Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию от 11 октября 2012 г. протокол N 14-4
на проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию, рассмотрев в части финансирования сферы образования проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее Законопроект) и основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации, изложенные в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, отмечает следующее.
Основные приоритеты государственной политики в сфере образования и меры по ее реализации на среднесрочный период сформулированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Указах Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 июня 2012 г. N 761), Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 г., N Пр-271) и ряде других документов.
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, представленным вместе с рассматриваемым Законопроектом, в 2013 - 2015 гг. по отрасли "Образование" предстоит обеспечить решение целого ряда задач, в том числе:
осуществление к июню 2013 года перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение норматива финансирования ведущих университетов, осуществляющих переподготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям);
доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;
повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных образовательных учреждений к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию на основе государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ;
обновление структуры сети образовательных учреждений, в том числе создание и развитие федеральных и национальных исследовательских университетов;
развитие системы непрерывного образования;
формирование и развитие механизмов поддержки обучения российских магистрантов и аспирантов в ведущих зарубежных университетах;
усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг, увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России.
С 2013 года предусматривается реализация первого этапа Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". В соответствии с проектом программы общий объем финансового обеспечения указанной государственной программы из средств федерального бюджета в 2013 - 2020 гг. составит 5,5 трлн. рублей (в среднем около 0,85% ВВП). На развитие профессионального образования будет направлено 85,7% средств программы, на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей - 12,2% , с учетом того, что дошкольное, общее и дополнительное образования детей - это зона ответственности субъектов Российской Федераций и муниципальных образований и финансируется, прежде всего из бюджетов соответствующего уровня.
Численность обучающихся по программам высшего профессионального образования сократится с 6,3 млн. человек в 2012 году до 5,5 млн. человек в 2015 году, а по программам начального и среднего профессионального образования в меньшей степени: с 2,9 млн. человек до 2,7 млн. человек.
Высвобождающиеся при сокращении численности обучающихся ресурсы системы профессионального образования предусматривается направлять на ее развитие, создание системы непрерывной профессиональной подготовки, повышение качества подготовки специалистов с разным уровнем профессионального образования.
Модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует перехода на эффективный контракт между преподавателями и учреждениями профессионального образования.
В 2013 году будут продолжены:
реализация приоритетного национального проекта "Образование;
распространение на территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования;
оказание государственной поддержки талантливой молодежи;
установление поощрения лучших учителей;
развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний, в том числе развитие сети национальных университетов, создание бизнес-школы Санкт-Петербургского государственного университета;
развитие региональных систем профессионального образования (за счет средств Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы);
обучение на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее 3-х лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации;
создание системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Образование" будут достигнуты в том числе следующие результаты:
будет создано 16 стажировочных площадок в системе дошкольного образования с ежегодным обучением в них до 5 тыс. человек и 32 стажировочные площадки в системе общего образования с ежегодным обучением до 8 750 человек;
доля детей от 5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, составит 85%, доля детей, получающих дошкольное образование в иных формах, составит 9 процентов;
доля муниципальных образований, в которых созданы условия, обеспечивающие современное качество образования, составит 60%;
доля обучающихся в современных условиях от общей численности обучающихся по основным общеобразовательным программам составит 70%;
будет поддержана тысяча лучших учителей и 5,35 тыс. талантливой молодежи ежегодно;
доля детей-инвалидов, получающих общее образование на дому с использованием дистанционного образования, составит 100%;
будет осуществлено ежегодное вознаграждение за классное руководство до 800 тыс. учителей;
доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, обеспеченных сбалансированным горячим питанием, составит 75%;
доля разработанных на базе собственных образовательных стандартов образовательных программ различного уровня и направления, внедренных ведущими университетами, составит 10% в общем числе реализуемых ими основных общеобразовательных программ;
доля выпускников ведущих российских университетов очной формы обучения по приоритетным направлениям научно-технического развития страны составит 20%;
доля профессорско-преподавательского и административно-управленческого состава, повысивших свою квалификацию, составит 15%.
С учетом возрастающего спроса населения на услуги дошкольного образования будут продолжены внедрение различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста; оптимизация и развитие сети дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности и образовательных учреждений дополнительного образования детей; введение системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным доступом к нему негосударственных организаций.
