Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 213168-6 "О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера" (далее - законопроект) обусловлена необходимостью приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения, подписанной в городе Москве 28 марта 1997 г. (далее - Конвенция).
Законопроектом определяются полномочия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в решении вопросов передачи и принятия лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера, для проведения принудительного лечения, основания их передачи и принятия или отказа в передаче и принятии, порядок обращения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в компетентный орган иностранного государства о передаче указанных лиц для прохождения лечения в иностранном государстве или в Российской Федерации, а также порядок их передачи и принятия Российской Федерацией.
Целесообразность разработки нормативного правового акта в форме федерального закона вызвана тем, что законопроектом предполагается ограничить права и свободы человека и гражданина, которые согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены только федеральным законом. Кроме того, полномочия ряда федеральных органов исполнительной власти, которых планируется привлечь к осуществлению указанной деятельности, установлены на законодательном уровне.
Так, законопроектом предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, полномочиями по обеспечению безопасности при передаче и принятии лиц, страдающих психическими расстройствами.
Указанное предложение основано на положениях статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2009 г. N 92-ФЗ "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением" (далее - Федеральный закон), в соответствии с которыми обеспечение охраны психиатрических стационаров с интенсивным наблюдением, безопасности находящихся на их территории лиц, а также сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в психиатрических стационарах, возложены на подразделения охраны, находящиеся в ведении ФСИН России.
При этом одной из задач данных подразделений является сопровождение и охрана лиц, находящихся на принудительном лечении в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением, при переводе их из одного психиатрического стационара в другой или при направлении в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи в сопровождении медицинского персонала психиатрического стационара (пункт 5 статьи 7 Федерального закона).
Реализация закона позволит обеспечить предусмотренное Конвенцией право лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о применении принудительных мер медицинского характера, проходить назначенное лечение в государстве, гражданами которого они являются или в котором они постоянно проживают.
По данным, представленным Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в 2008 году поступило девять обращений лиц, страдающих психическими расстройствами, и запросов компетентных органов зарубежных государств о передаче (принятии) указанных лиц для проведения принудительного лечения. В трех обращениях и запросах ставился вопрос о принятии лиц Российской Федерацией и в шести - о передаче лиц Российской Федерацией в государства гражданства или постоянного места жительства.
В 2009 году поступило семь таких обращений и запросов о передаче лиц Российской Федерацией.
В 2010 году поступило шесть обращений и запросов, из них два - о принятии лиц Российской Федерацией и четыре - о передаче Российской Федерации.
В 2011 году всего поступило семь обращений и запросов, из них три - о принятии лиц Российской Федерацией и четыре - о передаче Российской Федерацией.
Таким образом, ежегодное количество обращений и запросов, поступивших в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, о передаче (принятии) лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения за период с 2008 по 2011 г. не превысило 9 человек.
Учитывая изложенное, предлагаемое законопроектом решение вопроса об обеспечении безопасности при передаче и принятии лиц, страдающих психическими расстройствами, не повлечет за собой необходимость увеличения штатной численности ФСИН России.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера"
Реализация федерального закона "О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера" потребует выделения финансовых средств из бюджета Российской Федерации на осуществление функций по передаче и принятию Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о применении принудительных мер медицинского характера (далее - лица, страдающие психическими расстройствами).
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2008 году поступило девять обращений лиц, страдающих психическими расстройствами, и запросов компетентных органов зарубежных государств о передаче (принятии) указанных лиц для проведения принудительного лечения. В трех обращениях и запросах ставился вопрос о принятии лиц Российской Федерацией и в шести - о передаче лиц Российской Федерацией.
В 2009 году поступило семь таких обращений и запросов о передаче лиц Российской Федерацией.
В 2010 году поступило шесть обращений и запросов, из них два - о принятии лиц Российской Федерацией и четыре - о передаче Российской Федерацией.
В 2011 году всего поступило семь обращений и запросов, из них три - о принятии лиц Российской Федерацией и четыре - о передаче Российской Федерацией.
Таким образом, расчет денежных средств, необходимых для выполнения Генеральной прокуратурой Российской Федерации и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти функций по передаче и принятию Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, сделан исходя из количества обращений от лиц, страдающих психическими расстройствами, и запросов компетентных органов зарубежных государств о передаче (принятии) указанных лиц для проведения принудительного лечения, поступивших за период с 2008 по 2011 годы.
Для расчета использовано максимальное количество обращений за 1 год (принятие Российской Федерацией - трех человек, передача Российской Федерации - семи человек).
При этом численность персонала, обеспечивающего процедуру передачи и принятия лиц, страдающих психическими расстройствами, должна составлять не менее двух человек для обеспечения передачи (принятия) одного лица, страдающего психическим расстройством (всего три человека с учетом лица, страдающего психическим расстройством).
В основу расчета положены:
размеры суточных в иностранной валюте, выплачиваемых работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 812);
предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета (приказ Минфина России от 12 июля 2006 г. N 92н);
размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета (постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729).
