Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", внесенный Правительством Российской Федерации
(приложение к решению Комитета от 8 октября 2012 г. N 22.1)
(шестой созыв)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии (далее - Комитет) рассмотрел в части вопросов ведения проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации и отмечает следующее.
Для решения задачи, поставленной в Бюджетном послании, по укреплению макроэкономической стабильности и обеспечению бюджетной устойчивости с 2013 года законопроект учитывает бюджетные правила, позволяющие снизить зависимость бюджетной системы от нестабильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации.
1. Доходы федерального бюджета на 2013-2015 гг. от поступлений за пользование природными ресурсами
Для оценки величины доходов федерального бюджета от поступления налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами был проведен анализ динамики показателей, представленных в пояснительной записке к законопроекту.
Платежи при пользовании природными ресурсами на 2013 год прогнозируются в сумме 117 169, 8 млн. рублей (0,18% к ВВП), что на 29 414,8 млн. рублей или на 33,5% больше уточненной оценки за 2012 год.
Платежи при пользовании природными ресурсами включают в себя:
- платежи при пользовании недрами;
- плату за использование лесов;
- плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
- плату за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
- плату за негативное воздействие на окружающую среду;
- утилизационный сбор.
1.1. В 2013 году объем нефтегазовых доходов составит 5 925,5 млрд. рублей (46,1% от общих доходов федерального бюджета), что на 7,2% меньше суммы нефтегазовых доходов за 2012 год.
В 2014 и 2015 году объем нефтегазовых доходов составит 6279,3 млрд. рублей и 6933,9 млрд. рублей соответственно (44,6% и 44,4% от общих доходов федерального бюджета).
Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 2 358 273,0 млн. рублей, в том числе по нефти - 1 996 552,5 млн. рублей; по газу горючему природному - 332 506,5 млн. рублей; по газовому конденсату - 10 856,2 млн. рублей; по прочим полезным ископаемым -15 946,2 млн. рублей; по нефти, добываемой на континентальном шельфе Российской Федерации - 2 411,6 млн. рублей. По сравнению с уточненной оценкой за 2012 год прогнозируется уменьшение поступления налога на 60 202,7 млн. рублей или на 2,5 процента.
В расчетах поступления налога на добычу полезных ископаемых за 2013 год учтены налогооблагаемые объемы добычи: нефти в размере 449,745 млн. тонн при общем объеме добычи - 489,1 млн. тонн и газа горючего природного в размере 609,77 млрд. куб. м при общем объеме добычи - 631,8 млрд. куб. м.
Согласно пояснительной записке к законопроекту факторами, приводящими к уменьшению поступления налога являются: снижение мировой цены на нефть марки "Юралс" и сокращение прогнозируемых объемов добычи полезных ископаемых.
Вместе с тем, согласно экспертным оценкам, рентабельность при добыче топливно энергетических ресурсов составляет более 30%, при добыче иных полезных ископаемых более 50%. В тоже время в сельском хозяйстве всего лишь 10%.
Анализ чистой прибыли нефтяных и газовых компаний по итогам 2011 года, показывает, что ОАО "Газпром" получил прибыль в размере 29 млрд. долларов США, рост прибыли составил 140%, ОАО"Роснефть" 12,4 млрд. долларов США, рост прибыли составил 19,7%, ОАО"Лукойл" 10,36 млрд. долларов США, рост прибыли составил 15%. При этом - это уже чистая прибыль, очищенная от налогов.
Таким образом, несмотря на объективные факторы (снижение мировых цен на нефть и сокращение объемов добычи нефти), имеется потенциал для увеличения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Необходимо проанализировать адекватность общей налоговой нагрузки на предприятия минерально-сырьевого комплекса, убрав дисбаланс рентабельности и увеличив налоговую нагрузку на предприятия не только газовой отрасли, как это предполагается с 1 июля 2013 года, но и на иные предприятия горнорудной отрасли.
Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2014 год прогнозируется в сумме 2 568 639,9 млн. рублей, что на на 8,9% больше суммы, планируемой на 2013 год.
Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2015 год прогнозируется в сумме 2 753 983,5 млн. рублей, что на 7,2% больше суммы, планируемой на 2014 год.
Факторы, приводящие к увеличению поступления налога:
повышение мировой цены на нефть марки "Юралс";
повышение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю;
увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный;
увеличение прогнозируемых объемов добычи газа горючего природного - на 3 599,5 млн. рублей, прочих полезных ископаемых - на 763,7 млн. рублей, нефти на континентальном шельфе Российской Федерации - на 556,7 млн. рублей, газового конденсата - на 144,6 млн. рублей.
Поступление регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 14 422,4 млн. рублей.
По сравнению с уточненной оценкой за 2012 год прогнозируется снижение поступления регулярных платежей на 5 156,0 млн. рублей или на 26,3%, что обусловлено уменьшением объемов добычи нефти - на 3 518,8 млн. рублей, снижением мировой цены на нефть марки "Юралс" - на 2 286,7 млн. рублей, а также превышением объемов поставки природного газа по договорам потребителям, расположенным на территории Дальневосточного федерального округа, над объемами природного газа, причитающимися Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) по проекту "Сахалин-2" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1539-р), - на 65,9 млн. рублей.
Поступление регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в федеральный бюджет на 2014 год прогнозируется в сумме 15 699,6 млн. рублей, что на 8,9% больше суммы, планируемой на 2013 год.
Поступление регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в федеральный бюджет на 2015 год прогнозируется в сумме 37 596,9 млн. рублей, что в 2,4 раза больше суммы, планируемой на 2014 год.
Поступления в федеральный бюджет разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы) при пользовании недрами в 2013-2015 г.г. составят ежегодно 41 670 млн. руб.
1.2. В доходах федерального бюджета на 2013 год учтены поступления платы за использование лесов в размере 16 371,2 млн. рублей. Для сравнения, в 2012 году было запланировано таких поступлений в размере 15 717,3 млн. рублей.
Таким образом, прослеживается тенденция по увеличению доходности от использования лесов. Так, в 2013 году она увеличится по сравнению с 2012 годом на 4,2%.
Плата за использование лесов в системе доходов федерального бюджета от поступлений платежей при пользовании природными ресурсами занимает стабильно второе место после платежей при пользовании недрами, хотя и значительно отстает от этого источника доходов.
Федеральный закон от 14 марта 2009 года N 32-ФЗ внес в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации изменения, в соответствии с которыми заготовка древесины на основании договоров купли-продажи осуществляется лишь в исключительных случаях для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд. Тем самым Лесной кодекс Российской Федерации закрепил преимущество института аренды при заготовке древесины.
Этим и обусловлено соотношение доходов, прогнозируемых к получению от платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы (15 185,4 млн. рублей) к доходам в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (1 185,8 млн. рублей), как 13 к 1. Для сравнения, в 2012 году это соотношение составляло 11 к 1, в 2011 году - 7 к 1, в 2010 году - 5 к 1.
В соответствии со статьей 3 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2013 году с коэффициентом 1,30. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2013 году с коэффициентом 1,13.
Таким образом, ставки платы оставлены без изменений по отношению к 2012, 2011 и 2010 годам. Решение о сохранении размера ставок платы направлено на поддержку лесопромышленного комплекса.
В то же время очевидно, что в данной сфере имеется большой потенциал для существенного повышения объемов доходов как федерального бюджета, так и объемов доходов бюджетов других уровней. Комитет ранее неоднократно указывал в своих заключениях, что назрела необходимость пересмотра Правительством Российской Федерации в сторону увеличения ставок платы по отдельным видам использования лесов (в частности, за использование лесов в рекреационных целях) с учетом рыночной стоимости соответствующих прав. Так, ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности в самых "востребованных" районах Московской области (Одинцовский, Красногорский, Инстринский и др.) составляет 26325 рублей за гектар в год, тогда как рыночная стоимость соответствующих прав может доходить до нескольких десятков тысяч долларов США.