Численность дошкольников к 2015 году возрастет и составит 6,5 млн. человек против 5,9 млн. человек в 2012 году.
Будет продолжена модернизация системы общего образования и реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
С целью повышения конкурентности и открытости общего образования предусматривается создание и развитие в общеобразовательных учреждениях общественно-государственных форм управления. Будет завершен переход к нормативно-подушевому механизму оплаты услуг в сфере общего образования.
Количество учащихся общеобразовательных учреждений возрастет с 13,8 млн. человек в 2012 году до 14,2 млн. человек в 2015 году.
В результате модернизации сфер дошкольного, общего и дополнительного образования детей будут достигнуты следующие показатели:
увеличится удельный вес численности детей от 3 до 6 лет, имеющих возможность получать услуги дошкольного образования;
все дети-инвалиды, которым показано обучение в форме дистанционного образования, будут иметь возможность получения общего образования в такой форме;
будет обеспечено подключение 90% школ к высокоскоростному интернету;
не менее чем 63% детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены услугами дополнительного образования;
удельный вес численности талантливой молодежи, получающей государственную поддержку, по отношению к 2011 году увеличится с 5% до 8% от общей численности молодежи 12 - 25 лет.
В соответствии с параметрами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N597 при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов учтены индексация на 5,5% с 1 октября 2013 года фонда оплаты труда работников федеральных учреждений, а также дополнительные бюджетные ассигнования на повышение оплаты труда работников федеральных образовательных учреждений.
Законопроект подготовлен с учетом ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2012 году.
Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2013 год запланирован в сумме 12,9 трлн. рублей. Общий объем расходов федерального бюджета - в сумме 13,4 трлн. рублей, то есть бюджет предлагается утвердить с дефицитом около 500 млрд рублей. .
Запланирован рост общего объема доходов федерального бюджета в 2014 году до 14 трлн. рублей и в 2015 году до 15,6 трлн. рублей. При этом запланировано снижение дефицита федерального бюджета, который в 2014 году должен составить около 150 млрд рублей, а в 2015 - 10 млрд рублей.
Комитет отмечает следующие концептуальные особенности проекта федерального бюджета на 2013 - 2015 г.г.:
- переход к жесткой бюджетной политике;
- вступление с 2013 года в силу новых бюджетных правил, имеющих целью снижение зависимости бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры;
- сокращение размера общего и ненефтегазового дефицита федерального бюджета;
обеспечение постоянного доступа на долговые рынки на приемлемых условиях;
- восстановление практики формирования и накопления в заданных объемах суверенных фондов;
- получению дополнительных доходов от управления средствами суверенных фондов.
К позитивным особенностям формирования проекта, по мнению Комитета можно отнести:
1. Снижение зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры и осуществление контроля за расходами бюджета.
2. Преемственность бюджетной политики, реализуемой в 2013 - 2015 годах, в части решения с помощью нее задач по обеспечению макроэкономической стабильности и обороноспособности государства.
3. Переход на "эффективный контракт" и формирование дорожной карты при определении субсидий в бюджетном секторе, создание условий для повышения качества оказания государственных услуг.
4. Обеспечение последовательного повышения заработной платы работников, оказывающих государственные услуги и выполняющих работы в сфере образования, до уровней, которые были установлены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", а также с учетом "социального пакета" работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы по всем направлениям деятельности учреждения. В проекте федерального бюджета расходы на оплату труда работников федеральных государственных учреждений увеличены на 23% в 2013 г. в сравнении с аналогичными параметрами проекта 2012-2014 гг.; на 27% в 2014 г.
5. Меры по наращиванию неналоговой составляющей доходов федерального бюджета, а именно, продление до 1 января 2016 года действия нормы о перечислении 75% прибыли Банка России, остающейся после уплаты налогов и сборов, в федеральный бюджет.
6. Дальнейшую реализацию принципа аналитического подхода при формировании федерального бюджета. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2013-2015 годы в составе документов и материалов представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам, подпрограммам и основным мероприятиям государственных программ.
