Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 24 октября 2012 г.
на проект федерального закона N 126499-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 126499-6 в части вопросов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, бюджетного и налогового законодательства, Комитет отмечает следующее.
Законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, предусматривает ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь (далее - Соглашение). Данное Соглашение было подписано 25 ноября 2011 г. одновременно с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Белтрансгаз" для определения условий сотрудничества государств -участников Соглашений в газовой сфере.
Соглашение направлено на реализацию положений Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р, и в частности на максимально эффективное использование энергетического потенциала России путем полноценной интеграции в мировой энергетический рынок.
Соглашением устанавливается порядок формирования цены на газ для Республики Беларусь, который планируется применять с 1 января 2012 года по 1 января 2015 года, до достижения рыночных (равнодоходных) цен на газ на территориях всех государств-участников Соглашения о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики (заключено в г. Москве 09.12.2010).
Кроме того, Соглашением устанавливается порядок расчета тарифа на услуги по транспортировке газа, перемещаемого через территорию Республики Беларусь за ее пределы по газопроводам ОАО "Белтрансгаз", а также по белорусской части газопровода Ямал-Европа.
Из прогноза, представленного в финансово-экономическом обосновании к законопроекту следует, что с учетом устанавливаемого Соглашением до перехода в 2015 году на равнодоходные цены порядка определения цены на газ, поставляемый в Республику Белоруссия для удовлетворения ее внутренних потребностей, в привязке к рассчитываемой по формуле ФСТ России регулируемой оптовой цене на газ для потребителей Российской Федерации, общий объём выпадающих доходов федерального бюджета при уплате налога на прибыль в период 2012-2014 гг. по сравнению с 2011 г. может составить до 140 млн долларов США (4,1 млрд руб.).
При этом по сообщению официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации (назначен Постановлением Правительства РФ N 809 от 08.08.2012) выпадающие доходы федерального бюджета, возникающие в результате снижения чистой выручки ОАО "Газпром" от снижения цен на поставляемый в Белоруссию газ, учтены в проекте федерального бюджета на 2013-2015 годы. Соответствующие показатели бюджета определены на основании данных о планируемых ценах на экспортируемый газ, представленных ОАО "Газпром" в Министерство экономического развития Российской Федерации и учитывающих, в том числе, условия Соглашения. В связи с изложенным ратификация Соглашения не потребует корректировки показателей федерального бюджета.
Статьей 6 Соглашения установлена обязанность компенсации российской стороной всех убытков, которые могут возникнуть у белорусской стороны в случае незаключения ею контрактов при определенных Соглашением обстоятельствах.
По сообщению официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации ситуация, в которой может возникнуть необходимость такой компенсации, может возникнуть только по согласованию с Правительством Российской Федерации, которое владеет контрольным пакетом акций ОАО "Газпром", являющегося собственником 100 % акций ОАО "Белтрансгаз". Правительство Российской Федерации намерено выполнять условия Соглашения, в том числе в части заключения соответствующих контрактов, поэтому не предусматривает расходов из федерального бюджета, связанных с компенсацией убытков белорусской стороны, указанных в статье 6 Соглашения.
В соответствии с представленными к законопроекту материалами, реализация Соглашения в целом не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Вместе с тем, статья 8 Соглашения устанавливает, что каждая сторона несет расходы, связанные с деятельностью назначенного ею члена суда и со своим представительством в третейском разбирательстве. Таким образом, в случае рассмотрения споров между одной стороной и хозяйствующими субъектами государства другой Стороны в международном арбитраже или в третейском суде, расходы возможны.
При этом риски возникновения таких споров, которые могут повлечь дополнительные расходы из федерального бюджета, а также риски обращения взыскания органов судебной власти на государственное имущество и средства российской бюджетной системы являются минимальными исходя из условий Соглашения.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь, подписанное в г. Москве 25 ноября 2011 года.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.