Кроме того, доходность от использования лесов можно повысить устранив системные проблемы имеющиеся в лесном комплексе и сдерживающие экономический рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесов.
1.3. Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 2 631,7 млн. рублей (0,004% к ВВП).
Прогноз поступления водного налога рассчитан на основе объемов водопользования, фактически сложившихся за 2012 год, уменьшенных на объемы водопользования по договорам, заключаемым водопользователями взамен лицензий, прекращающих свое действие в 2013 году, и ставок налога по видам водопользования, установленных в главе 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
По сравнению с уточненной оценкой за 2012 год прогнозируется снижение поступления водного налога на 131,1 млн. рублей или на 4,7%, что обусловлено переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами.
Поступления водного налога в федеральный бюджет на 2014-2015 годы прогнозируются в сумме 2 619,1 млн. рублей (0,004% к ВВП) и 2 606,2 млн. рублей (0,003% к ВВП) соответственно.
Снижение поступлений водного налога в 2014 году на 12,6 млн. рублей или на 0,5% к 2013 году и в 2015 году на 12,9 млн. рублей или на 0,5% к 2014 году обусловлено переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами.
Поступление платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 11 174,2 млн. рублей. Прогноз поступления указанной платы рассчитан на основе объемов водопользования, сложившихся по оценке за 2012 год, с учетом договоров водопользования, заключаемых на 2013 год взамен лицензий, прекращающих свое действие в 2013 году, и ставок платы за пользование водными объектами, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности".
По сравнению с уточненной оценкой за 2012 год прогнозируется рост поступления платы за пользование водными объектами на 832,7 млн. рублей или на 8,1%, что обусловлено переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание, что ставки платы за пользование водными объектами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 876, установлены на уровне действующих ставок водного налога, что было обусловлено необходимостью обеспечения в течение переходного периода равных экономических условий для хозяйствующих субъектов при пользовании водными объектами.
Действующие ставки водного налога были установлены на основе экономических показателей функционирования водохозяйственного комплекса, приведенных к уровню 2004 года, и, несмотря на происходившие изменения экономических условий развития национальной экономики, в том числе водохозяйственного комплекса, до настоящего времени не пересматривались.
В результате применения действующих ставок происходит динамичное снижение реальных поступлений от платного водопользования в федеральный бюджет.
При этом увеличение тарифов на воду и электроэнергию, отпускаемых потребителям, приводит к существенному снижению налоговой нагрузки на экономических агентов, осуществляющих деятельность по использованию водных объектов.
Данная ситуация не способствует заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования, при этом объемы государственных дотаций хозяйствующим субъектам, целесообразность которых не имеет экономического обоснования, увеличиваются.
Таким образом, для приведения уровня налоговой нагрузки пользователей водными объектами к уровню эффективной налоговой нагрузки 2004 года необходима индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами.
Принимая во внимание, что однократное увеличение размера ставок водного налога и платы за пользование водными объектами окажет негативное влияние на экономическое состояние хозяйствующих субъектов и экономики Российской Федерации в целом, представляется целесообразным проведение поэтапной индексации ставок.
1.4. Доходы от поступлений сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов в федеральный бюджет в 2013 году прогнозируются в сумме 2 000,0 млн. рублей ежегодно, в том в том числе: в федеральный бюджет 400,0 млн. рублей ежегодно, в бюджеты субъектов Российской Федерации 1 600,0 млн. рублей ежегодно.
Поступление платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 1 570,0 млн. рублей, на 2014 и 2015 годы 1 599,2 и 1 633,1 млн. рублей соответственно.
1.5. Прогнозируемое поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет на 2013 год составит 5 283,9 млн. рублей, что на 475,5 млн. рублей или на 9,9% больше уточненной оценки за 2012 год.
Расчет указанной платы произведен на основе объемов негативного воздействия на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ с отводимыми сточными водами, хранение и захоронение отходов) предшествующего года с учетом роста промышленного производства в 2013 году и нормативов, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" и от 01.07.2005 N 410 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344" и проиндексированных в 2,2 и 1,79 раза соответственно.
Однако остается очевидным, что имеются значительные резервы увеличения доходной части федерального бюджета за счет платежей данного вида. Существующий механизм взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не стимулирует субъектов хозяйственной и иной деятельности к внедрению таких технологий, которые способствовали минимизации экологического вреда.
Накопленный в результате хозяйственной деятельности прошлых лет экологический ущерб становится значимым фактором, замедляющим социально-экономическое развитие регионов России, а его ликвидация требует значительных затрат федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Так, по экспертным оценкам издержки, связанные с накопленным экологическим ущербом в Кемеровской области составляют около 11% РВП и в настоящее время стоит вопрос о необходимости реабилитации более 100 тыс.га нарушенных земель. По оценкам специалистов затраты на ликвидацию данного ущерба могут составить несколько десятков (от 27 до 44) млрд. руб.
Темпы утилизации промышленных и бытовых отходов в разы отстают от темпов образования, что обуславливает усугубление ситуации в отношении накопленного экологического ущерба. В шламохранилищах, на полигонах и свалках накоплено более 82 млрд. т отходов, средний показатель использования и обезвреживания отходов в промышленности составляет 43,3%, твердые бытовые отходы практически в полном объеме подвергаются прямому захоронению. Согласно экспертным оценкам объем рынка рециклинга отходов в России может составить не менее 500 - 550 млрд. руб. По данным Национального агентства по охране окружающей среды Франции в последние годы система управления отходами обеспечивает 2% ВВП.
В связи с этим Комитет отмечает необходимость принятия ряда законопроектов в области охраны окружающей среды, направленных на усиление роли платы как стимулирующего инструмента в области охраны окружающей среды.
Проектом федерального закона N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий" предлагается взимать плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ сверх нормативов допустимого воздействия с 1 января 2018 г. с применением повышающих коэффициентов: для временно разрешенных выбросов и сбросов - двадцатипятикратный повышающий коэффициент (k=25 вместо действующего в настоящее время коэффициента 5), для сверхразрешенного воздействия - семидесятипятикратный повышающий коэффициент (k=75 вместо действующего в настоящее время коэффициента 25), а с 2021 г. - стократный повышающий коэффициент (k=100).
Назначение повышающего коэффициента 100 связано с обеспечением сопоставимости размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду сверх нормативов допустимых выбросов и сбросов с затратами, необходимыми для предотвращения такого воздействия (очистка загрязненных сточных вод, выбросов в атмосферный воздух и т.д.).
В настоящее время доля платы за допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов в затратах на производство, которые в статистическом учете отражаются в показателе промежуточное потребление*, в целом по экономике России составляет 0,022%.
Отметим, что в странах ОЭСР экологические налоги и платежи в совокупности генерируют доходы бюджета, эквивалентные 2 - 2,5% валового внутреннего продукта. Например, в Германии "экологическая нагрузка" составляет 2,5% валового внутреннего продукта, что не подрывает ни стимулов к инновациям, ни международной конкурентоспособности продукции. Германия является одним из ведущих экспортеров технологически сложной и инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Одновременно Комитет отмечает, что согласно законопроекту N584587-5 предлагается применение ряда льгот при исчислении и взимании платы за негативное воздействие: корректировка платы с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий посредством вычитания из размера платы фактических расходов плательщика на осуществление природоохранных мероприятий, при не превышении технологических нормативов плата не вносится.
