Определение Московского городского суда от 16 августа 2012 г. N 4г/8-6376/12
Судья Московского городского суда Клюева А.И.,
рассмотрев кассационную жалобу Павлова А.Н., поступившую в суд кассационной инстанции 18 июля 2012 года на решение Тверского районного суда города Москвы от 29 февраля 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04 мая 2012 года по гражданскому делу по заявлению Павлова А.Н. об обязании Комиссии и Министра экономического развития РФ <...> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав (препятствие к осуществлению прав), обязании Комиссии пересмотреть решение от 16 сентября 2011 года N <...>, обязании Министра экономического развития РФ <...> отменить Приказ от 03 ноября 2011 года N <...> в части, касающейся Павлова А.Н., обязании соответствующего органа государственной власти (Комиссии), секретаря Комиссии <...> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав (препятствие к осуществлению прав), обязании Комиссии (секретаря Комиссии <...>) принять заявление от 16 ноября 2011 года и прилагаемые к нему документы, выдать справку о дате приема заявления от 16 ноября 2011 года и документов, датой приема документов для принятия на учет для получения единовременной выплаты считать 16 ноября 2011 года, которую отразить в регистрационном журнале Комиссии, о чем также обязать комиссию (секретаря Комиссии <...>), установил:
Павлов А.Н. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ об обязании Комиссии и Министра экономического развития РФ <...> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав (препятствие к осуществлению прав), обязании Комиссии пересмотреть решение от 16 сентября 2011 года N <...>, обязании Министра экономического развития РФ <...> отменить Приказ от 03 ноября 2011 года N <...> в части, касающейся Павлова А.Н., обязании соответствующего органа государственной власти (Комиссии), секретаря Комиссии <...> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав (препятствие к осуществлению прав), обязании Комиссии (секретаря Комиссии <...>) принять заявление от 16 ноября 2011 года и прилагаемые к нему документы, выдать справку о дате приема заявления от 16 ноября 2011 года и документов, датой приема документов для принятия на учет для получения единовременной выплаты считать 16 ноября 2011 года, которую отразить в регистрационном журнале Комиссии, о чем также обязать комиссию (секретаря Комиссии <...>).
В обоснование своих требований Павлов А.Н. указал на то, что Приказом Министра экономического развития РФ <...> от 03 ноября 2011 года N <...>, вынесенным на основании решения Комиссии Министерства экономического развития РФ для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Министерства экономического развития РФ единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 16 сентября 2011 года (протокол N <...>), ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, что, как указал заявитель, нарушило его право на дополнительные государственные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как гражданского служащего Министерства экономического развития РФ. Кроме того, 16 ноября 2011 года он повторно обратился в Комиссию с заявлением о постановке на учет и представил документы, однако секретарь Комиссии <...> отказала в приеме заявления в связи с отсутствием необходимых документов, отказ оформлен письменным ответом от 16 ноября 2011 года с приложением списка документов и информации, необходимых для предоставления Комиссии. Данный отказ в приеме заявления и документов Павлов А.Н. также считает неправомерным.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 29 февраля 2012 года в удовлетворении заявления Павлову А.Н. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04 мая 2012 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Павлов А.Н. ставит вопрос об отмене данных судебных постановлений с вынесением по делу нового судебного постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ) по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из представленных документов, состоявшиеся по делу судебные постановления сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со ст. 387 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ) не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п. 4 ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 мая 2009 года N <...> образована Комиссия Министерства экономического развития РФ для рассмотрения вопросов предоставления государственным гражданским служащим Министерства экономического развития РФ единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и утвержден ее состав.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Согласно пункту 2 Правил, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданским служащий: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров.
Как установлено судом, Павлов А.Н. обратился в Комиссию с заявлением о постановке на учет на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, представил документы.
16 сентября 2011 года Комиссией Минэкономразвития России для рассмотрения вопросов предоставления государственным гражданским служащим Министерства экономического развития РФ единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Павлову А.Н. на основании абз. 3 пункта 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N <...>, отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты (Протокол N <...> от 16 сентября 2011 года).
Согласно абз. 3 пункта 17 Правил, отказ в постановке гражданского служащего на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты.
Разрешая заявленные Павловым А.Н. требования, суд, исходя из положений пунктов 2, 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", пунктов 6, 10, 18 Порядка формирования и работы Комиссии Минэкономразвития России для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от <...> г. <...>, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении указанных требований в полном объеме в связи с их необоснованностью, поскольку, как следует из представленных документов и объяснений сторон, Павлов А.Н. является собственником жилого помещения - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 42,2 кв.м. В указанной квартире зарегистрирована и проживает его мать.
