Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 апреля 2012 г. N 11-10226
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Шубиной И.И.,
судей Ульяновой О.В., Мухортых Е.Н.,
при секретаре Фомичевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по кассационной жалобе Козлова К.К. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 декабря 2011 года, которым постановлено:
обязать Козлова К.К. осуществить за его счет вывоз личного имущества, находящегося внутри металлического тента, и произвести демонтаж металлического тента N 2, расположенного по адресу: г. Москва, ..., в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу.
В случае неисполнения решения суда Управа района Замоскворечье г. Москвы вправе совершить демонтаж металлического тента, расположенного по адресу: г. Москва, ..., с последующим взысканием расходов с ответчика, установила:
управа района Замоскворечье г. Москвы обратилась в суд с иском к Козлову К.К. об обязании освободить земельный участок по адресу: г. Москва, ... путем демонтажа металлического тента N 2 и вывоза личного имущества, находящегося внутри металлического тента, в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу, а в случае неисполнения ответчиком вступившего в законную силу решения суда в установленный срок, предоставить истцу право исполнить решение суда самостоятельно за счет ответчика с взысканием с него понесенных истцом расходов. В обоснование своих требований истец указывал, что на земельном участке, расположенном по адресу: г. Москва, ..., располагается металлический тент N 2, который используется ответчиком без надлежащего оформления.
Представитель истца Управы района Замоскворечье г. Москвы по доверенности Ершов Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик Козлов К.К. в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам кассационной жалобы просит Козлов К.К.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Козлова К.К., представителя Управы района Замоскворечье г. Москвы по доверенности Ершова Е.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с нарушением требований закона и подлежит отмене по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в полном объеме, суд исходил из того, что Управа района вправе была предъявлять исковые требования к ответчику о демонтаже металлического тента, поскольку в силу статьи 29 Земельного кодекса РФ, правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности субъекта РФ - города Москвы, наделяются органы исполнительной власти города Москвы согласно действующему законодательству города.
Аналогичные положения содержаться в ст. 20 Устава города Москвы (далее Устав), согласно которой в собственности города Москвы, помимо прочего, находится земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников.
Правомочия собственника от имени города Москвы осуществляют органы государственной власти города в рамках их компетенции, установленной Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению от имени города Москвы могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Между тем, на момент подачи Управой района Замоскворечье г. Москвы искового заявления в суд - 22.03.2011 г., к ответчику о демонтаже принадлежащего ему металлического тента действовало Постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", в котором Управа района не была указана в числе организаций, уполномоченных предъявлять иски в суд от своего имени или от имени Правительства Москвы.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", уполномоченные органы исполнительной власти и города Москвы уполномочены распоряжаться находящимися в их ведении земельными участками.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 23.05.2006 N 333-ПП, право предъявлять в суды иски от своего имени или от имени Правительства Москвы предоставлено Департаменту земельных ресурсов города Москвы (об освобождении самовольно занимаемых земельных участков), префектурам административных округов города Москвы (о признании объектов недвижимости самовольными постройками, их сносе и восстановлении (рекультивации) территории строительства за счет средств застройщика, осуществившего самовольное строительство, по объектам, решения по которым приняты Городской комиссией (префектурам) и окружными комиссиями).
Пунктами 2.2.9, 2.2.10 "Положения о префектуре г. Москвы", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП также определено, что префектура в установленном порядке принимает необходимые меры к сносу самовольных построек в административном округе, в установленных Правительством Москвы случаях предъявляет в суды иски от своего имени или от имени Правительства Москвы, доводит в установленном порядке до сведения населения информацию о решениях судов о признании объектов самовольной постройкой и об их сносе. В установленном порядке принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, а также демонтажу (сносу) некапитальных объектов по окончании срока их эксплуатации.
Пунктом 2.3.12 Положения об Управе района г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП, определено, что Управа координирует работы по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей, а также временных и иных сооружений, не являющихся объектами капитального строительства, на основании принятых в установленном порядке решений.
При таких обстоятельствах, суд неправомерно сделал вывод о том, что Управа района Замоскворечье г. Москвы наделена была правом обращения в суд с иском к ответчику об освобождении земельного участка, занятого под установку металлического тента, на момент его подачи 22.03.2011 г., так как на тот момент уже действовало постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальным органам исполнительной власти города Москвы", согласно которому таким правом обладала только префектура округа, а также Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
Таким образом, исковые требования были заявлены в суд лицом, не имеющим полномочий на предъявление данного иска в суд, так как с момента принятия вышеуказанного постановления Правительства г. Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП Управа района стала осуществлять только координирующую деятельность, связанную с исполнением решения суда о демонтаже незаконно установленных объектов.
Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение
Судебная коллегия лишена возможности вынести новое решение по делу, поскольку допущенные судом нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, проверить заслуживающие внимание доводы и возражения сторон и после надлежащей оценки представленных сторонами доказательств, постановить решение в соответствии с требованиями закона.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 декабря 2011 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 апреля 2012 г. N 11-10226
Текст определения официально опубликован не был