Состав природоохранных мероприятий, учитываемых при корректировке, предполагается ограниченным и преимущественно связанным с затратами капитального характера и на приобретение основных фондов природоохранного назначения. Можно предположить, что активность в осуществлении природоохранной деятельности в первую очередь будет проявляться субъектами хозяйственной деятельности, для которых сумма платы является достаточно существенной величиной и по экспертной оценке принимается в размере 100 тыс. руб. и более в годовом исчислении. Возможный размер снижения поступления в бюджетную систему платы за негативное воздействие может составить в период 2018 - 2020 гг. - 33,28 млрд. руб., с 2021 г. - 68,66 млрд. руб.
Также Комитет обращает внимание на коллизию в вопросе зачисления платы за государственную экологическую экспертизу. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 5 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" плата, взимаемая за предоставление государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы, в размере 100 процентов зачисляется в федеральный бюджет. Однако согласно пунктам 2, 3, 4 статьи 26 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции от 28.07.2012) средства, перечисляемые заказчиком документации, должны зачисляться на специальный счет Росприроднадзора, с последующим расходованием данных средств на проведение государственной экологической экспертизы, а не в доход федерального бюджета. В условиях существования выше обозначенной правовой коллизии возникает множество финансовых проблем при проведении государственной экологической экспертизы, в том числе связанных с оплатой труда внештатных экспертов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзацы 2, 3, 4 статьи 26 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"
1.6. С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 128-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об отходах производства и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым в Российской Федерации вводится утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств.
Поступление утилизационного сбора на 2013 год прогнозируется в сумме 40 340,0 млн. рублей. Прогноз поступления указанного сбора рассчитан исходя из количества колесных транспортных средств, подлежащих обложению утилизационным сбором в соответствии с классификацией, предусмотренной приложением N 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств"), и расчетных ставок сбора, определяемых как произведение базовой ставки сбора и коэффициента, установленного для каждой категории транспортных средств (постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств").
Количество транспортных средств определено с учетом возможного перераспределения товаропотоков и совершения таможенных операций в Республике Беларусь и Республике Казахстан в отношении транспортных средств с их последующим ввозом в Российскую Федерацию без уплаты утилизационных сборов. Количество транспортных средств на 2014-2015 годы определено с учетом ежегодного 10-процентного роста ввоза колесных транспортных средств.
Доходы федерального бюджета от поступлений платежей при пользовании природными ресурсами на 2014-2015 годы прогнозируются в сумме 122 752,2 млн. рублей (0,17% к ВВП) и 127 982,4 млн. рублей (0,15% к ВВП) соответственно.
2. Расходы федерального бюджета на обеспечение деятельности природоресурсного комплекса в 2013-2015 гг.
Для оценки величины расходов федерального бюджета на обеспечение деятельности природоресурсного комплекса в 2013-2015 годах был проведен анализ динамики показателей, представленных в пояснительной записке к законопроекту.
2.1. В составе расходов федерального бюджета финансирование по разделу "Национальная экономика" подразделу "Воспроизводство минерально-сырьевой базы" значительно увеличено по сравнению с 2012 годом (29341,6 млн. рублей) и составит в 2013 году 34658,7 млн. рублей (0,26% от общего объема расходов федерального бюджета), в 2013 году - 41473,4 млн. рублей (0,29% от общего объема расходов федерального бюджета), в 2015 году - 41616,1 млн. рублей (0,27% от общего объема расходов федерального бюджета), в том числе на осуществление геологического изучения недр в 2013 году в сумме 31609,9 млн. рублей, 2014 году - 37955,7 млн. рублей, 2015 году - 37308,7 млн. рублей.
Между тем в соответствии с Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья ресурсное обеспечение Программы за счет средств федерального бюджета запланировано на период 2011 - 2020 годов на геологическое изучение недр в общем объеме 413,1 млрд. рублей, в том числе на 2011 год - 32,4 млрд. рублей с учетом увеличения на 10,0 млрд. рублей доведенных Минприроды России предельных объемов бюджетных ассигнований на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов и далее до 2020 года - равными долями по 42,3 млрд. рублей ежегодно.
Таким образом, учитывая недофинансирование предусмотренных Программой мероприятий в 2011 и 2012 годах (20 млрд. рублей фактических против 32,2 млрд. рублей запланированных и 27,1 млрд. рублей фактических против 42,3 млрд. рублей запланированных соответственно), а также недостаточное финансирование запланированных плановых показателей Программы в 2013, 2014 и 2015 года есть риск недостижения к 2020 году запланированных показателей воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Так в связи с сокращением бюджетного финансирования в 2011 году более чем вдвое уменьшились объемы параметрического бурения (с 17,1 тыс. м. в 2008 году до 4,6 тыс. м. в 2011 году) и примерно на треть объемы сейсморазведки.
Снижение уровня бюджетного финансирования в 2011 году обусловило ухудшение отдельных показателей отрасли: прирост ценности недр, полученный за счет локализации и оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, уменьшился в 1,7 раза, результативность работ уменьшилась в 2 раза.
Считаем целесообразным увеличение расходной статьи "Воспроизводство минерально-сырьевой базы" до показателей, предусмотренных программой.
Дополнительные доходы на обеспечение мероприятий предусмотренных Программой могут быть получены при внесении изменений в пункт 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части установления норматива 100% по зачислению сумм от возмещение вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах в федеральный бюджет.
Учитывая, что вред причиненный недрам в настоящее время не возмещается, а введение в действие соответствующих норм запланировано с 1 января 2013 года (статья 51 Закона Российской Федерации "О недрах"), выпадающие доходы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отсутствуют.
В качестве примера потенциального возмещения вреда причиненного недрам Комитет приводит расчет по первому руднику ОАО "Уралкалий" Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в городе Березники Пермского края (авария 2008 года).
В результате аварии запасы были утрачены запасы категорий А+В+С1 рудника БКПРУ-1 в размере 228,164 млн. т. (156,213 млн. т. - запасы сильвинита, 71,951 млн. т. - запасы карналлита).
Федеральное агентство по недропользованию в 2009 году осуществило расчет стоимости запасов, оставшихся в недрах в результате аварии на руднике БКПРУ-1, а также расчет ущерба, в результате аварии в двух вариантах (приложение 27 к Акту расследования).
Указанный расчет был осуществлен в порядке, определенном распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. N 1214-р (документ регулирует порядок определения размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами и был использован по причине отсутствия иных методик расчета ущерба, причиненного государству в результате пользования недрами).
Стоимость запасов оставленных в недрах составила 84,602 млрд. рублей по первому варианту и 25,381 млрд. рублей - по второму.
Таким образом при внесении соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации суммы возмещения вреда причиненного недрам в полной мере покроют недофинансирование расходной статьи "Воспроизводство минерально-сырьевой базы".
Кроме того, учитывая, что площадь земель, нарушенных в процессе недропользования, в нашей стране составляет свыше 1,5 млн. га. "сверхлимитные" суммы возмещения вреда могут быть направлены на рекультивацию нарушенных земель в рамках Федеральной целевой программы Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года.
2.2. Анализ бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделу "Национальная экономика" показывает, что расходы на лесное хозяйство в 2013 году запланированы в сумме 29 259,0 млн. рублей, что на 5,4% меньше, чем в 2012 году (30 919,1 млн. рублей).
Бюджетные ассигнования на лесное хозяйство на плановый период 2014 - 2015 годов запланированы на 6% больше по сравнению с 2013 годом и составят 31 040, 4 млн. руб.
Анализ бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Российской Федерации на лесное хозяйство характеризуются следующими данными.
Следует отметить уменьшение в 2013 году на 89,6 млн. руб. по сравнению с 2012 годом (770,5 млн. рублей) бюджетных ассигнований на выполнение функций государственными органами, в том числе на финансовое обеспечение руководства и управления в сфере установленных функций Федерального агентства лесного хозяйства и специального объекта.
Межбюджетные трансферты на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений предусмотрены в 2013 году в сумме 21 502,3 млн. рублей, что на 2 293 млн. рублей больше, чем в 2012 году, в 2014 - 2015 годах - 22 359,5 млн. рублей. Увеличение объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, на 2013-2015 годы, обусловлено тем, что с июля 2012 года указанные полномочия переданы и органам государственной власти Московской области.
