Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 82033-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления требований к разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры) - внесен депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Д.В. Волковым, Б.К. Балашовым, М.Х. Юсуповым, Б.В. Агаевым, Е.Л. Николаевой, А.В. Кнышовым, Б.В. Михалевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N82033-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления требований к разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Д.В. Волковым, Б.К. Балашовым, М.Х. Юсуповым, Б.В. Агаевым, Е.Л. Николаевой, А.В. Кнышовым, Б.В. Михалевым и сообщает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования принятия и реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
С этой целью статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) дополняется определением "программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования", под которой понимается документ, содержащий мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации систем (объектов) коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие комплексное развитие этих систем (объектов), в соответствии с потребностями жилищного, коммерческого и промышленного строительства, соответствующую установленным требованиям надежность и качество ресурсоснабжения, энергоэффективность, в соответствии с программами газификации, схемами тепло-, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, обращения с твердыми бытовыми отходами, улучшение экологической ситуации на территории поселения или городского округа.
Органы государственной власти Российской Федерации наделяются новыми полномочиями по установлению требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований и установлению порядка осуществления мониторинга разработки, утверждения и реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации также наделяются новыми полномочиями по непосредственному осуществлению мониторинга разработки, утверждения и реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования наделяются органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов.
По существу предусмотренных законопроектом изменений Комитет отмечает следующее.
Предлагаемое в законопроекте определение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования включает понятие "система (объекты) коммунальной инфраструктуры", которое в настоящее время содержится в Федеральном законе от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Учитывая, что с 1 января 2013 года сфера действия Закона N 210-ФЗ сведётся к регулированию тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (соответствующие поправки внесены в Закон N 210-ФЗ Федеральным законом от 7.12.2011 г. N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"), представляется целесообразным раскрыть понятие "система (объекты) коммунальной инфраструктуры" в ГрК РФ, учитывая, что к таким системам должны относится в том числе системы электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения.
Кроме того, по мнению Комитета, само определение "программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования" нуждается в уточнении, поскольку из предложенной редакции следует, что указанная программа разрабатывается, в частности, в соответствии со схемами тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Однако, в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов наряду с документами территориального планирования являются основанием для разработки схем водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, из предлагаемого определения не ясно, что должно соответствовать надежности и качеству ресурсоснабжения, энергоэффективности - документ, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации или сама коммунальная инфраструктура. Требуется также уточнить, кто устанавливает требования к надежности и качеству ресурсоснабжения, энергоэффективности.
Законопроектом предусмотрено внесение поправок в часть 5 статьи 26 ГрК РФ, согласно которым программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований будут являться одним из источников, содержащих перечень мероприятий по реализации генерального плана поселения, городского округа.
В этой связи представляется целесообразным увязать в законопроекте определение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований с документами территориального планирования и предусмотреть основные требования к их содержанию.
Вместе с тем законопроект не регулирует, какой орган местного самоуправления разрабатывает и утверждает программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Закон N 210-ФЗ относил утверждение таких программ к компетенции представительных органов муниципальных образований. Учитывая, что положения о программах комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры исключаются из Закона N 210-ФЗ, по мнению Комитета, требуется урегулировать данный вопрос в рамках ГрК РФ.
Законопроект также предусматривает необходимость развития программ комплексного развития только в целях реализации генеральных планов поселений и городских округов. Данный вопрос требует дополнительной проработки, поскольку планируемое размещение объектов местного значения в области электро- и газоснабжения поселений, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отображается на схемах территориального планирования муниципального района. Кроме того, на межселенных территориях могут располагаться населенные пункты, территориальное планирование в отношении которых также осуществляется на основании схем муниципальных районов.
Следует также отметить, что законопроектом предлагается дополнить статью 6 ГрК РФ, которая определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности полномочиями по установлению требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований и порядка осуществления мониторинга разработки, утверждения и реализации указанных программ. Вместе с тем изменениями в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закон N 210-ФЗ полномочиями по установлению указанных требований наделяется Правительство Российской Федерации.
В связи с этим, в целях исключения неоднозначного понимания и применения норм закона на практике представляется целесообразным в ГрК РФ определить орган государственной власти, уполномоченный на установление указанных требований.
По мнению Комитета, указанные замечания не носят концептуального характера и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению.
На основании вышеизложенного, Комитет поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.