Расчет средств, необходимых для обеспечения передачи Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами
Расходы на выплату суточных (100 рублей) для трех человек на проезд в одну сторону в течение 2 дней составят: 3 человека х 2 дня х 100 рублей = 600 рублей и для двух человек (без лица, страдающего психическим расстройством) на проезд обратно в течение 2 дней: 2 человека х 2 дня х 100 рублей = 400 рублей. Для обеспечения передачи Российской Федерацией одного лица, страдающего психическим расстройством, потребуется 600 рублей + 400 рублей = 1000 рублей, а для передачи семи лиц соответственно 7 человек х 1000 рублей = 7000 рублей.
Расходы на проезд 3 человек в одну сторону составят 3 человека х 6022 рубля* = 18066 рублей и для 2 человек (без лица, страдающего психическим расстройством) на проезд обратно 2 человека х 6022 рубля = 12044 рубля. Для обеспечения передачи Российской Федерацией 1 лица, страдающего психическим расстройством, потребуется 18066 рублей + 12044 рубля = 30110 рублей, а для передачи 7 лиц: соответственно 7 человек х 30110 рублей = 210770 рублей.
Расходы на проживание 3 человек в течение 2 дней для передачи 1 лица, страдающего психическим расстройством, составят 3 человека х 1100 рублей = 3300 рублей, соответственно для передачи 7 лиц: 7 человек х 3300 рублей = 23100 рублей.
Расходы на обеспечение передачи Российской Федерацией 7 лиц, страдающих психическими расстройствами, в другое государство составят 7000 рублей + 210770 рублей + 23100 рублей = 240870 рублей в год.
Расчет средств, необходимых для обеспечения принятия Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами
Расходы на выплату суточных (90 долларов США и 100 рублей) для 2 человек (без лица, страдающего психическим расстройством) на проезд в одну сторону в течение 2 дней составят 2 человека х 2 дня х 90 долларов США = 360 долларов США и для 3 человек на проезд обратно в течение 2 дней: 3 человека х 2 дня х 100 рублей = 600 рублей. Для обеспечения принятия Российской Федерацией 1 лица, страдающего психическим расстройством, потребуется 360 долларов США и 600 рублей, а для принятия 3 лиц соответственно 3 человека х 360 долларов США = 1080 долларов США и 3 человека х 600 рублей = 1800 рублей.
Расходы на проезд 2 человек (без лица, страдающего психическим расстройством) в одну сторону составят 2 человека х 9606 рублей** = 19212 рублей и для 3 человек на проезд обратно: 3 человека х 9606 рублей = 28818 рублей. Для обеспечения принятия Российской Федерацией 1 лица, страдающего психическим расстройством, потребуется 19212 рублей + 28818 рублей = 48030 рублей, а для принятия 3 лиц соответственно 3 человека х 48030 рублей = 144090 рублей.
Расходы на проживание (300 долларов США) для 2 человек в течение 2 дней для принятия 1 лица, страдающего психическим расстройством, составят 2 человека х 300 долларов США = 600 долларов США, соответственно для принятия: 3 лиц 3 человека х 600 долларов США = 1800 долларов США.
Расходы на обеспечение принятия Российской Федерацией 3 лиц, страдающих психическими расстройствами, составят 1080 долларов США + 1800 долларов США = 2880 долларов США и 1800 рублей + 144090 рублей = 145890 рублей в год.
Поскольку приблизительная численность иностранных граждан, лиц без гражданства, а также численность граждан Российской Федерации, в отношении которых имеется решение суда иностранного государства о применении к ним принудительных мер медицинского характера, составляет 10 человек, для обеспечения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти функций по передаче и принятию Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, потребуется ежегодное выделение дополнительных ассигнований из федерального бюджета в размере 240870 рублей + 145890 рублей = 386760 рублей и 2880 долларов США.
Поскольку законопроектом предполагается наделить Минздрав России полномочиями по передаче (принятию) лиц, страдающих психическими расстройствами, а ФСИН России полномочиями по сопровождению этих лиц, то необходимо указанным федеральным органам исполнительной власти выделить денежные средства в следующем размере:
Минздраву России - на 20 человек (10 лиц, страдающих психическими расстройствами и 10 человек медицинского персонала) - 257840 рублей, 1920 долларов США;
ФСИН России - на 10 человек (сопровождение) - 128920 рублей, 960 долларов США.
_____________________________
* Расчет средней стоимости проезда к месту командировки и обратно исчисляется исходя из стоимости билета экономкласса от г. Москвы до центров федеральных округов Российской Федерации и составляет 6022 рубля.
** Расчет средней стоимости проезда к месту командировки и обратно исчисляется исходя из стоимости билета экономкласса от г. Москвы до столиц стран, входящих в СНГ, и составляет 9606 рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера"
Принятие федерального закона "О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера" потребует признания утратившим силу Федерального закона "О компетентном органе Российской Федерации по Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.