Также можно отметить уменьшение финансирования на федеральные целевые программы. Так, финансирование по ним в 2013 году составит 65,6 млн. рублей, что в 2 раза меньше выделенных бюджетных ассигнований в 2012 году (137,2 млн. рублей). Однако и количество таких программ сократилось вдвое, в связи с окончанием срока их реализации.
Финансирование действующих федеральных целевых программам в 2013 году предусмотрено в сумме 38,3 млн. рублей и 27,3 млн. рублей на программы, направленные на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации, а также преодоление последствий радиационных аварий, реализуемых до 2015, соответственно.
Также в рамках реализации Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года в 2013 году планируется выделить дополнительные средства из федерального бюджета в целях финансирования научных учреждений в области лесного хозяйства для оснащения их лабораторным оборудованием и осуществления научно-исследовательских работ.
Однако считаем, что данных мер не достаточно. Необходимо приложить максимум усилий для устранения системных проблем, имеющихся сегодня в лесном комплексе, тем самым создав условия, обеспечивающие превращение государства в эффективного собственника лесов, устойчивое лесопользование и ведение лесного хозяйства, а также повышение доходности от использования лесов.
В этой связи полагаем, что необходимо разработать и принять государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы" с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотрев в ней мероприятия по повышению эффективности профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, минимизацию социально-экологического ущерба, наносимого лесными пожарами, повышению эффективности мероприятий по локализации очагов массового размножения вредных организмов, которая достигается за счет оперативности и точности прогнозов, а также внедрения новых технологий обработки и современных инсектицидов, разработанных с учетом последних достижений в области биологии, генетики, биохимии и лесного машиностроения, повышению продуктивности и качества лесов на основе их воспроизводства и лесоразведения, обеспечению интенсивного использования лесов при сохранении их экологический функций и биологического разнообразия, развитию лесной инфраструктуры, проведению лесоустроительных работ, улучшению социально-экономических условий для работников, занятых в лесном хозяйстве, повышению качества научных исследований, совершенствованию переподготовки и повышению квалификации кадров отрасли, по укреплению кадрового состава и материально-технической базы и обеспечению безопасности труда государственных лесных инспекторов.
Кроме того, по-прежнему важной остается необходимость финансирования дальнейшего расширения сети лесных селекционно-семеноводческих центров и проведения мероприятий по повышению эффективности и качеству работ по лесовосстановлению.
Необходимо более существенное финансирование для продолжения работы по созданию национальной системы инвентаризации лесов и постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет.
Нельзя обойти стороной проблему сохранения и увеличения площади защитных лесов. В этой связи, также необходима Федеральная целевая программа по развитию защитного лесоразведения. В будущем защитные леса могут значительно снизить экономический и социальный ущерб от наводнений, снежных заносов, засухи. В советское время на защитное лесоразведение выделялись немалые средства, создавались агролесхозы и лесомелиоративные станции. В тот же период в стране посадили более 140 тыс. га протяженностью в 5 тыс. км государственных защитных полос, которые стали каркасом системы нынешнего леса. И до сих пор защитные леса сохраняют источники целебной минеральной воды на Северном Кавказе.
Сейчас в стране вместо 5 остается 2,7 млн. га защитных лесов. По оценкам ученых, для полного удовлетворения внутренних потребностей России нужно в два раза больше защитных насаждений - около 6 млн. га специальных лесов.
Кроме того, считаем необходимым при формировании федерального бюджета на 2013 год предусмотреть расходы на реализацию проектов федеральных законов, которые готовятся к внесению в Государственную Думу.
В частности, средства из федерального бюджета потребуются для реализации положений проекта федерального закона, предусматривающего создание Единой государственной автоматизированной информационной системы оборота круглых лесоматериалов.
По официальным статистическим данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2011 году государственными лесными инспекторами выявлено 21,3 тыс. случаев незаконной рубки лесных насаждений с объемом 1,2 млн. куб. м. древесины и причиненным ущербом (по расчетам лиц, выявивших соответствующие нарушения) - 11,3 млрд руб.
В настоящее время в России отсутствует государственная система учета заготовленной древесины, позволяющая прослеживать движение древесины в цепочке от лесосеки через пункты переработки до потребителя с целью подтверждения ее законности.
Указанный законопроект направлен на установление четких мер и механизмов по противодействию нелегальным рубкам, обеспечение прозрачности и легальности оборота древесины и продукции из нее. Законопроект предусматривает создание Единой государственной автоматизированной информационной системы оборота круглых лесоматериалов, при этом все лица, осуществляющие сделки с круглыми лесоматериалами, обязаны будут декларировать такие сделки, начиная с заготовки, заканчивая куплей-продажей и перевозкой (включая вывоз за пределы территории Российской Федерации). Поэтому считаем, что решение проблемы с теневым оборотом древесины поможет избежать потери денежных средств из казны в дальнейшем.
Далее, важным считаем предусмотреть финансирование реализации проекта федерального закона, направленного на переход к оказанию государственных услуг в сфере лесного хозяйства в электронном виде. Учитывая, что в настоящее время в федеральных органах исполнительной власти происходит переход на предоставление государственных услуг электронном виде, в сфере лесного хозяйства практически все государственные услуги предоставляются в бумажном виде. Также в бумажном виде осуществляется взаимодействие между органами государственной власти различных уровней, что создает значительные сложности для лесопользователей, затрудняет сбор, анализ и обработку информации, несет в себе коррупционные риски.
Предлагается автоматизировать подачу отчетов об использовании лесов и лесных деклараций, заключение договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений, проведение лесных аукционов, подачу проектов освоения лесов и проведение государственной экспертизы проектов освоение лесов, предоставление информации из государственного лесного реестра (в том числе путем создания Публичной карты лесов России).
Также предусматривается переход на взаимодействие в электронном виде между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Реализация таких положений также положительно скажется на экономии денежных средств в федеральном бюджете в будущем.
2.3. В составе расходов федерального бюджета по подразделу "Водное хозяйство" предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами, казенными учреждениями в 2013 году в сумме1 235,1 млн. рублей, в 2014 году - 1 151,7млн. рублей и в 2015 году - 1 151,3 млн. рублей, в том числе:
финансовое обеспечение руководства и управления в сфере установленных функций Федерального агентства водных ресурсов в 2013 году в сумме 750,1 млн. рублей, в 2014 году - 657,2 млн. рублей и в 2015 году - 656,8 млн. рублей;
социальное обеспечение населения в 2013 году в сумме 3,0 млн. рублей, в 2014 - 2015 годах - 2,5 млн. рублей ежегодно, в том числе компенсация 214 расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно; оказание государственных услуг (осуществление водоохранных и водохозяйственных мероприятий)в 2013 году в сумме 482,0 млн. рублей, в 2014 - 2015 годах - 492,0 млн. рублей ежегодно.
В рамках данного подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральных целевых программ в 2013 году в сумме 17 811,6 млн. рублей, в 2014 году - 15 661,4 млн. рублей, в 2015 году - 16 622,5 млн. рублей, в том числе:
Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" в 2013 году в сумме 14 621,6 млн. рублей, в 2014 году - 14 875,1 млн. рублей, в 2015 году - 15 847,2 млн. рублей;
Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2015 года в 2013 году в сумме 517,0 млн. рублей, в 2014 году - 336,2 млн. рублей, в 2015 году - 358,0 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" в 2013 году в сумме 2 555,4 млн. рублей;
Федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" в 2013 году в сумме 117,6 млн. рублей, в 2014 году - 450,1 млн. рублей, в 2015 году - 417,3 млн. рублей.
Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с 2012 годом обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы", а также завершением мероприятий по федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".