7. Повышение в проекте объемов бюджетных ассигнований на науку гражданского назначения на 30% или на 75,8 млрд. руб. в 2013 г., и на 43% или 86,4 млрд. в 2014 г. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах но реализации государственной политики в области образования и науки" будет увеличена государственная поддержка сектора исследований и разработок, осуществляемая через государственные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности (в 2013 году на 2,5 млрд. рублей, в 2014 году - 4,0 млрд. рублей, в 2015 году - 6,0 млрд. рублей) с целью доведения её к 2018 году до 25,0 млрд. рублей или роста против объема текущего года в 1,85 раза.
Дополнительно к особенностям формирования проекта следует отнести:
1. Осложнение реализуемости ряда среднесрочных приоритетов при заданных параметрах снижения дефицита федерального бюджета с 1,5% до 0,1% ВВП, поскольку в проекте заложены два разнонаправленных процесса: снижение бюджетного дефицита с масштабным наращиванием государственных заимствований и соответственно ростом расходов на обслуживание государственного долга, как в абсолютном, так и в относительном выражении. Это создает дополнительный риск для федерального бюджета - риск вытеснения непроцентных расходов процентными.
2. Вводимое бюджетное правило служит ограничителем для увеличения расходов федерального бюджета в последующие периоды, в т.ч. для увеличения модернизационных расходов, несмотря на поставленные задачи по модернизации экономики и развитию инноваций. Принимаемое правило сдерживает возможности увеличения бюджетных расходов под уточненный прогноз.
3. Наращивание накоплений в суверенных фондах для обеспечения финансовой устойчивости бюджета на общую сумму в 2 трлн. 633 млрд. за 2013-2015 г.г. с доходностью размещения средств этих фондов около 1,8% (в текущем измерении) при одновременном масштабном наращивании государственных заимствований под значительно более высокие ставки в условиях ухудшения рыночной конъюнктуры может привести к снижению инвестиционной привлекательности.
4. Сокращение бюджетных расходов на образование на 6,8% к уровню 2011 г. Несмотря на продолжение финансирования приоритетного национального проекта "Образование", объемы расходования средств на его реализацию в проекте за 2013-2014 г.г. сокращаются в абсолютном выражении в сравнении с объемами, утвержденными в федеральном бюджете на 2012-2014 гг. на 6,9 млрд. руб.
5. Осуществление поэтапного повышения оплаты труда в соответствии со сроками реализации мероприятий по реорганизации неэффективно работающих организаций и переходу на заключение "эффективных контрактов" с работниками (приложение N1 к пояснительной записке). Предстоит установить взаимосвязь между повышением оплаты труда и достижением конкретных показателей качества услуг, предоставляемых в сфере образования.
Анализ Законопроекта и внесенных вместе с ним в Государственную Думу сопутствующих материалов показал, что ассигнования федерального бюджета по разделу "Образование" характеризуются следующими данными:
Показатель |
ПР |
2012 год, млн. рублей |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
|
|
|
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
Образование |
|
617 837,7 |
627 078,6 |
101,5 |
569 269,7 |
90,8 |
591 901,5 |
104,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дошкольное образование |
01 |
6 793,5 |
8 061,8 |
118,7 |
6 654,5 |
82,5 |
6 179,0 |
92,9 |
Общее образование |
02 |
91 854,0 |
67 977,5 |
74,0 |
20 147,8 |
29,6 |
19 847,3 |
98,5 |
Начальное профессиональное образование |
03 |
5 065,9 |
4 339,4 |
85,7 |
4 469,2 |
103,0 |
4 477,1 |
100,2 |
Среднее профессиональное образование |
04 |
5 639,4 |
3 604,2 |
63,9 |
3 626,6 |
100,6 |
3 792,9 |
104,6 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
05 |
7 238,5 |
6 781,9 |
93,7 |
6 602,1 |
97,3 |
7 203,9 |
109,1 |
Высшее и послевузовское профессиональное образование |
06 |
452 087,4 |
496 951,4 |
109,9 |
503 932,1 |
101,4 |
530 723,6 |
105,3 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
07 |
5 354,1 |
5 424,0 |
101,3 |
5 313,5 |
98,0 |
1 047,3 |
19,7 |
Прикладные научные исследования в области образования |
08 |
19 302,8 |
12 544,3 |
65,0 |
9 426,3 |
75,1 |
9 824,6 |
104,2 |
Другие вопросы в области образования |
09 |
24 502,1 |
21 394,1 |
87,3 |
9 097,6 |
42,5 |
8 805,8 |
96,8 |
В пояснительной записке к законопроекту дан подробный комментарий по всем подразделам.
