Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10 июля 2012 г. N 11-13307/12
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Шубиной И.И.,
судей Горбуновой В.А., Мареевой Е.Ю.,
с участием прокурора Киприянова А.В.,
при секретаре Борисовой Д.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мареевой Е.Ю. дело по апелляционному представлению прокурора ЮВАО г. Москвы Чубенко А.И. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 24 апреля 2012 г., которым постановлено:
"в удовлетворении иска прокурора ЮВАО г. Москвы к ЗАО "Микояновский мясокомбинат" об обязании исполнить требования действующего законодательства в области пожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресу: ... - отказать", установила:
прокурор ЮВАО г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к указанному ответчику, указав, что ответчик занимает помещения по адресу: ..., количество человек, находящихся в помещениях производственного комплекса - величина изменчивая, в связи с чем заявление подается прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Обращение прокурора с данным иском вызвано допущенными ответчиком нарушениями закона, которые напрямую влияют на противопожарное состояние объекта и в случае возникновения пожара могут причинить вред жизни и здоровью людей, в связи с чем просил суд обязать ЗАО "Микояновский мясокомбинат" исполнить требования действующего законодательства в области пожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресу: ..., а именно:
- оборудовать помещения здания строения 14 (административно-бытовой корпус, раздевалки) за исключением помещений административно-бытового корпуса автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 313 от 18.06.2003 (далее ППБ 01-03);
- оборудовать помещения здания строения 14 (административно-бытовой корпус, раздевалки) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа в соответствии с п.п. 3, 16 ППБ 01-03;
- освободить предусмотренный проектом проем из 2-ой центральной лестничной клетки в лифтовый холл на уровне 3-го этажа строения 14 (административно-бытовой корпус, раздевалки) в соответствии с п. 40 ППБ 01-03;
- демонтировать во 2-ой центральной лестничной клетке на уровне 7 этажа строения 14 (административно-бытовой корпус, раздевалки) перегородки в соответствии с п. 40 ППБ 01-03;
- демонтировать горючий материал в облицовке стен на путях эвакуации (в коридоре 3 этажа отдел ОПВК) строения 14 в соответствии с п. 53 ППБ 01-03;
- привести в исправное состояние автоматическую установку пожаротушения в помещении серверной строения 14 в соответствии с п. 98 ППБ 01-03;
- оборудовать помещения здания строения 13 (1-ый завод) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа в соответствии с п.п. 3, 16 ППБ 01-03;
- обеспечить предел огнестойкости дверей пожароопасных помещений (электрощитовых) не ниже Е1 30 в строении 15 (электроцех) в соответствие с ч. 3 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ;
- оборудовать помещения здания строения 10 (дефростер) автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с п. 3 ППБ 01-03;
- оборудовать помещения здания строения 10 (дефростер) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа в соответствии с п.п. 3, 16 ППД 01-03;
- оборудовать помещения здания строения 5 (прачечная) автоматической установкой пожарной сигнализацией в соответствии с п. 3 ППБ 01-03;
- оборудовать помещения здания строения 5 (прачечная) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа в соответствии с п.п. 3, 16 ППБ 01-03;
- оборудовать помещения здания РСЦ автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с п. 3 ППБ 01-03;
- оборудовать помещения здания РСЦ системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа в соответствии с п.п. 3, 16 ППБ 01-03.
В обоснование требований прокурор указал, что сотрудниками 2-го РОГПН Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве с 06.10.2010 г. по 22.10.2010 г. проведена плановая выездная проверка ответчика, по результатам которой были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, составлен акт проверки N 1135 от 22.10.2010 г., выдано Предписание N ... от 22.10.2010 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
С 07 по 10 ноября 2011 г. проведена выездная внеплановая проверка по контролю выполнения ответчиком ранее выданного Предписания N ..., по результатам которой установлено, что пункты 6, 7, 13, 18, 20, 21, 30, 59, 69, 70, 73, 74, 76, 77 Предписания в установленный срок не исполнены. Постановлением мирового судьи судебного участка N 268 Южнопортового района г. Москвы от 31.11.2011 г. ЗАО "Микояновский мясокомбинат" привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушений в виде штрафа, главный инженер ЗАО "Микояновский мясокомбинат" Барешенков А.А. 30.11.2011 г. привлечен к административной ответственности в виде штрафа за неисполнение в установленный срок указанных пунктов Предписания.
В судебном заседании помощник Лефортовского межрайонного прокурора г. Москвы Гаврилова М.Н., действующая по поручению прокурора ЮВАО г. Москвы, требования поддержала по доводам иска.
