, что объем бюджетных ассигнований, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, определяется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги (ежегодно до 1 октября), на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Соответственно указанные бюджетные ассигнования не могут быть определены в сроки, установленные для подготовки и утверждения бюджета Фонда, в связи с чем, эти бюджетные ассигнования Законопроектом не предусмотрены.
Проверками, проведенными Счетной палатой Российской Федерации в 2012 году установлено, что обеспеченность путевками граждан в 2010 - 2011 годах составила 42 - 43%, с одновременным ежегодным снижением объема ассигнований, выделяемых на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан на санаторно-курортное лечение, при явной их недостаточности.
По оперативным данным на 1 сентября 2012 года обеспечено путевками 91,7 тыс. граждан или 21,2% от общего количества лиц, обратившихся в установленном порядке с просьбой о предоставлении данного вида социальной помощи. В 2012 году ожидаемый процент обеспечения путевками граждан составит 27,7 процента.
11. В отличие от Федерального закона о бюджете Фонда на 2012 год статья бюджета "Развитие подведомственных центров реабилитации Фонда", предусматривающая финансирование расходов на развитие центров реабилитации Фонда, из Законопроекта исключена.
На момент проведения настоящего экспертно-аналитического мероприятия нормативные акты об изменении статуса центров реабилитации Фонда не приняты и вопрос финансирования центров реабилитации в части капитальных вложений не решен, что влечет риски дезорганизации их работы по медицинской и социальной реабилитации лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
8. Предложения
1. При рассмотрении представленного Законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным следующее:
1.1. Рассмотреть вопрос о внесении в Законопроект нормы, определяющей порядок возврата средств страхового резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устанавливающей срок изъятия этих средств и источник финансирования, из которого средства страхового резерва должны быть восстановлены.
1.2. В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 года "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах" в части исполнения социальных обязательств предусмотреть финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедических изделий с учетом прогнозного уровня инфляции.
1.3. Рассмотреть вопрос о финансировании центров реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации.
2. Учитывая вышеизложенное, Счетная палата Российской Федерации полагает, что Законопроект может быть принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.
9. Приложения к заключению Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
1. Анализ соответствия проекта федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 28 июня 2012 года "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах".
2. Анализ соответствия проекта федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов статьям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Аудитор Счетной палаты |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.