Подразделы: дошкольное, общее, начальное профессиональное и среднее профессиональное образование.
При оценке расходов федерального бюджета на дошкольное, общее, начальное профессиональное и среднее профессиональное образование следует учитывать то обстоятельство, что в соответствии с федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и обеспечение предоставления этих уровней образования отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно за счет соответствующих бюджетов.
Расходы федерального бюджета (в млн руб.) на указанные уровни образования даны в таблице, приведенной ниже.
"Обеспечение выполнения функций государственными органами, казенными учреждениями" касается, прежде всего, казенных образовательных учреждений, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти "силового" блока.
"Бюджетные ассигнование на социальное обеспечение и иные выплаты населению" касаются материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования; стипендий обучающимся в кадетских школах и в федеральных казенных образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
"Бюджетные инвестиции, не включенные в федеральные целевые программы" - это инвестиции не только в объекты федеральной собственности, но и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объекты капитального строительства муниципальной собственности).
Большая величина межбюджетных трансфертов, запланированных по подразделу общее образование в 2013 году, связана с реализацией проекта "Модернизация региональных систем общего образования", в рамках которого предусматривается доведение заработной платы учителей до значения средней заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации. На него в выделяется 40 000,0 млн. рублей. Еще 11 450 млн рублей запланировано на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство. С 2014 года финансовое обеспечение данной выплаты будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации.
"Предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям" направлено в основном на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг указанными организациями.
"Иные бюджетные ассигнования" по данным подразделам предусмотрены на уплату налога на имущество, земельного налога и прочих налогов, сборов и иных платежей, а в случае общего образования - на предоставление субсидий образовательным учреждениям общего образования в странах СНГ (Туркмено-Российская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина) и общественным организациям (государственно-общественная организация "Юность России")
Ниже приведены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральных целевых программ в 2013 году по соответствующим подразделам.
Федеральная целевая программа |
Подраздел, по которому предусмотрены бюджетные ассигнования |
|
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
млн. рублей |
млн. рублей |
млн. рублей |
||
ФЦПРО (Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы в 2013 году в |
Дошкольное образование |
на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации |
1 000 |
|
|
Общее образование |
на софинансирование мероприятий региональных программ развития образования |
1084,1 |
1 056,7 |
1 023,5 |
|
ФЦП "Развитие российских космодромов на 2006 -2015 годы" |
Дошкольное образование |
|
210,7 |
|
|
ФЦП развития Калининградской области на период до 2015 года |
Дошкольное образование |
на софинансирование объектов капитального строительства |
957,8 |
638,8 |
80,0 |
Общее образование |
на софинансирование объектов капитального строительства |
290,0 |
707,6 |
1 015,7 |
|
ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" |
Дошкольное образование |
на софинансирование объектов капитального строительства |
23,6 |
|
261,3 |
Среднее профессиональное образование |
на софинансирование объектов капитального строительства |
22,5 |
141,2 |
|
|
ГП "Доступная среда на 2011-2015 годы" |
Общее образование |
на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ по проведению мероприятий, направленных на формирование в субъектах РФ сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих |
550,0 |
3 465,0 |
3 960,0 |
ФЦП "Культура России (2012 - 2018 годы)" |
Общее образование |
на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по укреплению материально-технической базы и оснащение оборудованием детских школ искусств |
99,4 |
99,4 |
80,8 |
|
Среднее профессиональное образование |
приобретение музыкальных инструментов и инструментального оборудования для образовательных учреждений культуры |
8,4 |
8,8 |
7,8 |
ФЦП "Юг России (2008-2013 годы)" |
Общее образование |
софинансирование объектов капитального строительства Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Калмыкия, Республики Карачаево-Черкесии, Республики Северной Осетии-Алании |
110,2 |
298,0 |
263,6 |
ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года" |
Общее образование |
на софинансирование мероприятий по развитию сети образовательных учреждений в сельской местности |
791,3 |
|
|
ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" |
Общее образование |
на софинансирование мероприятий по развитию сети образовательных учреждений в сельской местности |
|
500,0 |
500,0 |
По сравнению с 2012 годом изменение объема бюджетных ассигнований по подразделу "Общее образование" наряду с причинами, вытекающими из общих подходов по формированию расходов федерального бюджета, обусловлено:
завершением проекта по софинансированию расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации систем общего образования до 40 000,0 млн. рублей в 2013 году;
завершением реализации ряда мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", в том числе, касающихся поддержки развития дистанционного образования детей-инвалидов с 2013 года в сумме 2 500,0 млн. рублей;
завершением реализации противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений с 2013 года в сумме 1 000,0 млн. рублей;
дополнительными бюджетными ассигнованиями на создание кадетской школы - интерната при Следственном комитете Российской Федерации в 2013 году в сумме 298,0 млн. рублей, в 2014 году-185,0 млн. рублей, в 2015 году- 185,0 млн. рублей.
