Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 25 декабря 2012 г. N 3.6-04/1506
на проект федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел в рамках вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 декабря 2012 года, и отмечает следующее.
Рассматриваемый Федеральный закон является частью внесенного Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в апреле 2012 года проекта федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон разработан в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства, подготовленной в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации". При его подготовке внимание уделялось действующему за рубежом правовому регулированию в области гражданского права.
Целью Федерального закона является отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) опыта применения его норм и их толкования судами, дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений.
Федеральный закон предусматривает внесение следующих основных нововведений:
вносятся дополнения в статью 1 Кодекса, в части закрепления принципа добросовестности участников гражданских правоотношений при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей, что приведет к более широкому применению мер гражданско-правовой защиты на основании признанной судом недобросовестности участников гражданско-правовых отношений;
к отношениям, регулируемым гражданским законодательством отнесены корпоративные отношения - отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими;
предлагается считать источником гражданского права не только обычай делового оборота, но и просто обычай;
уточняются положения о государственной регистрации прав на имущество. Такую регистрацию осуществляет уполномоченный на это орган на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра;
вводится новелла, устанавливающая право на компенсацию ущерба, причиненного личности, имуществу гражданина или юридического лица, правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностными лицами этих органов (на данный момент в действующей редакции Кодекса имеется норма о возмещении убытков, причиненных государственными органами или органами местного самоуправления в результате их незаконных действий). Случаи, когда такой ущерб может быть компенсирован, будут устанавливаться законом;
вводится новый вид юридического лица - крестьянское (фермерское) хозяйство, определяются правовые основы его создания, правовой статус, особенности обращения взыскания кредиторов на земельный участок такого хозяйства и др. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются отдельным законом.
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2013 года, за исключением положений, для которых статьей 2 Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу.
При подготовке законопроекта ко второму чтению Государственной Думой были приняты поправки, разработанные членами Комитета Совета Федерации по экономической политике А.Ю. Молчановым и В.Е. Межевичем в части компенсации ущерба, причиненного имуществу юридического лица, правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, а также в части исключения из предлагаемой редакции Кодекса обязательного требования о нотариальном удостоверении сделок, влекущих возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, а также требования об участии нотариуса в регистрации прав на имущество.
Комитет в целом поддерживает нововведения Федерального закона, так как они позволят усовершенствовать и оптимизировать гражданский оборот в стране, но имеет к нему ряд замечаний. В действующей сейчас редакции Кодекса обычай делового оборота определен как один из источников права. Следует подчеркнуть, что обычай делового оборота применяется к отношениям, которые складываются между предпринимателями-профессионалами. Эти обычаи являются по сути общероссийскими, так как действует конституционный принцип единства экономического пространства и единых условий предпринимательской деятельности. Переход от обычая делового оборота просто к обычаю может привести к деформированию сформировавшейся системы правоприменения, так как те или иные участники гражданского оборота будут убеждать суды в том, что их действия основаны на обычае, сформированном с учетом национальных, территориальных, исторических аспектов.
Новая редакция статьи 10 Кодекса, по мнению Комитета, слишком расширительно трактует понятие "злоупотребление правом". В частности, совершение действий в обход закона может трактоваться довольно широко в зависимости от субъективного понимания целей конкретного закона теми или иными правоприменителями.
Аналогичное замечание можно сделать в отношении понятия "добросовестность", которое применяется в новой редакции статьи 1 Кодекса. По мнению Комитета, данный термин является недостаточно определенным. Федеральный закон не содержит какие-либо критерии добросовестности, что может создать условия для произвольного толкования правоприменителями норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации замечаний по тексту Федерального закона не имеет.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.Ю. Молчанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.