Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 195229-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проблема роста религиозного экстремизма, с которой сегодня сталкиваются многие государства, носит многоплановый характер, а поиск путей для ее решения требует взвешенного и беспристрастного подхода. Это вызвано не только опасностью экстремистских проявлений, но и деликатностью религиозного аспекта проблемы, а также необходимостью учета конституционных принципов регулирования вопросов свободы совести и вероисповедания. Противодействие экстремизму становится насущной проблемой настоящего времени и требует принятия решительных, эффективных мер и согласованных действий, направленных на предупреждение и пресечение проявлений любых его форм.
К сожалению, изменения в законодательство часто вносятся уже с опозданием, государство, приняв их, уже упустило момент, когда проблемы можно было решить более простыми путями и меньшими затратами. Вместе с тем иногда предлагаются такие поправки в законодательство, которые ведут к ограничению свободы вероисповедания или необоснованному затруднению ее реализации, что недопустимо.
Предлагаемый законопроект направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, предупреждение религиозного экстремизма, содействие укреплению внутриконфессионального и межконфессионального согласия.
Концепция законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации" основана на соблюдении конституционного принципа невмешательства государства в деятельность религиозных объединений.
Законопроектом предлагается дополнить пунктом 5 статью 6 Федерального закона, ограничивающим участие (членство) в религиозных объединениях лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также иностранных граждан или лиц без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации. Указанное положение не затрагивает права указанных лиц на свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.
Религия - источник человеческой духовности, духовности общества в целом, совокупность духовных ценностей, вероучений. Поэтому огромное значение имеют уровень и качество образования тех людей, которые доносят религиозные знания, вероучение до каждого. В связи с этим законопроектом предусматривается дополнение статьи 15 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" положением, предусматривающим право религиозных организаций устанавливать в соответствии со своими внутренними установлениями ограничения и требования, в том числе в части религиозного образования, к священнослужителям, религиозному персоналу, работникам, а также к кандидатам на указанные должности. Аналогичным по содержанию положением предлагается дополнить статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается дополнить статью 4 Федерального закона пунктом 8, которым предусматривалось бы право установления законами субъектов Российской Федерации в целях противодействия экстремистской деятельности требований к заключению религиозными организациями трудовых договоров со своим персоналом, к религиозному образованию персонала религиозных организаций. Предоставление указанных полномочий позволит субъектам Российской Федерации в зависимости от сложившейся в регионе общественно-политической обстановки с учетом исторических, религиозных и иных традиций оперативно решать вопросы, возникающие в религиозной, межконфессиональной сферах.
В целях обеспечения прав работников религиозных объединений пункт 1 статьи 24 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" предлагается изменить, обязав религиозные организации заключать трудовые договоры с работниками. Данное положение корреспондируется с пунктом 4 статьи 24 указанного Федерального закона, согласно которому работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также в целях приведения используемой в Федеральном законе терминологии в соответствие со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации предлагается исключить из текста статьи 24 Федерального закона слово "(контракты)".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.