Подраздел: Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации
Основные расходы по подразделу "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" предусмотрены на:
обеспечение функций казенными учреждениями, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти "силового" блока, в 2013 году в сумме 2 003,2 млн. рублей, в 2014 году - 2 047,2 млн. рублей, в 2015 году- 2 046,4 млн. рублей;
предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям выполнение государственного задания на оказание государственных услуг в 2013 году в сумме 2 546,7 млн. рублей, в 2014 году - 2 599,9 млн. рублей, в 2015 году - 2 604,6 млн. рублей;
обеспечение реализации государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих в 2013-2015 годах в сумме 405,2 млн. рублей ежегодно;
реализацию мероприятий по переподготовке и повышению квалификации кадров в 2013 году в сумме 469,6 млн. рублей, в 2014 году- 471,8 млн. рублей, в 2015 году- 473,8 млн. рублей.
Межбюджетные трансферты по данному подразделу предусмотрены в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по переподготовке и повышению квалификации кадров в 2013 году в сумме 148,2 млн. рублей, в 2014 -2015 годах - 156,8 млн. рублей ежегодно.
Иные бюджетные ассигнования по данному подразделу составляют в 2013 году 356,7 млн. рублей, в 2014-2015 годах - 206,7 млн. рублей ежегодно, из них на реализацию проекта Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров предусмотрены в 2013 году в сумме 350,0 млн. рублей, в 2014-2015 годах - 200,0 млн. рублей ежегодно.
Подраздел: Высшее и послевузовское профессиональное образование
Высшее и послевузовское профессиональное образование - эти уровни образования, которые входят в непосредственную зону ответственности федеральной власти, поэтому на данный подраздел следует обратить особое внимание.
Структура расходов на данный подраздел приведена в следующей таблице (в млн рублей):
|
|
2012 год |
2013 год |
изменения к предыдущему году, % |
2014 год |
изменения к предыдущему году, % |
2015 год |
изменения к предыдущему году, % |
Подраздел: "Высшее и послевузовское профессиональное образование" |
|
452 087,4 |
496 951,4 |
109,9 |
503 932,1 |
101,4 |
530 723,6 |
105,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обеспечение выполнения функций государственными органами, казенными учреждениями (без учета ФЦП) |
На казенные учреждения, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти "силового" блока |
75 907,0 |
74 922,7 |
98,7 |
74 905,3 |
100,0 |
74 913,8 |
100,0 |
Социальное обеспечение и иные выплаты населению (без учета ФЦП) |
В том числе на совершенствование стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования |
7 505,5 |
24 332,0 |
324,2 |
25 586,2 |
105,2 |
26 523,8 |
103,7 |
Федеральные целевые программы |
В основном на ФЦПРО и ФЦП "Развитие транспортной системы России" |
26 914,0 |
16 984,4 |
63,1 |
16 064,8 |
94,6 |
14 185,1 |
88,3 |
Бюджетные инвестиции, не включенные в ФЦП |
Наибольшие ассигнования на строительство и реконструкция объектов для размещения Высшей школы менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Минсельхоза России |
17 690,1 |
14 898,4 |
84,2 |
8 776,2 |
58,9 |
10 845,5 |
123,6 |
Предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (без учета ФЦП) |
В том числе: субсидии федеральным бюджетным учреждениям на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг и субсидии федеральным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (выплата стипендий студентам, капитальный ремонт и приобретение оборудования) |
303 931,5 |
344 734,4 |
113,4 |
357 367,1 |
103,7 |
385 131,3 |
107,8 |
Иные бюджетные ассигнования (без учета ФЦП) |
В том числе: субсидии для проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, а также субсидии образовательным учреждениям в странах СНГ и общественным организациям |
1 135,3 |
1 158,2 |
102,0 |
1 174,3 |
101,4 |
1 178,0 |
100,3 |
Наибольшие расходы по данному подразделу предусмотрены на предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг, а также на обеспечение выполнения функций казенными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти "силового" блока.
