Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Проект закона направлен на уточнение состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
В частности, проектом закона предлагается повысить с 16 до 18 лет возраст, с которого допускается привлечение к административной ответственности за занятие проституцией, исключив таким образом возможность привлечения к административной ответственности за занятие проституцией несовершеннолетних.
Как следует из пояснительной записки к рассматриваемому законопроекту, актуальность принятия проектируемых изменений обусловлена необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с международными стандартами защиты несовершеннолетних, ставших жертвами сексуальной эксплуатации, закрепленных в Факультативном протоколе к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000 года, и Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений от 25 октября 2007 года.
Согласно пп. "b" статьи 2 названного Факультативного протокола под детской проституцией понимается использование ребенка, то есть лица, не достигшего 18 лет, в деятельности сексуального характера за вознаграждение или иную любую форму возмещения, где он является жертвой преступления и потому не должен подлежать ответственности наравне с организаторами занятия проституцией, клиентами и другими подобными лицами, получающими выгоду от детской проституции.
Следует отметить, что Конвенция о правах ребенка, участницей которой является и Российская Федерации, в статье 1 закрепляет норму о том, что "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее".
Кроме того, согласно статье 2 Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, под детской проституцией понимается использование ребенка, то есть лицо, не достигшее 18-летнего возраста, в деятельности сексуального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.
Таким образом, возможность привлечения к административной ответственности несовершеннолетних за занятие проституцией, предусмотренная действующим законодательством, не согласуется с положениями международных правовых актов, рассматривающих любого ребенка, занимающегося проституцией, в качестве жертвы, а не правонарушителя.
Безусловно, защита прав и интересов детей, в частности, и от правонарушений сексуального характера является приоритетным направлением деятельности государства.
Представляется, что меры, принимаемые в сфере борьбы с детской проституцией, должны быть направлены, в первую очередь, на профилактику, а не на привлечение к ответственности детей.
Полагаем, что приведение административного законодательства в соответствие с нормами международного права потребует также внесения корреспондирующих изменений в уголовное законодательство, в частности, направленных на установление уголовной ответственности за осуществление действий сексуального характера, в том числе за вознаграждение или любую иную форму возмещения, с лицами, не достигшими возраста 18 лет.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета "12" ноября 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.