Таким образом, учитывая, что Павлов А.Н. является собственником жилого помещения и общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет более 15 кв. метров, Комиссия пришла к правильному выводу об отсутствии у Павлова А.Н. права на предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Доводы Павлова А.Н. о том, что Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 года N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" и утвержденные им Правила были изданы в соответствии с нормами российского законодательства, действуют на территории Российской Федерации и в соответствии с данными актами могут учитываться только жилые помещения, расположенные на территории Российской Федерации и не подлежат учету жилые помещения, расположенные на территории других государств, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными, поскольку из буквального толкования п.п. "б" п. 2 Правил не следует, что при определении нуждаемости не должны учитываться жилые помещения, расположенные на территории других государств и подлежат учету только жилые помещения, находящиеся на территории Российской Федерации.
Кроме того, письмом Министерства здравоохранения социального развития РФ от 29 сентября 2009 года N 4660-17 разъяснено, что в соответствии с пунктов 27 Правил, при расчете размера единовременной выплаты учитываются находящиеся в собственности жилые помещения, в том числе принадлежащие гражданскому служащему и (или) членам его семьи доли жилых помещений. В этой связи жилые помещения за пределами Российской Федерации, принадлежащие на праве собственности гражданскому служащему и (или) членам его семьи, также учитываются при расчете размера единовременной выплаты.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что Комиссией правомерно было отказано заявителю в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, поскольку за пределами Российской Федерации на территории Украины на праве собственности ему принадлежит жилое помещение - квартира.
На основании данного решения Комиссии, Министром экономического развития РФ <...> правомерно был издан Приказ N <...> от 03 ноября 2011 года об отказе Павлову А.Н. в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим Минэкономразвития России, с которым Павлов А.Н. был ознакомлен под роспись 09 ноября 2011 года, а также с решением Комиссии.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Павлова А.Н. об обязании Комиссии и Министра экономического развития РФ <...> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав (препятствие к осуществлению прав), обязании комиссии пересмотреть решение от 16 сентября 2011 года N <...>, обязании Министра экономического развития РФ <...> отменить Приказ от 03 ноября 2011 года N <...> в части, касающейся Павлова А.Н.
Кроме того, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Павлова А.Н. об обязании соответствующего органа государственной власти (Комиссии), секретаря Комиссии <...> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав (препятствие к осуществлению прав), обязании Комиссии (секретаря Комиссии <...>) принять заявление от 16 ноября 2011 года и прилагаемые к нему документы, выдать справку о дате приема заявления от 16 ноября 2011 года и документов, датой приема документов для принятия на учет для получения единовременной выплаты считать 16 ноября 2011 года, которую отразить в регистрационном журнале Комиссии, о чем обязать Комиссию (секретаря Комиссии <...>), поскольку Павловым А.Н. были переданы не все документы, предусмотренные п. 6 Порядка формирования и работы Комиссии Минэкономразвития России для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07 мая 2009 года N <...>, что, как следует из представленных документов, Павлов А.Н. не отрицал в судебном заседании суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода не имеется.
Доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен, а равно требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы жалобы не опровергают выводов, сделанных судом первой инстанции при рассмотрении данного иска.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений, судом не было допущено существенных нарушений норм процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 381, 383 ГПК РФ, определил:
в передаче кассационной жалобы Павлова А.Н. на решение Тверского районного суда города Москвы от 29 февраля 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04 мая 2012 года по гражданскому делу по заявлению Павлова А.Н. об обязании Комиссии и Министра экономического развития РФ <...> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав (препятствие к осуществлению прав), обязании Комиссии пересмотреть решение от 16 сентября 2011 года N <...>, обязании Министра экономического развития РФ <...> отменить Приказ от 03 ноября 2011 года N <...> в части, касающейся Павлова А.Н., обязании соответствующего органа государственной власти (Комиссии), секретаря Комиссии <...> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав (препятствие к осуществлению прав), обязании Комиссии (секретаря Комиссии <...>) принять заявление от 16 ноября 2011 года и прилагаемые к нему документы, выдать справку о дате приема заявления от 16 ноября 2011 года и документов, датой приема документов для принятия на учет для получения единовременной выплаты считать 16 ноября 2011 года, которую отразить в регистрационном журнале Комиссии, о чем также обязать комиссию (секретаря Комиссии <...>) - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья Московского городского суда |
А.И. Клюева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского городского суда от 16 августа 2012 г. N 4г/8-6376/12
Текст определения официально опубликован не был