Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 82033-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части установления требований к разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры),
внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Д.В. Волковым, Б.К. Балашовым, Б.В. Агаевым, М.Х. Юсуповым, Е.Л. Николаевой, А.В. Кнышовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 82033-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Д.В. Волковым, Б.К. Балашовым, Б.В. Агаевым, М.Х. Юсуповым, Е.Л. Николаевой, А.В. Кнышовым, и отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект направлен на принятие системных мер по развитию коммунальной инфраструктуры, без установления которых становится невозможным ни планомерное развитие территорий муниципальных образований, ни массовое жилищное и промышленное строительство, ни долгосрочное планирование деятельности организаций коммунального комплекса.
Законопроектом предлагается урегулировать отношения, связанные с разработкой, утверждением и реализацией программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, предлагается в Градостроительном кодексе Российской Федерации закрепить понятие "программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования" и наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению требований, предъявляемых к таким программам. В этой связи, из Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федерального закона N 210-ФЗ) предлагается исключить определение "программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования" (п. 5 ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ), а также положения, касающиеся порядка разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 210-ФЗ).
Вместе с тем, законопроект нуждается в корректировке.
Так, определение "программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры", содержащееся в пункте 1 статьи 1 законопроекта, требует уточнения. Во-первых, правовое содержание указанного понятия относится только к задачам, реализуемым на территории поселений и городских округов, в то время как практически все полигоны размещения твердых бытовых отходов находятся на межселенной территории муниципальных районов. Во-вторых, законопроект не конкретизирует "мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации систем (объектов) коммунальной инфраструктуры", содержащиеся в определении программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.
Вместе с тем, разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований должна быть обусловлена этапами разработки и утверждения схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения и электроснабжения, схем размещения объектов обращения с твердыми бытовыми отходами, предусмотренными отраслевым законодательством. Поэтому, для синхронизации предлагаемых изменений с федеральными законами, необходимо вводимое понятие "программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования" увязать с понятиями схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, газо- и электроснабжения, содержащимися в отраслевых федеральных законах.
Устанавливаемые законопроектом сроки разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (п. 4 ст. 1 и ч. 2 ст. 4 законопроекта), сложно реализовать на практике, как для муниципальных образований, имеющих утвержденные генеральные планы, так и для муниципальных образований, не имеющих таких планов. Указанные сроки явно недостаточны, в том числе для разработки и согласования со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего требования к разработке и утверждению таких программ (подпункт "а" п. 2 ст. 1 и ст. 2 законопроекта), а также с учетом сроков подготовки и действия схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, установленными Федеральными законами "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении" (последний вступает в силу с 1 января 2013 года).
Поэтому, указанные сроки разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований требуют серьезной корректировки.
В соответствии с абзацем восьмым статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием является не только городское или сельское поселение, городской округ внутригородская территория города федерального значения, но и муниципальный район. Таким образом, предлагаемые дополнения в часть 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо внести также в часть 4 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку на территории муниципальных районов могут находиться сети электро- и газоснабжения, сети водоснабжения, подлежащие строительству, реконструкции и модернизации.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 82033-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.