Вместе с тем бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по Федеральной целевой программе "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" запланированные на 2013 год, соответствуют прогнозируемой сумме ассигнований предшествующего года. При этом в рамках указанной программы предусматриваются ассигнования в сфере охраны объектов растительного и животного мира и среды их обитания в общей сумме 7 940,2 млн. рублей, что на 11,1% больше уточненной оценки прогнозируемой за 2012 год в сумме 7 143,4 млн. рублей.
Реализация ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" позволит создать условия для сохранения уникальной экологической системы озера Байкал как значимого фактора развития Байкальской природной территории. В ходе ее реализации планируется достигнуть существенного сокращения поступления в акваторию озера Байкал загрязненных сточных вод - до 70 процентов к 2020 году по сравнению с 2010 годом, а также реабилитировать 80 процентов Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению.
В то же время программа предусматривает мероприятия по ликвидации и утилизации накопленных отходов в результате деятельности открытого акционерного общества "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат". В этой связи предусмотрены бюджетные ассигнования в сфере сбора, удаления отходов и очистки сточных вод сумме 401,7 млн. рублей, а также на выполнение функций государственными органами для осуществления природоохранных мероприятий в сумме 223,4 млн. рублей.
Далее, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности субъектов Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы, предусмотрены в 2013 году в сумме 1 365,3 млн. рублей, в 2014 году - 987,3 млн. рублей и в 2015 году - 140,0 млн. рублей на берегоукрепление, противооползневые мероприятия в станице Тамань, Краснодарского края, на аварийные противооползневые мероприятия на правом берегу реки Томи в г. Томске.
На межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации по предоставлению водных объектов в пользование, проведению водоохранных и противопаводковых мероприятий на водных объектах в 2013 - 2015 годах предусмотрено 2 172,0 млн. рублей ежегодно.
Субсидии федеральным бюджетным учреждениям Росводресурсов на оказание государственных услуг по проведению противопаводковых, берегоукрепительных и других водоохранных мероприятий, выполнению работ по эксплуатации гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем, обеспечению безаварийного пропуска половодий и паводков, осуществлению наблюдений за водными объектами, ведению водного реестра и других государственных услуг в 2013 году в сумме 2 560,0 млн. рублей, в 2014 году - 2 700,0 млн. рублей, в 2015 году -2 716,0 млн. рублей, в том числе:
обеспечение деятельности (оказание услуг) федеральных бюджетных учреждений в 2013 году в сумме 2 078,1 млн. рублей, в 2014 году - 2 123,1 млн. рублей, в 2015 году - 2 139,1 млн. рублей;
на иные цели (осуществление водоохранных и водохозяйственных мероприятий) в 2013 году - 481,9 млн. рублей, в 2014 - 2015 годах - 576,9 млн. рублей ежегодно.
По сравнению с 2012 годом изменение объема бюджетных ассигнований по подразделу "Водное хозяйство" наряду с вышеуказанными причинами, вытекающими из общих подходов по формированию расходов федерального бюджета, обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на обязательное страхование гидротехнических сооружений, эксплуатируемых организациями, подведомственными Росводресурсам, в целях реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" в 2013-2015 годах в сумме 151,2 млн. рублей ежегодно.
Кроме того, бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Национальная экономика" характеризуются выделением на водное хозяйство в 2012 году 21 701, 9 млн. рублей, в 2013 году 25177,5 (116% к текущему году), в 2014 году 22 705,9 (90,2%), в 2015 году 31010,1 (99,9%).
В рамках подраздела "Общеэкономические вопросы" предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" по разработке единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом Российской Федерации в 2013 году в сумме 151,1 млн. рублей.
В рамках подраздела "Сельское хозяйство и рыболовство" предусмотрена Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на 2012-2020 годы" в 2013 году в сумме1 359,3 млн. рублей, в 2014 году - 2 224,9 млн. рублей и в 2015 году - 2 631,9 млн. рублей.
Подразделом "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" предусмотрена федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" в 2013 году в сумме 369,5 млн. рублей, в 2014 году - 358,0 млн. рублей, в 2015 году - 381,6 млн. рублей.
Подразделом "Другие вопросы в области национальной экономики" предусмотрена федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации" в 2013 году в сумме 277,7 млн. рублей, в 2014 году - 246,6 млн. рублей, в 2015 году - 263,0 млн. рублей.
Подразделом "Коммунальное хозяйство" предусмотрена федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011-2017 годы в 2013 году в сумме 3 000,0 млн. рублей.
По разделу "Охрана окружающей среды" в 2012 году на сбор, удаление и очистку сточных вод выделено 691,5 млн. рублей на 2013 год планируется 1609,3 (232,7% к текущему году), на 2014 год 20004,2 (124%), на 2015 1581,4 (78,9%).
Согласно подразделу "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" предусмотрена Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 года" в 2013 году в сумме 2 170,0 млн. рублей, в 2014 году - 2 083,3 млн. рублей, в 2015 году - 2 218,7 млн. рублей и федеральная целевая программа "Мировой океан" в 2013 году в сумме 98,0 млн. рублей.
2.4. В составе расходов федерального бюджета предусмотрен объем бюджетных ассигнований на 2013-2015 годы, направленный на поддержку и устойчивое развитие рыбохозяйственного комплекса, который составляет в общей сумме 41,0 млрд. рублей.
Стабильное функционирование и развитие рыбохозяйственного комплекса, в том числе обеспечение прироста уловов рыбных ресурсов, будет обеспечено за счет государственной поддержки его двух приоритетных направлений, объем которой на предстоящую трехлетку составил 19,4 млрд. рублей, в том числе:
- искусственное воспроизводство и сохранение водных биологических ресурсов, в том числе особо ценных и ценных видов рыб, - 9,3 млрд. рублей;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью изучения имеющейся сырьевой базы и расширения районов промысла - 10,1 млрд. рублей.
Более 60 процентов совокупного объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на государственную программу "Развитие рыбохозяйственного комплекса" в 2013-2015 годах будет приходиться на финансирование указанных направлений.
Общий объем бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности территориальных органов Росрыболовства, обеспечивающих государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, составит 6,3 млрд. рублей с учетом повышения норм материально-технического обеспечения, в том числе приобретения транспортных средств и горюче-смазочных материалов.
Вместе с тем Комитет отмечает, что предусмотренных на эти цели проектом федерального бюджета средств недостаточно для приобретения необходимого количества транспортных средств и горюче-смазочных материалов (ГСМ), что не позволит территориальным органам Росрыболовства выполнять государственные функции, в том числе по осуществлению контроля (надзора).
Так, в настоящее время на один катер или моторную лодку приходится в среднем 5 инспекторов, на один автомобиль - 7, на один снегоход - 10 инспекторов рыбоохраны. При этом на сегодняшний день износ большинства имеющихся транспортных средств превышает 70%, а обеспеченность территориальных управлений Росрыболовства транспортом составляет не более 40%.
В пределах бюджетного финансирования контрольно-надзорной деятельности в области рыболовства в 2011 году в среднем на одного инспектора рыбоохраны в месяц приходилось порядка 83 л топлива, которого при расходе одного лодочного мотора 20 л/час хватает максимум на 250 км пути, в то время как контролируемые одним инспектором границы составляют в среднем 1400 км протяженности речной сети и 19,0 тыс. га озер и водохранилищ.
Росрыболовством разработан План материально-технического переоснащения и обеспечения горюче-смазочными материалами территориальных органов Росрыболовства на 2012-2016 годы (далее - План).
В соответствии с Планом Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" Росрыболовству дополнительно предусмотрены средства федерального бюджета на 2012 год в объеме 300,0 млн. рублей на приобретение 579 ед. автомобилей повышенной проходимости отечественного производства, а также 1233 тыс. л ГСМ.