Значительные бюджетные ассигнования предусмотрены на реализацию мероприятий федеральных целевых программ. В первую очередь это касается таких федеральных целевых программ, как:
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы в 2013 году в сумме 6 008,0 млн. рублей, в 2014 году - 5 359,8 млн. рублей, в 2015 году - 5 630,3 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России" (2010-2015 годы) в 2013 году в сумме 5 321,7 млн. рублей, в 2014 году - 6 881,7 млн. рублей, в 2015 году - 5 824,1 млн. рублей.
Федеральная целевая программа "Культура России (2012-2016 годы)" в 2013 году в сумме 2 118,4 млн. рублей, в 2014 году - 2 855,7 млн. рублей, в 2015 году - 2 184,8 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Исследование и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы" в 2013 году в сумме 1 503,8 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" в 2013 году в сумме 1 743,9 млн. рублей, в 2014 году - 303,3 млн. рублей, в 2015 году - 72,0 млн. рублей;
Иные бюджетные ассигнования по данному подразделу предусмотрены, в том числе:
на субсидии для проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, в 2013-2015 годах в сумме 657,1 млн. рублей ежегодно;
на субсидии образовательным учреждениям в странах СНГ и общественным организациям в 2013 году в сумме392,7 млн. рублей, в 2014 году - 409,1 млн. рублей, в 2015 году - 412,8 млн. рублей.
По сравнению с 2012 годом изменение объема бюджетных ассигнований по подразделу "Высшее и послевузовское профессиональное образование" наряду с причинами, вытекающими из общих подходов по формированию расходов федерального бюджета, обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на:
повышение оплаты труда работников федеральных образовательных учреждений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2013 году в сумме 26 656,8 млн. рублей, в 2014 году- 38 257,5 млн. рублей, в 2015 году - 62 249,4 млн. рублей;
строительство бассейнов федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2013 году в сумме 1 000,0 млн. рублей;
обеспечение образовательной и научной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2013 году в сумме 500,0 млн. рублей, в 2014 году - 500,0 млн. рублей, в 2015 году - 1 000,0 млн. рублей, а также на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в 2013 году в сумме 490,3 млн. рублей, в 2014 году - 600,0 млн. рублей в 2015 году- 1 000,0 млн. рублей;
бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 2014 году в сумме 1 000,0 млн. рублей;
бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ФГАОУ "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" в 2014 году в сумме 2 993,4 млн. рублей;
поддержку ведущих ВУЗов в 2013 году в сумме 9 000,0 млн. рублей;
мероприятия по повышению академической мобильности студентов и обучение российских граждан в лучших мировых университетах в 2013-2015 годах в сумме 1 500,0 млн. рублей ежегодно.
Подраздел: Молодежная политика и оздоровление детей
На исполнение расходных обязательств Российской Федерации в сфере молодежной политики и оздоровления детей предусмотрены бюджетные ассигнования на организационно-воспитательную работу с молодежью, приоритетные направления которой определены утвержденной Правительством Российской Федерации Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, в сумме 389,7 млн. рублей ежегодно, а также на мероприятия по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в 2013-2015 годах в сумме 35,5 млн. рублей ежегодно.
В рамках данного подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на: поддержку молодежного проекта Всекавказского молодежного форума, в 2013-2015 годах в сумме 100,0 млн. рублей ежегодно; реализацию мероприятий Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности Калининградской области в 2015 году в сумме 338,1 млн. рублей.
Межбюджетные трансферты предусмотрены по данному подразделу в 2013-2014 годах в сумме 4 650,0 млн. рублей ежегодно в форме субсидия бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей. С 2015 года финансовое обеспечение данного мероприятия будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации.
