Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 126499-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь (далее - Соглашение) было подписано 25 ноября 2011 года в городе Москве.
Необходимость ратификации Соглашения следует из пп. "а" п. 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Соглашение временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами необходимых внутригосударственных процедур одновременно с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Белтрансгаз" от 25 ноября 2011 года, действие которого прекращается также одновременно с рассматриваемым Соглашением.
В соответствии со статьей 9, прекращение действия Соглашения не затрагивает любые права и обязательства, вытекающие из контрактов, заключённых на его основании и условиях.
Исходя из статьи 5, органом, ответственными за координацию исполнения Соглашения от Российской Стороны является Министерство энергетики Российской Федерации, от Белорусской Стороны - Министерство энергетики Республики Беларусь и Министерство экономики Республики Беларусь.
На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации 10 августа 2012 года указанное Соглашение внесено Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу. При этом Комитет обращает внимание, что внесение Соглашения было осуществлено с нарушением шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Соглашение состоит из преамбулы и 9 статей, которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Соглашение разработано в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашением о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики от 9 декабря 2010 года и иными международными договорами.
Соглашение было подписано исходя из взаимной заинтересованности России и Белоруссии в создании равных условий деятельности для хозяйствующих субъектов Сторон.
Соглашение устанавливает цену на газ для Белоруссии в 2012 году в размере $165,6 за 1 тысячу м3, а также определяет формулу этой цены на 2013 и последующие годы в привязке к цене газа для Ямало-Ненецкого автономного округа до момента достижения равнодоходных цен на газ на территории государств-участников Соглашения о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики (статьи 2 и 3 Соглашения).
Тарифы на услуги по транспортировке газа по территории Белоруссии для внешних потребителей рассчитываются с учётом проиндексированного на величину инфляции базового тарифа по газопроводу Ямал-Европа, арендной платы и стоимости газа на собственные нужды и технологические потери (статья 4). Тарифы на услуги по транспортировке газа по территории Белоруссии для внутреннего потребления помимо Соглашения регулируются также белорусским законодательством (статьи 2 и 4).
Для урегулирования споров, которые не могут быть разрешены иными способами, учреждается третейский суд (статья 8), который образуется применительно к каждому конкретному случаю. Третейский суд, состоящий из двух арбитров Сторон и выбираемого ими председателя, имеющего гражданство третьего государства, принимает свои решения большинством голосов. Его решения являются окончательными и обязательными для Сторон.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, выполнение Российской стороной положений данного Соглашения в 2012-2014 годах повлечёт выпадение доходов из федерального бюджета суммарно до $137,7 млн. Кроме того возможны расходы, связанные с разрешением споров между Сторонами, а также их хозяйствующими субъектами в третейских судах и международном арбитраже в условиях отказа Сторонами на взаимной основе от иммунитетов, которыми они пользуются в отношении себя и своей собственности (статья 7).
Ратификация Соглашения не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Форма Соглашения и его текст соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным и конституционным законам, правилам юридической техники. Соглашение не содержит внутренних противоречий и коррупциогенных факторов.
Комитет Государственной Думы по энергетике, Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам поддерживают ратификацию Соглашения. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по соответствующему законопроекту не имеет.
Ратификация Соглашения отвечает интересам Российской Федерации и Союзного государства.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.