Указанные мероприятия позволят заменить часть физически и морально изношенного автомобильного парка территориальных управлений Росрыболовства, а также повысить обеспеченность транспортных средств ГСМ с 83 до 103 л, что позволит на 12% увеличить охват контролируемых территорий.
В то же время работа по увеличению материально-технического оснащения органов рыбоохраны, начатая в текущем году, должна быть продолжена в 2013 и последующих годах в соответствии с Планом, которым предусмотрено приобретение до 2016 года для нужд территориальных органов Росрыболовства 1600 ед. автотранспорта, 72 ед. вездеходов, 1332 ед. снегоходов, 1430 ед. моторных лодок, 1549 ед. подвесных лодочных моторов, 549 ед. катеров.
Планом предусмотрено приобретение в 2013 году для нужд территориальных органов Росрыболовства: 320 ед. автомобилей отечественного производства повышенной проходимости, 13 ед. вездеходов, 268 ед. снегоходов, 272 ед. моторных лодок, 296 ед. подвесных лодочных моторов, а также 18364,3 тыс. л горюче-смазочных материалов. На эти цели требуется дополнительное выделение средств федерального бюджета на 2013 год: приобретение транспорта - 850,3 млн. рублей, приобретение ГСМ - 596,8 млн. рублей.
Кроме этого, необходимо финансовое обеспечение в объеме 383,0 млн. рублей мероприятий по улучшению условий работы должностных лиц рыбоохраны, повышению мотивации и качества выполнения ими возложенных функций, а также направленных на исключение коррупционной составляющей контрольно-надзорной деятельности, в том числе обеспечение индивидуальными рационами питания на период рейдов по охране водных биоресурсов, государственное страхование жизни и здоровья, проведение планово-предупредительных работ, капитального и текущего ремонта зданий, сооружений, автотранспорта и флота, а также оборудования оружейных комнат, оплата труда за работу в ночное время, обеспечение форменной и специальной одеждой, профессиональная переподготовка и повышение квалификации.
Также Комитет обращает внимание на недостаток бюджетных ассигнований на проведение мероприятий в области воспроизводства и сохранения водных биоресурсов, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях проведения комплексной оценки и исследований запасов водных биологических ресурсов, доступных российскому рыболовству, что безусловно негативно отразится на развитии рыбохозяйственного комплекса. Данные направления ведомственной структуры расходов являются источником формирования ресурсной составляющей рыбохозяйственного комплекса.
Российская Федерация, как государство-участник Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 года), обязана обеспечивать реализацию мер по сохранению и управлению водными биологическими ресурсами, чтобы их состояние не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации и сохранялось на уровне, при котором может быть обеспечен максимальный вылов водных биологических ресурсов.
Кроме того, обязанность Российской Федерации по обеспечению и выполнению мероприятий по искусственному воспроизводству ценных и особо ценных видов водных биологических ресурсов (анадромных, катадромных и трансграничных) регулируются двух- и многосторонними комиссиями и соглашениями (СИТЕС, НАСКО, НПАФК и др.).
На основании проведенных научных исследований установлено, что для компенсации воздействия всех видов рыболовства, последствий негативной хозяйственной деятельности и неблагоприятных погодных процессов в Российской Федерации необходим ежегодный стабильный выпуск не менее 25 млрд. штук различных видов водных биоресурсов.
В 2010 - 2011 годах при ежегодном финансировании мероприятий по искусственному воспроизводству в объеме 224,9 млн. рублей выпуск водных биоресурсов предприятиями различных форм собственности в водные объекты рыбохозяйственного значения ежегодно составлял около 6,5 млрд. штук. Кроме того, за счет участия в пополнении запасов бюджетных учреждений Росрыболовства (в целях исполнения функций по воспроизводству) было выпущено 2,7 млрд. штук водных биоресурсов, а также 1,6 млрд. штук водных биоресурсов было выпущено с частных предприятий (в целях добровольной компенсации планируемого ущерба, или пополнения сырьевой базы водоемов в которых ими осуществляется рыболовство). В итоге в Российской Федерации удалось достигнуть рекордного выпуска 10,6 млрд. шт. молоди.
Однако этот объем в 1,5 раза меньше того, что рекомендовано рыбохозяйственной наукой.
Поскольку водные биоресурсы, выращенные в условиях искусственного воспроизводства, вступают в промысел в среднем через 5-15 лет после выпуска в водные объекты рыбохозяйственного значения, то уменьшение объемов выпуска ценных видов водных биоресурсов в связи с недофинансированием работ по искусственному воспроизводству в предыдущие годы и настоящее время приводит к стабильному сокращению запасов.
В частности, в результате снижения финансирования работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в 2010 году с 343,8 до 224,9 млн. руб. потери в выпуске молоди только в Байкальском и Западно-Сибирском рыбохозяйственных бассейнах за два года составляют более 1,5 млрд. штук таких ценных видов рыб, как байкальский омуль, муксун, сиг, что приведет к сокращению их рекомендуемых уловов к 2015 году на 20%.
Недостаточное финансирование мероприятий по искусственному воспроизводству осетровых и частиковых видов рыб в Азово-Черноморском и Волжско-Каспийском рыбохозяйственных бассейнах, естественное воспроизводство в которых ограничено в результате регулирования стока рек, уже привело к падению запасов водных биоресурсов в этом регионе в 2012 - 2013 году в зависимости от вида рыб на 0,5 - 10%.
В целом потери рыбохозяйственного комплекса в результате недофинансирования работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в 2012 - 2014 годах выражаются в уменьшении промыслового возврата водных биоресурсов во внутренних пресноводных водоемах и сокращении уловов к 2015 году на 50 тысяч тонн ежегодно, что ведет к разрушению экономики и возникновению социальной напряженности в ориентированных на добычу рыбы поселках Сибирского и Южного федеральных округов.
В целях обеспечения пополнения запасов в наиболее критических с точки зрения падения численности водных биологических ресурсов регионах (Республика Бурятия, Иркутская, Московская, Новгородская, Тверская Ростовская, Свердловская области, Пермский край, Краснодарский край) необходимо предусмотреть в проекте федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" выделение Росрыболовству ежегодно 407 млн. рублей бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление мероприятий в области воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов.
Выделение бюджетных ассигнований в размере 407 млн. рублей обеспечит ежегодный выпуск молоди водных биоресурсов предприятиями всех форм собственности на уровне не ниже 8,2 млрд. штук. Промысловый возврат от выпускаемой рыбы составит 24,6 тысяч тонн, из них промвозврат осетровых - 3,6 тыс. тонн. Налоговые поступления в федеральный бюджет от стоимости реализованной рыбы, за исключением осетровых видов, составят 505 млн. рублей в год.
Комитет также отмечает, что сокращение бюджетного финансирования рыбохозяйственных исследований в 2013-2015 г. в объёме 172,9 млн. рублей приведёт к ряду негативных последствий, которые можно оценить в потере уловов в объёме около 225 тысяч тонн рыбы в год, общей стоимостью до 7 000 млн. рублей и сокращению налоговых поступлений в федеральный бюджет в объёме более 630 млн. рублей.
Также следует отметить, что в настоящее время финансируются лишь единичные экспедиции в отдаленные районы промысла. Отсутствие или недостаток финансирования приведет к прекращению в 2013 году российских морских ресурсных исследований, в то время как одним из важнейших требований ко всем методикам научных исследований промысловых районов Мирового океана является необходимость их непрерывного проведения. Поэтому снижение ресурсных исследований может стать причиной снижения эффективности промысловой деятельности российских рыбохозяйственных организаций и дальнейшего ослабления позиции Российской Федерации в отношениях с другими мировыми рыболовными державами.
