Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 82033-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному депутатом Государственной Думы М.Л. Шаккумом
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 7 июня 2012 года (протокол N 32, пункт 29) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 82033-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы М.Л. Шаккумом.
Законопроектом предлагается внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", которые направлены на наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению требований, предъявляемых к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, и полномочиям по установлению порядка осуществления мониторинга разработки, утверждения и реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.
Кроме того проектом предлагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности полномочием по осуществлению мониторинга разработки, утверждения и реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.
1. Пунктом 1 статьи 1 проекта предлагается дополнить статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации пунктом 23, в котором используется следующая формулировка: "программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - документ, содержащий мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации систем (объектов) коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие комплексное развитие этих систем (объектов), _, улучшение экологической ситуации на территории поселения или городского округа."
Представляется более правильным использование вместо выражения "поселения или городского округа" термина "муниципальных образований", так как элементы коммунальной инфраструктуры нередко находятся на межселенной территории, которая входит в состав муниципальных районов.
2. Статьей 2 проекта предлагается часть 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнить новым пунктом 6.1, устанавливающим полномочие органов местного самоуправления по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, требования к которой устанавливаются Правительством Российской Федерации;".
Одновременно проектом предлагается (пункт 2 статьи 3 проекта) исключить ссылку на это полномочие из текста Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Вместе с тем, при переносе этого полномочия из текста Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ в текст Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ из конструкции нормы исчезло положение, устанавливающее, что программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования.
Исключение представительного органа местного самоуправления из процесса по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования является необоснованным и не аргументированным. Иными словами, данное изменение внесет неопределенность в вопрос компетенции распорядительных и представительных органов местного самоуправления, что нарушит принцип ясности, определенности и недвусмысленности правовых норм. О недопустимости нарушения этих принципов неоднократно отмечалось в постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации.
В связи с этим, Комитет рекомендует в статье 2 проекта, после слов "требования к которой устанавливаются Правительством Российской Федерации;" добавить слова "Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования.".
Считаем, что данные замечания могут быть устранены при подготовке проекта к рассмотрению во втором чтении.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать проект N 82033-6 с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.