Подраздел: Прикладные научные исследования в области образования
По данному подразделу предусмотрена реализация федеральных целевых программ (в 2013 году в сумме 2 991,9 млн. рублей, в 2014 году - 179,4 млн. рублей, в 2015 году -177,2 млн. рублей), прежде всего Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", заканчивающейся в 2013 году (в сумме 2 823,0 млн. рублей).
В составе субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление грантов Правительства Российской Федерации, выделяемых для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в 2013 году в сумме 4 524,8 млн. рублей, в 2014 году - 3 391,9 млн. рублей в 2015 году - 2 792,4 млн. рублей.
Иные бюджетные ассигнования предусматривают субсидии на государственную поддержку развития кооперации российских образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2013 году в сумме 4 850,0 млн. рублей, в 2014 году - 5 850,0 млн. рублей в 2015 году -6 850,0 млн. рублей.
Подраздел: Другие вопросы в области образования
Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств Российской Федерации в сфере других вопросов в области предусмотрены на обеспечение выполнения функций государственными органами на руководство и управление в сфере установленных функций в 2013 году в сумме 1 505,5 млн. рублей, в 2014 году - 1 638,5 млн. рублей, в 2015 году - 1 618,1 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение и иные выплаты населению (публично-нормативные обязательства) по данному подразделу предусмотрены в 2013-2015 годах в сумме 218,0 млн. рублей ежегодно, в том числе: государственная поддержка талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2013-2015 годах в сумме 198,0 млн. рублей ежегодно; премии Правительства Российской Федерации в области образования в 2013-2015 годах в сумме 20,0 млн. рублей ежегодно.
В рамках данного подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральных целевых программ в 2013 году в сумме 14 408,2 млн. рублей, в 2014 году - 3 520,1 млн. рублей, в 2015 году - 3 419,2 млн. рублей, в том числе на: Федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы в 2013 году в сумме 10 438,3 млн. рублей; Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 годы в 2013 году в сумме 3 434,2 млн. рублей, в 2014 году - 3 004,6 млн. рублей, в 2015 году - 2 925,4 млн. рублей.
Межбюджетные трансферты по данному подразделу предусмотрены в 2013 году в сумме 2 572,0 млн. рублей, в 2014 году - 1 094,8 млн. рублей, в 2015 году - 1 097,8 млн. рублей, в том числе: субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования в 2013 году в сумме 1 072,0 млн. рублей, в 2014 году - 1 094,8 млн. рублей, в 2015 годах - 1 097,8 млн. рублей; субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных школ ипотечного кредита в 2013 году в сумме 1 500,0 млн. рублей (с 2014 года завершение реализации указанного проекта).
Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям по данному подразделу предусмотрены в 2013 году в сумме 2 201,4 млн. рублей, в 2014 году - 2 104,4млн. рублей, в 2015 году - 2 119,7 млн. рублей, в том числе: субсидия на обеспечение деятельности фонда "Русский мир" в 2013-2015 годах в сумме 500,0 млн. рублей ежегодно; и субсидии Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" в 2013-2015 годах в сумме 59,0 млн. рублей ежегодно.
Иные бюджетные ассигнования по данному подразделу предусмотрены в 2013 году в сумме 280,7 млн. рублей, в 2014 году в сумме 280,8млн. рублей, в 2015 году - 250,9 млн. рублей, том числе: субсидии на государственную поддержку развития кооперации российских образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2013-2015 годах в сумме 150,0 млн. рублей ежегодно; субсидии на предоставление грантов Правительства Российской Федерации, выделяемых для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования в 2013-2014 годах в сумме 90,0 млн. рублей, в 2015 году - 60,0 млн. рублей.
На реализацию приоритетного национального проекта "Образование" предусмотрено в 2013 году 12 526,0 млн. рублей, в 2014-2015 годах - 295,0 млн. рублей ежегодно, в том числе: государственная поддержка талантливой молодежи в 2013-2015 годах в сумме 200,0 млн. рублей ежегодно, в том числе публично-нормативные обязательства в сумме 198,0 млн. рублей; организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" в 2013-2015 годах в сумме 95,0 млн. рублей ежегодно; субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в 2013 году в сумме 1 928,4млн. рублей; развитие национальных исследовательских университетов в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно - педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 год в 2013 году в сумме 10 302,6 млн. рублей.