В 2013 году на проведение комплексного изучения водных биоресурсов необходимы дополнительные средства в объеме 970,0 млн. рублей для проведения исследований в Арктических морях, Северной Атлантике, в водах, прилегающих к Африке, исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Российской Федерации и территориальном море Республики Абхазия в Черном море, в Каспийском море, в пресноводных водоемах Российской Федерации.
Выделение в 2013 году дополнительных средств в размере 970,0 млн. руб. позволит обосновать увеличение возможного вылова водных биоресурсов ориентировочно на 400 тыс. тонн общей стоимостью около 12 000 млн. руб., что может дать в 2015 году в консолидированный бюджет дополнительно в виде налогов от 3 600 до 7 740 млн. руб., из них в федеральный бюджет 1 940 млн. руб.
Для обеспечения эффективного промысла морских биоресурсов, освоения новых объектов и районов промысла, отработки прогрессивных приемов и орудий лова, обеспечения научно обоснованного квотирования промысла рыбы и морепродуктов постоянно должны выполняться комплексные рыбохозяйственные исследования в Мировом океане, для которых используются специализированные научно-исследовательские суда.
Научно-исследовательский флот рыбной отрасли с начала 90-х годов не пополнялся. Последнее пополнение флота научно-исследовательскими судами (далее - НИС) осуществлялось в 1987 г. судами типа "Профессор Марти" постройки ГДР. В настоящее время большая часть НИС выработала свой ресурс и списана по возрасту. Из 189 судов, выполнявших морские рыбохозяйственные исследования, в начале 90-х годов осталось только 16 НИС средних размеров различных типов, из них только 7 судов могут решать задачи по обеспечению комплексных океанских экспедиций. К 2013 году по истечению 25 летнего срока службы ожидается списание 11 судов, в том числе все океанские суда, а оставшиеся 5 единиц средних морских судов будут списаны через 6-7 лет.
В настоящее время научно-исследовательский флот еще в состоянии обеспечивать ежегодные экспедиции. Однако после 2013 года Российская Федерация может выбыть из всех международных программ, связанных с исследованиями в зонах интенсивного промысла, и выйти из состава мировых рыболовных держав со всеми вытекающими отсюда политическими и экономическими последствиям.
В то же время за рубежом, напротив, ведется интенсивное строительство научно-исследовательских судов. Например, только в Японии в строй вступает до 10 судов ежегодно.
Пополнение флота для выполнения рыбохозяйственных исследований научно-исследовательскими судами различных классов как океанских, так и морских является насущной общегосударственной задачей, что нашло отражение в том числе в "Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 г. и более отдаленную перспективу", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. N 1926-р.
Пунктом 8 Перечня основных мероприятий по реализации Стратегии предусмотрено, в частности, проектирование и строительство в 2011-2015 годах 2-х крупнотоннажных научно-исследовательских судов ледового класса, оснащенных соответствующим научным и промысловым оборудованием, для проведения комплексных рыбохозяйственных и океанографических исследований.
В рамках ОКР "НИС-АР" выполнена работа по оценке стоимости как проектно-конструкторских работ по разработке конструкторской документации, так и стоимости постройки головного и серийных судов на различных судостроительных заводах Российской Федерации, основываясь на которой можно осуществлять бюджетное планирование проектирования и строительства научно-исследовательских судов данного типа.
В соответствии с технико-экономической оценкой разработки научно-исследовательского судна в рамках ОКР "НИС-АР" стоимость разработки вышеуказанного технического проекта составляет порядка 150,0 млн. рублей, также в технико-экономической оценке приведена сравнительная ориентировочная стоимость постройки головного судна на 5 судостроительных заводах Российской Федерации, которая варьируется от 2 500,0 млн. рублей до 4 300,0 млн. рублей.
Таким образом, средняя стоимость строительства большого научно-исследовательского судна для комплексных рыбохозяйственных и океанографических исследований в Мировом океане составит в ценах 2012 года порядка 3 000,0 млн. рублей.
В связи с изложенным, Комитет считает необходимым дополнительно предусмотреть бюджетные ассигнования по главе 076 "Федеральное агентство по рыболовству" в размере 3 000,0 млн. рублей на цели строительства научно-исследовательского судна.
Кроме того, с учетом возвратного распределения предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, остались не обеспечены финансированием 10 переходящих объектов капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы. Строительство и реконструкция данных объектов была начата в рамках ФЦП "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2012 годах" с вводом их в эксплуатацию в 2013-2014 годах.
На указанные объекты дополнительная потребность к предельным объемам бюджетных ассигнований на 2013-2014 годы составляет 1 310,2 млн. рублей, в том числе:
- на 4 вводных объекта 2013 года необходимо дополнительно 211,7 млн. рублей и на 6 переходящих объектов 2013 года, но вводные в 2014 году 535,3 млн. рублей. Всего на 2013 год дополнительно необходимо 747,0 млн. рублей;
- на 2014 год - на завершение строительства и реконструкции 6 объектов дополнительно требуется 563,15 млн. рублей. (строительство и реконструкция 4 рыбоводных заводов в Волгоградской, Московской, Тверской, Сахалинской областях, двух каналов-рыбоходов Астраханской области и центра по созданию технологий аквакультуры в г. Владивостоке).
В результате реализации данных проектов будут реконструированы производственные цеха, системы водообеспечения заводов, созданы новые мощности рыбоводных заводов, что приведет к увеличению выпуска молоди ценных видов рыб в соответствующие водные объекты на 44,1 млн. штук молоди и завершению проведения дноуглубительных работ на двух каналах-рыбоходах Астраханской области протяженностью 44 км.
Отсутствие бюджетных инвестиций на 2013-2014 годы на продолжение работ по 10 объектам приведет к необходимости выделения средств для их консервации и замораживанию уже вложенных в 2010-2012 годах средств в размере более 700,0 млн. рублей.
Учитывая изложенное, Комитет считает необходимым увеличить бюджетные ассигнования по главе 076 "Федеральное агентство по рыболовству" по следующим направлениям ведомственной структуры расходов:
мероприятия в области воспроизводства и сохранения водных биоресурсов: в 2013 году на 193,3 млн. рублей, в 2014 году на 193,3 млн. рублей, в 2015 году на 193,3 млн. рублей;
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: в 2013 году на 1 142,8 млн. рублей, в 2014 году на 2 690,8 млн. рублей, в 2015 году на 2 715,7 млн. рублей;
расходы инвестиционного характера на объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы: в 2013 году на 747,0 млн. рублей, в 2014 году на 563,1 млн. рублей.
2.5. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Охрана окружающей среды" составляют в 2012 г. - 22 338,3 млн. рублей, в 2013 г. - 24 860,3 млн. рублей, в 2014 г. - 26 186,1 млн. рублей, в 2015 г. - 26 380,9 млн. рублей, что составляет 111,3%, 105,3%, 100,7% по отношению к предыдущему году соответственно.
Комитет отмечает крайне незначительный показатель расходов бюджетной системы на 2012 - 2015 гг. по разделу "Охрана окружающей среды", который в соответствии с пояснительной запиской к законопроекту в 2012 - 2015 гг. составит 0,1% ВВП. Например, в развитых странах-членах ОЭСР средний показатель этих расходов составляет в среднем 0,7% ВВП (например, Япония - 1,3, Канада - 0,5, Франция - 0,8).
Комитет также отмечает, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует специальная федеральная целевая программа в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Важная роль в регулировании природопользования и охраны окружающей среды на программной основе была отведена ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 860. Цели и задачи данной программы имели социально-экономическую значимость для развития регионов, они были конкретизированы в 186 региональных программах, реализуемых на территории субъектов Российской Федерации, из них 34 имели минерально-сырьевую направленность, 27 - водохозяйственную, 71 - лесохозяйственную и 54 - природоохранную. Однако в 2005 году данная ФЦП была признана неэффективной и ее реализация завершена.
В настоящее время ряд природоохранных мероприятий предусматривается в некоторых реализуемых программах, например ФЦП "Мировой океан", ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года", ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2014 годы)".
