Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 июля 2012 г. N 11-13188
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Вишняковой Н.Е.
и судей Быковской Л.И., Казаковой О.Н.,
при секретаре Батюевой А.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковской Л.И дело по апелляционной жалобе Ткаченко Ю.Д. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 21 февраля 2012 года по гражданскому делу по иску Ткаченко Ю.Д. к Минздравсоцразвития России, ОАО "Российские железные дороги" об обязании совершить действие, взыскании денежных средств, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ткаченко Ю.Д. к Минздравсоцразвития России, ОАО "Российские железные дороги" об обязании возобновить выдачу работающим инвалидам абонентских билетов наравне со здоровыми гражданами сроком до одного года в пределах календарного месяца, компенсацию за нарушение прав и непосильную тяжбу на протяжении двух лет в размере ... руб. из расчета ... рублей на каждого инвалида - отказать. Установила:
Ткаченко Ю.Д. обратился в суд с иском к Минздравсоцразвития России и ОАО "РЖД" и просил обязать ответчиком немедленно возобновить выдачу работающим инвалидам абонентских билетов сроком до одного года, взыскать с ответчиков ... руб. из расчета ... рублей на каждого инвалида. В обоснование исковых требований указал, что является инвалидом, имеет право на бесплатный проезд на поездах пригородного сообщения. На протяжении многих лет работающие инвалиды имели возможность приобретать в кассах пригородного сообщения абонентские билеты минимальным сроком на один месяц, а с 01.01.2010 такой порядок ликвидирован и работающие инвалиды должны приобретать разовые проездные билеты, что нарушает их права.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Минздравсоцразвития России в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика ОАО "Российские железнодорожные дороги" в судебное заседание не явился.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит Ткаченко Ю.Д. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав Ткаченко Ю.Д., представителя Минздравсоцразвития РФ по доверенности Казюлину Д.В., представителя ответчика ОАО "РЖД" по доверенности Бирюкову С.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Пункт 4 ст. 14 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусматривает, что проезд пассажиров на железнодорожном транспорте во всех случаях осуществляется по проездным документам (билетам), в том числе пассажиров, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации предоставлены льготы на оплату проезда на железнодорожном транспорте.
Согласно положений ст.ст. 2, 82 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами); пассажир обязан иметь проездной документ (билет).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328, был утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" регулируется предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего социальные услуги по предоставлению бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (пункт 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
В соответствии с вышеуказанным Порядком осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - граждане).
Вышеуказанным Приказом предусматривается, что проезд граждан на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по территории Российской Федерации без оплаты ими стоимости проезда осуществляется круглогодично без ограничения числа поездок и маршрутов следования; бесплатный проезд осуществляется на основании проездных документов (билетов), оформленных в установленном порядке; выдаваемые гражданам безденежные проездные документы (билеты) для бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения не подлежат передаче другим лицам, не обмениваются. Указанные билеты недействительны без документов, удостоверяющих право на бесплатный проезд, а также справки, выданной Пенсионным фондом Российской Федерации; гражданам при проезде на железнодорожном транспорте пригородного сообщения следует иметь безденежные проездные документы (билеты), сохранять их до окончания поездки и выхода с пассажирской платформы, предъявлять при проведении контроля в поездах, а также в пунктах отправления и назначения работникам контролирующих органов.
Судом установлено, что истец является инвалидом третьей группы по общему заболеванию и имеет право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте. Имея право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, он вынужден ежедневно приобретать разовые проездные билеты.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ткаченко Ю.Д. к Минздравсоцразвития России, ОАО "Российские железные дороги" об обязании возобновить выдачу работающим инвалидам абонентских билетов наравне со здоровыми гражданами сроком до одного года в пределах календарного года, взыскании компенсации за нарушение прав и непосильную тяжбу на протяжении двух лет в размере ... руб. из расчета ... рублей на каждого инвалида, поскольку установленный порядок организации перевозки граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения, согласно которому бесплатный проезд осуществляется на основании безденежных проездных документов (билетов), оформленных в установленном порядке, не нарушает право истца на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Положения Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. N 328, которым в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", регулируется предоставление гражданам набора социальных услуг, были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ. В решении N ГКПИ11-526 от 07.06.2011 г. Верховный Суд РФ указал, что в соответствии с Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год; Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании договора об оказании услуг по перевозке граждан - получателей социальных услуг железнодорожным транспортом пригородного сообщения, заключенного с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", направляет средства на предоставление гражданам бесплатного проезда путем оплаты счетов, представленных указанным акционерным обществом. При этом оплата по договору производится на основании данных фактического учета перевозок указанных категорий граждан и прогноза объемов этих перевозок на планируемый год исходя из их фактической стоимости.
Установление проезда льготных категорий граждан на основании безденежных проездных документов позволяет учитывать перевозки указанных категорий граждан для последующих расчетов по договору об оказании услуг по перевозке граждан.
Кроме того, ни ФЗ N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", ни ФЗ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" не содержит норм, запрещающих оформлять разовые проездные билеты в день осуществления поездки и норм, обязывающих в обязательном порядке оформлять абонементные проездные документы гражданам - получателям социальных льгот.
При вынесении решения судом первой инстанции учитывалось, что перевозчиком обеспечивается беспрепятственный доступ к билетным кассам пригородного сообщения и внеочередное оформление гражданам- получателям социальных льгот разовых проездных билетов.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречат материалам дела, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 21 февраля 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ткаченко Ю.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 июля 2012 г. N 11-13188
Текст определения официально опубликован не был