По сравнению с 2012 годом изменение объема бюджетных ассигнований по подразделу "Другие вопросы в области образования" наряду с причинами, вытекающими из общих подходов по формированию расходов федерального бюджета, обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на: государственную поддержку развития кооперации российских образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2013-2015 годах в сумме 150,0 млн. рублей ежегодно; предоставление грантов Правительства Российской Федерации, выделяемых для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования в 2013-2015 годах в сумме 90,0 млн. рублей.
В 2013 году завершается реализация Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы. Особенности планирования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий, затрудняют оценку реальных расходов на прикладные научные исследования в области образования, проводимые высшими учебными заведениями, поскольку бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (работ), осуществляющим несколько видов деятельности, предусматриваются по одному подразделу, исходя из наибольшего объема бюджетных ассигнований в общем объеме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетному (автономному) учреждению, а именно по подразделу высшее и послевузовское профессиональное образование. В то же время это очень важное для вузов направление финансирования, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" во всех высших образовательных учреждениях в обязательном порядке должны вестись научные работы.
Прогноз расходов консолидированного бюджета по разделу "Образование" представлен в таблице (млрд руб).
N |
Наименование расходного обязательства |
2012 год |
2013 |
2014 |
2015 |
|
|
оценка |
|||
1. |
ВСЕГО |
2 495.9 |
2 876.2 |
3 088.2 |
3 441.2 |
2. |
% к общему объему расходов консолидированного бюджета РФ |
12.8 |
13.5 |
13.5 |
13.5 |
3. |
% ВВП |
4.1 |
4.3 |
4.2 |
4.2 |
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах в числе имеющихся проблем отмечается недостаточность средств, направляемых из бюджета на реализацию проектов в сфере образования, отвечающих потребностям экономического развития страны. Расходы на образование, как указывается в Бюджетном послании, должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться. Приведенные в таблице данные показывают рост удельного веса расходов на образование в общей сумме расходов бюджетной системы.
Комитет полагает, что в целом Законопроект соответствует основным приоритетам государственной политики в сфере образования и мерам по ее реализации, сформулированным в соответствующих нормативных правовых актах. В статье 24 Законопроекта перечислены необходимые основания для внесения в 2013 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета, связанные с особенностями исполнения федерального бюджета и (или) перераспределения бюджетных ассигнований, в том числе:
перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству образования и науки Российской Федерации по подразделу "Высшее и послевузовское профессиональное образование" раздела "Образование" классификации расходов бюджетов на совершенствование стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования, включая стипендиальное обеспечение нуждающихся студентов первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также на выплату стипендий Президента Российской Федерации и стипендий Правительства Российской Федерации студентам и аспирантам, обучающимся по направлениям подготовки и специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, и стипендий Правительства Российской Федерации обучающимся по образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, в соответствии с порядками, установленными Правительством Российской Федерации;
перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации в целях реализации подпунктов "а" и "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", между главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов классификации расходов бюджетов.
Комитет Государственной Думы по образованию обращает внимание на то, что при рассмотрении расходной части федерального бюджета при его утверждении в прошлом году были заложены прогнозные цифры на 2013 и 2014 годы. Бюджетные ассигнования по разделу "Образование", планировавшиеся в 2011 году на 2013 год, составляли объем 558,88 млрд. рублей, а в 2014 году - 499,50 млрд. рублей. В приложении 13 и 14 к проекту федерального бюджета указаны объемы расходов по разделу 7 "Образование" в размере 606 063 674,7 тыс. рублей на 2013 год и, соответственно, 548 286 504,2 тысяч рублей на 2014 год. Отклонения в прогнозных цифрах нельзя объяснить инфляцией. Обсуждаемый законопроект предлагает утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2013 год, исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 66 515,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года). Заметим, что если в бюджете на 2014 год наличествуют условно утвержденные бюджетные ассигнования, то в бюджете на 2013 год таких сумм нет. Указанные численные несоответствия нуждаются в уточнении и разъяснении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по образованию предлагает принять в первом чтении законопроект N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.Н. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.