При этом, как отмечается в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года) экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. В 40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.
В этой связи необходимость решения проблем в области охраны окружающей среды и экологической безопасности программно-целевыми методами остается актуальной. Реализация специальной программы в сфере охраны окружающей среды, по мнению Комитета, должна быть направлена на решение таких задач, как ликвидация прошлого экологического ущерба, снижение воздействия отходов производства и потребления, снижение общей антропогенной нагрузки, модернизация и развитие государственной системы мониторинга окружающей среды.
Далее, в рамках реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 2322-р, проектом федерального бюджета предусмотрено в 2013-2015 годах финансирование мероприятий по созданию 4 новых государственных природных заповедников и 9 национальных парков общей площадью 4,5 млн. гектаров.
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства на территории государственных природных заповедников и национальных парков, не включенные в федеральные целевые программы, предусмотрены в 2013 году в сумме 1 058,2 млн. рублей, в 2014 году - 337,9 млн. рублей.
Комитет отмечает, что увеличение бюджетных ассигнований на создание и обеспечение функционирования новых особо охраняемых природных территорий является позитивной тенденцией, однако планируемый уровень финансирования не позволяет в полной мере выполнять мероприятия направленные на содержание, охрану и дальнейшее развитие особо охраняемых природных территорий, на проведение комплекса работ по лесоустройству, на обеспечение деятельности федеральных бюджетных, автономных учреждений в области охраны окружающей среды, повышение оплаты труда государственных инспекторов государственных природных заповедников и национальных парков.
В ведении Минприроды России в настоящее время находятся 98 государственных природных заповедников, 42 национальных парка и 70 государственных природных заказников. В настоящее время в государственных природных заповедниках и национальных парках, подведомственных Минприроды России, работают 4279 государственных инспекторов (всех категорий).
Средняя заработная плата работников бюджетной сферы в Российской Федерации в 2012 году достигла уровня 22,9 тыс. рублей. При этом среднемесячная заработная плата государственных инспекторов заповедников и национальных парков составляет всего 9,7 тыс. рублей (что в 2,4 раза ниже общероссийского уровня), участковых госинспекторов - 11,3 тыс. рублей (в 2 раза), старших госинспекторов - 14,3 тыс. рублей (в 1,6 раза).
Недопустимо низкий уровень оплаты труда государственных инспекторов привел к кадровому голоду, отсутствию материальных стимулов работы, подбору и расстановке кадров с невысокой профессиональной квалификацией. В настоящее время для работы в службе охраны ООПТ федерального значения практически нечем заинтересовать квалифицированные кадры инспекторского состава: молодых, мотивированных, профессионально подготовленных лиц, готовых выполнять работу по выявлению и пресечению экологических правонарушений в сложных географических и климатических условиях, сопряженную с физическими лишениями, психологическими конфликтами и сопровождаемую профессиональным риском.
Решение данной проблемы повысит эффективность и устойчивость функционирования ООПТ федерального значения.
На увеличение оплаты труда инспекторского состава государственных природных заповедников и национальных парков, подведомственных Минприроды России, необходимы дополнительные бюджетные ассигнования в следующих объемах: в 2013 году 1 600 млн. руб., в 2014 году - 1 800 млн. руб., в 2015 году - 1 900 млн. рублей.
Далее, в рамках раздела "Охрана окружающей среды" обеспечивается также реализация расходных полномочий Российской Федерации по организации и осуществлению сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъектов Российской Федерации.
Подразделом "Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания" устанавливаются бюджетные ассигнования в сфере охраны объектов растительного и животного мира и среды их обитания на 2013 год в общей сумме 7 940,2 млн. рублей, что на 789,8 млн. рублей или на 9,8% больше уточненной оценки 2012 года. Из них планируемые бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами для осуществления природоохранных мероприятий составляют 25,9 млн. рублей. По сравнению с 2012 году, этот показатель ниже на 1,4 млн. рублей.
Следует отметить, что в 2013 году предполагается предоставление 23 видов субвенций вместо 26, предусмотренных в 2011 году.
По сравнению с 2012 годом увеличены объемы планируемых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации с 636,8 млн. рублей до 641,7 млн. рублей. В этой связи объемы субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю, надзору, выдаче лицензий и разрешений в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания увеличены в 2013 году на 4,8 млн. рублей и составляют 611,4 млн. рублей.
Вместе с тем объем субвенций на охрану и использование охотничьих ресурсов сохраняется на уровне 2012 года и составляет 21,5 млн. рублей.
Также планируется предоставление субсидий бюджетным учреждениям на оказание ими государственных услуг в соответствии с государственными заданиями федеральным государственным охотничьим хозяйствам и выполнение иных природоохранных мероприятий в сумме 7 049,1 млн. рублей.
В целях финансового обеспечения полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются размеры субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета. При этом в 2013 году планируемый общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрен в сумме 1 296 895,7 млн. рублей.
По сравнению с 2012 годом изменение объема бюджетных ассигнований обусловлено осуществлением мероприятий по сохранению редких и исчезающих видов животных (переднеазиатского леопарда, зубра, редких видов журавлей), проведение мероприятий по лесоустройству территорий государственных природных заповедников и национальных парков в сумме 600,0 млн. рублей.
В 2013 году субсидии бюджетным учреждениям на оказание ими государственных услуг в соответствии с государственными заданиями составят 7 049,1 млн. рублей. При этом планируется выделение субсидий федеральным государственным охотничьим хозяйствам в сумме 6 294,4 млн. рублей, специализированной инспекции по охране редких и исчезающих видов животных и растений - 669,0 млн. рублей.
Вместе с тем у субъектов Российской Федерации существует острая нехватка финансирования указанных полномочий.
В субъектах Российской Федерации, начиная с 2008 года, в установленном порядке сформированы и действуют соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие исполнение переданных полномочий, осуществление которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, общая сумма которых составляет около 600 млн. рублей.
Вместе с тем решение вопроса увеличение объема федерального финансирования переданных полномочий имеет особую актуальность для дотационных регионов.
В связи с недостаточным объемом выделяемых субвенций общая численность государственных охотничьих инспекторов в регионах не превышает 2500 человек (против 10 тыс. человек в 2000 году) и в 40% субъектов Российской Федерации не достигает 1 человека на муниципальный район (в среднем на 1 инспектора приходится 5000 кв. км. территории).
Следствием недостаточного финансирования охраны животного мира является рост незаконной добычи охотничьих ресурсов, который значительно превышает по объему официальное изъятие и составляет в денежном выражении около 18 млрд. рублей в год.
Наглядными примерами ослабления функций государства в этой сфере являются значительное, до 5 тыс. особей (с 700 тыс. голов в конце 70 годов 20 века) снижение численности сайгака в республике Калмыкия (что уже поставило российскую популяцию этого вида на грань исчезновения), регулярные случаи задержания на границе продукции незаконной добычи амурского тигра, бурого медведя, кабарги.
Необходимо отметить, что охране указанных объектов животного мира уделяется самое пристальное внимание на международном уровне и имеющиеся факты незаконной добычи и оборота ценных объектов животного мира могут также существенным образом сказаться на престиже Российской Федерации.
В этой связи Комитет считает целесообразным предусмотреть увеличение объема субвенций на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов на 1791 млн. руб.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует принять проект федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в первом чтении и предлагает Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам учесть вышеназванные замечания в работе над законопроектом.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
_____________________________
* Под промежуточным потреблением понимается стоимость товаров и услуг, которые полностью потребляются или трансформируются в данный период в процессе производства других товаров и услуг. Промежуточное потребление включает материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, материальные услуги, строительные материалы и т.д.), оплату нематериальных услуг (оплату исследовательских и проектных работ, финансовых услуг, арендные платежи и т.д.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.