Представитель ответчика ЗАО "Микояновский мясокомбинат" Ременников И.Г., действующий на основании доверенности, иск не признал по доводам возражений, которые поддержал в судебном заседании.
Представитель 3-го лица - 2 РОГПН Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве в судебное заседание не явился.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционного представления, поданного 23 мая 2012 года, просит прокурор ЮВАО г. Москвы Чубенко А.И.
В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица 2 РОГПН Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве, согласно имеющимся материалам, о месте и времени рассмотрения дела он извещался, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения прокурора Киприянова А.В., представителя ответчика ЗАО "Микояновский мясокомбинат" по доверенности - Ременникова И.Г., обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами и материалами дела, требованиями закона и отмене не подлежит.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
Разрешая заявленные требования, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.
Согласно положениям п. 1, 9 утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. N 868 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. МЧС России в пределах своей компетенции: издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Микояновский мясокомбинат" занимает помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Талалихина, д. 41.
Сотрудниками 2-го РОГПН Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве с 06.10.2010 г. по 22.10.2010 г. проведена плановая выездная проверка ответчика, по результатам которой выявлены нарушения правил пожарной безопасности, составлен акт проверки N ... от 22.10.2010 г., выдано Предписание N ... от 22.10.2010 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
С 07 по 10 ноября 2011 г. проведена выездная внеплановая проверка по контролю выполнения ответчиком ранее выданного Предписания N ..., по результатам которой установлено, что пункты 6, 7, 13, 18, 20, 21, 30, 59, 69, 70, 73, 74, 76, 77 Предписания в установленный срок не исполнены. По результатам проверки 10.11.2011 г. ответчику выдано Предписание N ... об устранении приведенных выше нарушений, срок устранения установлен до 01.10.2012 г.
При проведении внеплановой проверки по поручению прокурора ЮВАО г. Москвы 06.04.2012 г. выявлено, что нарушения требований пожарной безопасности по пунктам 13,20 Предписания N ... от 22.10.2010 г. устранены.
В соответствии со ст. 20 ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
На основании ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 2 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. N 313 "Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (далее ППБ 01-03), организации и их должностные лица, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отказывая прокурору ЮВАО г. Москвы в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что 2-ым РОГПН, являющимся структурным подразделением МЧС России, на который возложены функции по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, определен порядок понуждения ответчика к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.10.2012 года. На момент рассмотрения дела суда указанный срок не наступил. Предписание контролирующего органа N ... от 10.11.2011 г. не отменено, в установленном порядке не обжаловано. При этом, в ходе рассмотрения дела, представитель 3-го лица суду пояснил, что обстоятельств, препятствующих осуществление ответчиком производственной деятельности и требующих приостановление деятельности до устранения нарушений требований пожарной безопасности, не выявлено. В связи с чем, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для понуждения ответчика к устранению нарушений требований пожарной безопасности в судебном порядке, до истечения установленного Предписанием государственного контролирующего органа.
Доводы апелляционного представления фактически сводятся к несогласию с выраженным в решении мнением суда по существу спора, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, и в целом сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, что само по себе не может служить основанием к отмене решения суда.
Доводы апелляционного представления, что предписание органа надзорной деятельности ответчиком не исполнено, в связи с чем возникла необходимость прокурорского вмешательства, не могут быть приняты во внимание.
Как установлено в судебном заседании, после проведенной прокуратурой проверки, ответчик разработал ряд мероприятий по устранению выявленных нарушений, в частности заключил договора от 16.03.2012 года и от 02.03.2012 г. с ООО "Б" на ремонт, пуско-наладку автоматической установки газового пожаротушения, установки пожарной сигнализации и систему оповещения людей о пожаре (л.д. 73-79, 87-91), от 02.04.2012 г. с ЗАО "ИКА" на выполнение комплекса проектных работ по разработке рабочего проекта системы адресной автоматической пожарной сигнализации на базе оборудования ЗАО НВП "Б" и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 типа в административно-бытовом корпусе на 2-8 этажах (л.д. 80-86). То есть, ответчиком была устранена часть выявленных нарушений пожарной безопасности, что не отрицал представитель 3-го лица в судебном заседании.
Принимая во внимание изложенное, суд обоснованно сделал вывод о том, что ответчиком предприняты меры к устранению выявленных нарушений, но не все выявленные нарушения устранены до настоящего времени.
В то же время суд правомерно указал, что срок для устранения нарушения требований пожарной безопасности установлен ответчику до 01.10.2012 г., который не истек, в связи с чем требования прокурора отклонил.
Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 24 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора ЮВАО г. Москвы Чубенко А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.